emergency
14:55 15-07-2022 Сад и крест: Материалистическая интерпретация Библии (продолжение)
Мы остановились на евреях (авраамитах) которые много бегали по ближнему востоку, отовсюду огребали, всех называли язычниками и потом в библии расписывали им всевозможные кары господни. В процессе побывали в Египте, между прочим в центре цивилизации того времени, там просветились (например научились цивилизованному рабовладению, ну а еще выдумали собственную письменность). И в частности на основании полученных знаний проапгрейдили иудаизм.
Еще Авраам придумал обряд обрезания, чтобы таким образом выставлять несмываемые метки на адептах, снимай ка штаны, посмотрим не из этих ли ты, друх. При этом повторюсь, это совершенно не значит, что Авраам действительно существовал. Это вполне мог быть собирательный образ.

Старательное перечисление имен кто от кого родился в Библии - это фактически описание кланов, на которые делилось еврейское общество. У средневековых людей это вообще самое важное в жизни - знать кто из какого клана.

После египетского плена евреи (с боем естественно) переселяются в Ханаан, где к тому времени уже минимум полторы тысячи лет своя атмосфера и довольно развитые города-государства, крупнейшее из которых - Иерусалим. Евреи тут же принялись с местными ханаанцами (этими самыми городами-государствами) враждовать. Но там все друг с другом враждовали это норм.

Далее книга подробно описывает отношения племен, это все неинтересно. Далее Моисей - второй после Авраама (тоже скорее всего вымышленный) вождь евреев. В отличие от вождя племени Авраама - Моисей уже образованный человек, и он переводит племя на следующую ступень, составляет свод законов (судя по всему не только заповеди).

Далее материалистическое описание чудес во время сороколетнего шороебения по пустыням. Вообще когда перечитывал библию я - думал что этот период путешествий как раз лучший кандидат на время возникновения всей религии. Ну то есть выглядит сомнительно чтобы все вообще евреи реально полвека ходили по пустыням. Их с полмиллиона человек, я думаю реально ходила небольшая часть, остальная где-то осела. И вот эта суровая тусовка за время путешествий вполне могла выдумать себе лор и чудес и заповедей и все что угодно, и по возвращению в лоно цивилизации - уже с этими историями прийти. Во время этих странствий, как я думаю, возникли и идеи о богоизбранностии претензии на Ханаан. Впрочем опять же, это все мифология, никаких странствий по пустыне могло вообще и не быть, как очевидно не было, к примеру и магически расступающегося моря.

В любом случае далее власть переходит следующему мифическому персонажу - Иисусу Навину - который занимается захватом Ханана и созданием израильского царства. Автор описывает все детали крайне подробно, еще чуть чуть и будет диалоги писать, и читать их скучно, потому что видно, что он выдумывает от себя, ну то есть кроме библии никаких источников у него нет.

Библия описывает захват Ханаана как следствие божественных чудес (естественно) но вообще говоря кочевое племя этаких фрименов обладает вполне неплохими боевыми способностями, это мы отлично знаем. Тем более что Ханаан состоял из разрозненных городов-государств, которые скорее всего и между собой тоже собачились непрерывно, а евреи, надо отдать им должное, таки приносили некоторую централизацию, видимо переняв идеи у Египта. Во многом это можно считать не захватом а колонизацией. Впрочем грань между ними всегда была несущественной.

После смерти Навина как всегда государство начало разваливаться, разделилось на Израиль и Иудею, пошла эпоха судий, все как обычно. Это одна из скучнейших частей библии (и наиболее историчная) и автор еще скучнее ее пересказывает. Дробление продолжилось в эпоху царств, фактически Ханаан под еврейским управлением вернулся в состояние городов государств. Опять же этот процесс мы видели неоднократно в истории любых регионов, в той же киевской руси например все происходило примерно по тем же траекториям.

Иии нет, сегодня я не дочитаю. Все, завтра точно доберу остаток.
В целом очень ок книга. Слишком детальная, на мой вкус, но опять же мало ли людям интересны детали. Мне не так чтобы.