emergency
00:26 12-08-2022 Новая Кембриджская история Средних веков, 500-700 гг. Том 1. Часть 1
Наконец-то дочитал. Я в полном восторге. Очень очень крутая книга.
Совершенно огроменная. Под катом отметки на полях, но многие из них я уже выставлял отдельными записями.

На следующем витке будет вторая часть первого тома. Я толком даже не знаю как буду ее доставать, в элеткронном виде ее нет, это надо как-то заказывать из россии в турцию, а значит придется либо тягать родных чтобы слали мне книги по почте, либо искать знакомых, которых можно на это подписать, либо в худшем случае нанимать курьера.

Вощем оставлю это будущему мне. Обычно на виток уходил где-то месяц-полтора. Через месяц посмотрим.

Многотомник 2005 года выпуска. На русский только в 2020 перевели первый том. Не уверен что осилю серьезную историческую литературу на инглише, так что пока этот переведенный том посмотрю для начала.

Изначально описываются последние пять веков Древнего Рима (чудовищный на самом деле срок по меркам любой современной империи, представьте если бы СССР существовал хотя бы пять веков, мало существовал - представьте если бы он только загибался, уже после периода могущества пять веков, и потом еще десять веков загиналась бы его византийская часть, он бы вообще считался сейчас древней империей на которой мир стоит и без которого вселенная немыслима, типо янезнаю, китая).

Так вот описывается что в первом-втором веках нашей эры олигархическая система сенаторов в Риме менялась на бюрократию принципатов (по Риму я еще отдельно пройдусь однажды).

Бюрократизация пошла дальше, регионы потеряли власть (где же я все это видел) и к третьему веку там правили военные, тоже порядком разжиревшие от прекращения экспансии. К середине третьего века солдаты провозглашают 25 императоров и почти всех убивают. Эпохой раздора пользуются варвары и пошло поехало.

Ответом на кризис третьего века стало привлечение ко власти иностранцев - не италийцев. Римское гражданство распространяется на всех жителей империи кроме бомжей. Мало того, коллегиальность привносится во власть - править начинают сразу четыре императора. Вводится сложная система назначений, которая впрочем долго не держится, так что чуть продержавшись - империя снова сваливается в гражданские войны и возвращается к передаче власти по наследству. К этому времени рим разделяется на пять полунезависимых провинций - Испания, Британия+Галлия, Африка, Балканы+Дунай, Восточное средиземноморье (в которое включается и сам Рим). Это предвестник окончательного разделения на западный и восточный рим.

Это позволяет империи с горем пополам продержаться до четвертого века. К этому времени формируется нечто похожее на современную американскую систему - когда есть федеральное управление и есть областное, и они разделяют полномочия. Отдельные области вполне неплохо защищают себя, так что опасность захвата варварами на век отступает (совсем не так мало времени, как может показаться). Однако, как всегда, начала нарастать бюрократия, теряться управляемость. Под этим соусом начало поднимать голову христианство язычество. Власть римского императора объявлялась дарованной богом, все что мы отлично знаем и любим.

За последней вспышкой язычества идет первая христианства - Рим крестится. Столица переносится в Византию. Религия трансформируется из собраний общин в соборы, сроки второго пришествия отодвигаются, систематизируется Библия. Впервые появляется та самая догма - как правильно верить.

На окраинах идут поражения от готов. Им пытаются давать земли в империи, при этом под властью своих вождей, они бунтуют. Варвары проникают в армейскую верхушку и к концу четвертого века начинают контролировать императоров.
Восток постепенно поднимается, запад наоборот теряет силы и становится легкой добычей для варваров.

К началу пятого века Западный Рим уже полностью в процессе торговли-войны-союзов с варварами, потеряв статус империи. На троне марионетки. В 476 году последнего (не признанного Византией) свергают варвары.

В целом развитие стран делят на фазы:
1) В стране идет установка нового режима.
2) Прекрасный период пока режим установлен и постепенно упорядочивается.
3) Загнивание режима, когда бюрократия нарастает слишком сильно и теряет адекватность.
4) Темный период развала и быстрой смены марионеточных правителей.
5) GOTO 1

При этом на четвертом этапе всегда есть риск развала страны.

Учебник выступает против точки зрения - что варвары разрушили Римскую империю. По мнению авторов все было наоборот - империя сама по себе разрушалась, и уже это позволило варварам ее занять.

