Darth Kenoby
15:24 03-04-2022
В свете текущих событий из пыльного чулана достали инцидент с малайзийским Боингом MH-17 (кстати, очень странное наименование рейса, вроде как совсем не по ICAO, где две буквы три цифры, поправьте меня те, кто в теме шарит лучше, почему так; или это бортовой номер был? тоже странный), сдули с него пыль и теперь вновь периодически предъявляют почтенной публике. Разумеется, в контексте обвинения России.

Я сейчас даже не буду говорить о том, что Россия предоставила кучу доказательств своей непричастности, начиная от данных трекинга маршрута и кончая данными из журналов о постановке той самой ракеты на боевое дежурство, что она точно была не российской, а бук служил на Украине (в чьих конкретно он руках был на тот момент, уже дискуссионный вопрос, но не суть, не у России, у нас свои есть). Я сейчас хочу сказать о другом - что это все - не важно. Кто сбил, кто сбил ... Да плевать, кто сбил. Это в текущей ситуации не играет никакой роли, по одной простой причине - отсутствия состава преступления в действиях операторов ЗРК. Неважно, чей был ЗРК, кто принимал решение и кто дал на кнопку. Есть международные авиационные правила. И одно из них гласит об облёте опасных районов. Туда же относятся и районы с ведущимися боевыми действиями.

Я сейчас приведу одну аналогию. 1983 год. Другой Боинг, но тоже ЮВА. Рейс Анкоридж-Сеул. Боинг был корейский. Вот там ни у кого никаких сомнений не было, кто сбил, собственно и атаковавшая сторона не отказывалась от свои действий. Сбили его ПВО СССР. Сбили согласно всем международным правилам - потому что Боинг зашёл в запретный район, который был обозначен на всех картах как бесполетный. Там даже боевых не велось, просто все были в курсе, что там летать нельзя. Официальная причина - отклонение от курса. Фактически же - тайна покрытая мраком, так как записи самописцев засекретили (с чего бы, если это просто ошибка пилота?)

Кто виноват в обоих этих случаях? Тот кто завел самолёты в запретный район. Кто ведёт самолёты в тот или иной район? Кто сказал - пилот? Садись - два! Самолёты, дети, ведёт диспетчер. Именно диспетчер и виноват в обоих этих случаях. В смысле, два диспетчера. Ну, вы поняли. Малайзийский Боинг на момент трагедии вел украинский диспетчерский центр. Какой конкретно, могу путать, но вроде как чуть ли не Борисполь. И тут опять же не важно, что там с официальным статусом конфликта на Донбассе было - диспетчер обязан знать, что этот район - опасный, что там уже пару месяцев воюют. Малайцы этого могли не знать, да им - и не надо. Они доверяли диспетчеру. Диспетчер завел их в опасный район, где палят все и по всем без разбора. Как закономерный результат - крушение. Всё! Аллес, точка, финиш.

Виноват всегда тот, чьи действия стали причиной конкретного случая.