pakt
06:52 25-06-2022
Полурофельный тейк про то, что государству необходимо обучать грамоте своих подданных, чтобы проще было скармливать им пропаганду, обрастает базой:
Декрет СНК о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР от 26 декабря 1919 года. .
...
8) Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности.

http://docs.historyrussia.org/ru/no...t/page/2/zoom/4

Вот, например, автор статьи задаётся вопросом по декрету 19 года:
Теперь вопрос: а каковы результаты? Лишь спустя 20 лет (перепись 1939 года) грамотность у граждан возрастом до 50 лет поднялась до уровня 90%. Нет, это быстро, конечно же, и всё равно почти поколение ушло на эту самую ликвидацию.

Зачем это было нужно? Вот большевиков за многое можно ругать, однако только не в отсутствие системного подхода. До двух масштабнейших социльно-экономических преобразований – индустриализации и коллективизации – оставалось ещё 10 лет. А в этих нетопленных комнатушках по слогам читали «Мы не рабы, рабы не мы» (фраза из «Букваря для взрослых») те, кто затем будет принимать участие в строительстве этих предприятий и работать на них. Не говоря уж о том, что будущая Великая Отечественная – это война машин и механизмов, освоить которые человек неграмотный просто не в состоянии.

Ну и, конечно же, всеобщая грамотность сильно расширяла поле отбора для последующего образования, вплоть до высшего. И та же самая ядерная бомба, которая крайне неприятно удивила американцев в 1949 году – она тоже родом из 1919-го.

https://histrf.ru/read/articles/dli...ietiiu-likbieza


То есть оправдывает необходимость в ликбезе грядущими свершениями, которые произойдут десятилетия спустя.

Во-первых: 19 год, алоэ. Гражданская в разгаре. Интервенция, разруха и голод. Максимально тяжёлое время для советов, хер его знает, кто победит. При этом большевики освобождают от работы тех, кто готов учиться читать, и готовы оплачивать работу тем, кого заставили преподавать. И вся эта трата ресурсов постфактум у нас объясняется "системным подходом". Да, охуенно, большевики-визионеры.

Во-вторых: бомба у него родом из 19-го. Это ж не так, что участники атомного проекта (разумеется не только они, вообще вся наша "техническая интеллигенция") либо обучались в ри, либо обучались у тех, кто обучался в ри.

В-третьих: неграмотный человек вполне может освоить эксплуатацию машин и механизмов уровня середины двадцатого века, это уже просто подмена понятий: безграмотный не равно тупой, а значит вполне себе обучается по схеме -"увидел - запомнил - повторил". А тупому и грамота не поможет.
Комментарии:
голоса в моей голове
07:35 25-06-2022
По третьему пункту не согласен. Машины были уже довольно сложными. Возьми хоть устройство карбюратора, или коробки передач. Тут на пальцах не покажешь, нужно курить теорию. Учебники печатать гораздо проще, чем производить грамотных людей.
От неграмотного человека на производстве больше проблем, чем пользы.
pakt
08:05 25-06-2022
голоса в моей голове я видел и токарей шестого разряда, и мехводов - отличников боевой подготовки, которые никакую теорию в глаза не видели, читали по слогам и не понимали ровно нихуя из прочитанного, что не мешало им вообще никак. Коробку передач мехводам преподы в учебке рисовали на доске, и показывали в разрезе, вполне доходило и без книжек. Я электромонтёром (БЧ-5) был несколько лет, ваще не зная никакой теории: показали обмотку-ротор-статор, и вперёд (а как оно работает - хуй знает, магия), это ещё повезло, что тогда лодки без топлива стояли, а то ещё бы и в моря походил с таким вот багажом знаний матчасти - впрочем, уверен, что справился бы и без теоории. Так себе апелляция к личному опыту, понимаю, но сходу думать лень. Искренне считаю, что грамотность переоценена.
голоса в моей голове
08:51 25-06-2022
pakt как слесарь шестого разряда чертежи читал? Я понимаю, там текста не много. Но всё-таки.
pakt
12:31 26-06-2022
голоса в моей голове по слогам.