Отдельно авторы отмечают, что само понятие "варвар" у римлян означало не только национальность, но так же культурность. То есть римлянин, переставший следовать римским обычаям - тоже считался варваром. Таким образом в теории "варварский захват" мог вообще не быть никаким захватом, а тупо сломом обычаев внутри самого же местного населения. Хотя конечно захватов и в том числе варварских там тоже хватало.

Учебник предполагает что объединения варваров в готов, пиктов, франков и т.д. сами же римляне и придумали.

Ключевой датой падения Рима считается 388 год, когда варварами был казнен император. В 418 году империя отступает от Северной Галлии. К 500 году западная римская империя полностью захвачена варварами.

При этом точно так же как ранее провинции причисляют себя к римлянам - к 700 они уже причисляют себя к франкам, готам и прочим.
Причем эта трансформация происходила по разному на разных территориях. На территории будущей Франции к примеру вообще очень долго люди называющие себя готами и франками это была ровно та же римская администрация, особенно огромная ее часть ушла от прямого управления в церковные власти, собственно почему от римлян язычникам передалось и христианство и даже латиница еще две тысячи лет прожила.

Далее учебник очень подробно проходится по тому, как нужно понимать исторические источники, какие источники бывают и как наука с ними работает.

Да кстати выживание Византии объясняется именно тем, что на ближнем востоке территории еще хотели называться римом, еще считали его цивилизацией, к которой хочется стремиться, а на западе уже всем было довольно срать, и каждый считал что сам себе рим.
Впрочем у Византии свои проблемы - близость персов, которые сами с усами.

Главным внешним признаком перехода от античности к средневековью считается падение городов, как главной культурной единицы.

Шестой век. Изначально рассказывается о Византии, опять же несколько срывая шаблоны. Описывается, что Византия в это время на пике расцвета, очень успешно воюет с ближним востоком (который еще не мусульманский), участвует в войнах на западе, снова захватывает Рим (уже после разрушения того вандалами). Причем с одной стороны она да - отвоевывает бывшие римские провинции от варваров, но при этом все варвары сами же присягают византийскому императору. То есть Византия участвует в битвах одних варваров против других.

Главная проблема Византии на этом этапе - она поощряет развал церкви. Именно в это время намечается разделение на католиков и православных, плюс на Балканы (тоже в прошлом римская провинция) приходят славяне со своими представлениями, плюс у варваров некий микс из язычества и христианства, плюс вот-вот на огонек заглянет еще ислам. Фактически именно захват Италии обостряет эти противоречия, когда недавние римские граждане вынуждены начинать верить чуть иначе, причем новая религия не прогрессивнее старой, это минимально различающиеся версии одного и того же.

Вощем упор идет на то, что проблемы Византии ровно те же, что и у западной римской империи - потеря культурной доминации.

Далее описывается что делали в 5-6 веках в Италии и Испании, и там в целом все это очень похоже на историю Киевской Руси - все непрерывно воюют со всеми. И больше ничего не происходит. При этом все пытаются заручиться поддержкой Византии, римские города в основном сносятся именно в процессе междоусобных войн. Аналогично римская администрация, сенаторы и прочий госаппарат - варвары намеренно не сносят, и вообще варваров не так чтобы много, это военные отряды. Но из-за постоянных войн структура власти разваливается, люди сбегают, за два столетия античность трансформируется в раннее средневековье.

При этом многие римские политики уходят в католическую церковь. В результате она усиливается в роли отдельной власти, поднимаются монастыри. В отличие от Византии, где централизованная церковь (что вообще признак православия), католицизм как минимум начинает с более раздробленной структуры, при этом варвары обычно принимают христианство в форме арианства (опять же отличия от католиков несущественные, но они есть). В 506 году все эти типы проводят первый собор и начинают координировать свои усилия, на фоне воюющих варваров.

Чисто по векам разделение такое:
Четвертый век - поздний Рим.
Пятый - постепенное начало хаоса на окраинах Рима, отделение территорий и начало на них войн варваров.
Шестой - войны варваров по всем территориям бывшей западной римской империи.

В шестом веке еще не появились династии (хотя каждый правитель пытался их основать), еще не было общепринятых правил престолонаследия. Все очень быстро перетрахались политическими браками и стали друг другу родственниками, но при этом продолжали резать родню так же как и остальных.

Одновременно как нечто среднее между королями и священниками появляется третья сила - средневековая аристократия. Прослойка местных чиновников на местах, которые требуются королям для контроля над территориями. Фактически церковь корона и аристократия это три столпа власти, непрерывно воюющие между собой.

Частью этой борьбы был условный уход от политики священников. Ну то есть не смотря на все влияние (огромное) ушедший в монастырь священник не мог стать королем (обычно). Таким образом эти ветки власти несколько ограничивали влияние друг друга без прямой войны (обычно). Однако церковь в шестом веще еще напрямую не назначает королей. Эти силы пока что какбы обходят друг друга стороной.

В целом троевластие создает достаточно стабильную структуру, когда стоит любой группировке возвыситься, и оставшиеся две объединяются против нее. В некотором смысле условное троевластие делает двупартийная структура, когда третья власть это народ, который присоединяется к одной из двух партий, в случае злоупотребления другой. Очевидно в шестом веке народ не решал ничего.

Далее Британия, Шотландия и Ирландия, где происходило все то же самое, но значительно беднее. Там же слабее была и церковь.

Кстати описывается что англосаксы как отдельные племена сформировались уже после того как осели на римских территориях. И опять же - это в основном были ровно те же люди что и раньше. То есть сначала люди перестали считать себя римлянами, а потом уже решили что ок, пускай тогда они бритты и саксы и пикты и прочие.

И наконец седьмой век. Первая половина.
Для Византии теперь уже все довольно плохо. Ее теснят персы (пока еще зороастрийцы, а не мусульмане). Они берут Иерусалим и кучу окраин. Внутри империи идут успешные восстания. Одновременно наступают авары (которые позже создадут на территории европы даже аварский каганат, но будут быстро и полностью уничтожены к девятому веку).

Византийцы отбивают и тех и других к 630 году, однако это настолько ослабляет Персию, что та падает под атаками арабов-мусульман, ну и пошло-поехало. Уже в 636 арабы уничтожают армию самих византийцев. Двумя годами позже они захватывают Иерусалим. Неизвестно, сколько бы еще арабы тут же и позахватывали, но в 661 они сами раскалываются на суннитов и шиитов, и начинают воевать между собой, так что Византия на некоторое время выдыхает.

Окончательного раскола между католиками и православными еще не произошло, да и пока не может быть - Рим еще в шестом веке захвачен византийцами, римские папы напрямую назначаются патриархами, но даже это не мешаем им бунтовать и возмущаться нестыковками в верованиях (главная из которых - человеко-божественная сущность Христа).

Византийцы неудачно пытаются вернуть Италию, тем временем в 670 арабы собираются снова вместе и возобновляют наступления. Однако византийцы успешно держат оборону, таким образом все покоцаны и остались при своих.

На Балканах свои варвары - там свеженародившийся (еще не мусульманский) хазарский каганат теснит болгар, которых еще античная византия считает братушками, и помогает.
К концу века Византия неплохо стоит на ногах - западная и восточная церкви уладили все вопросы, мусульмане оттеснены.

Постепенно язык Византии меняется на греческий. Она все дальше отходит от римских корней. К концу века собирается вселенский собор, на котором принимается сотня канонов, которые во многом действуют в православной церкви до сих пор.

Далее про зарождение ислама. Доисламская саудовская аравия крайне походит на обычаи фрименов дюны (точнее конечно наоборот). Сразу уточняется, что рядом с аравией еще с четвертого века существовала христианская эфиопия. То есть разнообразных проповедников в аравии всегда было до жопы. В шестом веке странным образом среди арабов был даже царь проповедующий иудаизм, хотя казалось бы где евреи а где арабы. Это очень даже помогало ему резать христиан, а потом огрести от византии за это. В целом библейскую история арабы знали, собственно поэтому коран и опирается на библию, как на что-то само собой разумеющееся.
Потом и сами византийцы, живущие рядом с саудовской аравией - тоже были теми еще культистами.

В Сирии и Ираке шестого века, хотя официальной религией и был зороастризм - тем не менее он воспринимался скорее как дань традиции, и самих умеренных христиан было полно, так что опять же почва под переход в ислам была богатейшая. Плюс верховная власть там была слаба у нее были и внутренние проблемы и извне из прилично раздолбала Византия, так что для арабов они были несложной добычей.

Идет описание жизни Мухаммеда, максимально скептическое к религиозным источникам. Мухаммад умирает в 632 году, при этом хотя основы ислама им и заложены - каких-то невероятных завоеваний не сделано, то есть он захватил несколько городов (те самые Мекку и Медину), но фактически это только небольшой кусочек Саудовской Аравии, которая сама по себе не так чтобы самая крутая на свете страна.
Мухаммад кстати, в отличие от Иисуса, всегда подчеркивал что он просто человек и никакими волшебными перками не обладает, только доносит до людей точку зрения бога.

Далее к 644 первые два исламских халифа очень быстро захватывают всю Саудовскую Аравию, Ирак, Иран, Палестину, Сирию и ближайшие византийские провинции. В том числе мусульманами захвачен и Иерусалим. В 645 захвачен Египет.
Далее мусульмане строят внушительный флот и в 649 захватывают Кипр и атакуют Сицилию. В том числе успешно гасят византийскую флотилию.
Однако с этого момента завоевания замедляются. Уже в Африке движение идет кое как. Однако к 720 году мусульмане захватывают Испанию. В 751 они пытаются двигаться в сторону Китая, но быстро от тех огребают. С этого времени экспансия меняется на консолидацию.

Ключевым фактором успешных завоеваний на первом этапе авторы считают то, что за несколько десятилетий прошел прорыв плотины, и народы аравии расселились по территориям соседних империй. То есть завоевателей встречали с распростертыми объятиями. Религия скорее помогала всей этой силе тут же не развалиться.
Аналогично как и при захвате Рима - арабы работали как бандитская крыша, то есть не сносили местное имперское управление, так что система не редко легко отдавалась, тем более что империи были в разрухе.

Что важно - христианам, евреям, сабиям, зороастрийцам, а позднее и буддистам ислам обещал свободу вероисповедания и защиту, требуя только выплату налогов (то же самое, что требовали от них и так). Насильно обращались в религию только совсем дикие племена, то есть изначально это все не было религиозными войнами. Более того, хотя исламисты и захватывали города - то есть подчиняли их своей власти, при этом они не захватывали города - то есть не выгоняли жителей. Чаще всего вообще они селились рядом с городом (по привычке) выстраивая рядом гарнизоны.
То есть в целом вели себя крайне разумно.

При этом сами византийцы тоже часто воспринимали это нашествие - как наказание за их религиозные противоречия с константинополем (а у них было дочерта споров с патриархом). Точнее даже - наказание константинополя. То есть как что-то в целом богоугодное. Тем более что они воспринимали ислам как еще одно ответление христинства, которых тогда было дохера, и какие-то главные еще не выделились. Это уже пятью веками позже католики объявят это нашествие каким-то адом на земле. Сейчас византийцы сопротивлялись, но тоже довольно умеренно.
Более того не только сами нападающие считают себя воинами Аллаха - захватываемые ими народы тоже нередко считали, что их захватывают по прямому указанию бога.

В 685-705 исламская империя ищет и находит идентичность. Столица переезжает в Дамаск, формируется уже собственное управление. Принимают свой современный вид мечети и ритуалы.

Далее Испания (вестготы). В седьмом веке церковь все сильнее сживается с властью. Она уже начинает принимать решения, противоречащие константинопольским соборам. При этом Рим (город) до сих пор под контролем Византии, то есть сопротивление зреет в других областях бывшей западной империи. Наконец в начале седьмого века Византию полностью изгоняют из Испании, пользуясь тем, что ей вообще не до того.

В 633 с централизацией усиливается бюрократия и в противовес ей церковь объявляет королевскую власть священной.

Это работало и в обратную сторону - соборы начали собирать и сами монархи, то есть они тоже начали влиять на церковь. Уже в 636 году на соборах только управление страной и обсуждалось, то есть церковь полностью слилась с властью.

Далее идет устранение разделений между гражданской и военной властями (бывшее в риме) - с этого времени короли так же являются и военачальниками.

К концу века неприкосновенность (и богоугодность) распространяется не только на королей, но и на их семью, и даже аристократии немного перепадает. Таким образом выделяются касты.

Все это продолжается до 710 года, когда начинается гражданская война, на огонек прибегают арабы и начинают захваты. И к 714 году уже большая часть Испании ими захвачена.

Далее Франция (франкия). Там идет смена власти с Меровингов на Каролингов. В остальном во Франции происходит очень мало всего. Идет монастырское движение, церковь крепнет и проникает в сельское население (учитывая обеднение и падение городов - это логично).