emergency
09:48 28-11-2022 Изобретение новостей. Как мир узнал о самом себе (с) Петтигри
Средневековые люди мало доверяли письменным новостям (не то, что мы хаха) - пресса выглядела так: человек из одного города приезжал в другой, жил там какое-то время, потом возвращался и рассказывал что увидел. Вопрос - в чем отличие, он рассказал текстом или голосом? Ответ - текст еще черт знает кто написал, а голос вот понятно чей, своего парня.

"Европейские правители готовы были щедро заплатить за изве­стие о важном событии, однако они предпочитали дождаться вто­рого, а то и третьего подтверждения, прежде чем предпринимать какие-либо действия."

"Когда в 1585 году на соседний город Нойс напали войска протестантского архиепископа Герхар­ да фон Трюксесса, до Вайнсберга дошло по меньшей мере двенад­цать разных версий, как именно солдаты проникли в город незаме­ченными. Он также расспросил свидетелей этого события, которые ему рассказали свои версии событий. Городской совет отправил не­сколько посыльных, чтобы те узнали, что же произошло на самом деле, но они просто-напросто не смогли попасть в город. Вайнсбергв конце концов пришел к выводу, что правду, вероятно, узнать им было не суждено."

Прошло шесть веков - и нихера не изменилось.

"Лишь в XVI веке мы обнаруживаем зарождение коммерциали­зации новостных услуг. Впервые зарабатывать деньги на распро­странении новостей начинает группа торговцев в городах Италии. Здесь, на самом изощренном новостном рынке Европы, эти влия­тельные мужчины предлагали своим клиентам еженедельный руко­писный брифинг. ... Это было дорогое удовольствие, как, впрочем, и жажда прави­телей и их советников, поэтому они подписывались на несколько таких рассылок. "

"Что может быть более увлекательным, чем рассказ о какой-то катастрофе в далеком месте или ужасном убийстве?"

Газеты появляются в 1605, однако вытесняют собой брошюры только к концу 18 века. Только к этому времени начали появляться журналисты. До этого фактически единственным источником информации был владелец он же издатель брошюры-газеты, причем почти всегда он находился на прикорме у местного феодала и продвигал его точку зрения.

Независимые журналисты появляются в 18 веке после борьбы за свободу слова в Англии. Так же здесь сказалось развитие почтовой связи и доступность ее для большинства людей.

В 1490 император Максимилиан начинает создание первой имперской почтовой службы (только заработает она где-то через век). Ну, после древних римлян конечно. И после Ватикана, у которого почтовая служба была раньше. Впрочем подозреваю что в Византии в Китае и в Золотой Орде тоже были свои почтовые службы. Точнее в Орде и в Китае точно были.

Кстати до 15 века пергамент был таким дорогим, что часто дешевле было отправить живого курьера, который тупо выучит послание наизусть.

В 12 веке церковники использовали странствующих монахов и паломников как почтальонов. В то же время примерно известно о почтовых службах университетов, позволяющих студентам поддерживать связь с родными. Я думаю у армий было то же самое. В основном эта почта использовалась для клянченья денег.

Это все конечно не считая разнообразных гонцов и посыльных, не входящих в единые почтовые системы. Эти были всегда. В том числе создавались независимые компании писарей, предлагающие услуги всем желающим.

Одна из причин, почему в средневековье постоянно выставляли напоказ трупы побежденных правителей - чтобы пресечь слухи об их побеге и появление самозванцев. Это же причина публичных казней и прочих массовых жестокостей.

Но проблема этих всех систем была в ненадежности и недостоверности. Именно поэтому все постепенно приходили к идее каких-то масштабных общественных служб, работающих непрерывно, поддерживающих посты на дорогах и сопротивляющихся попыткам перехватить гонца.

1443 - первые почтовые станции в Европе (после античности). Однако все эти системы были междугородними, или в лучшем случае - действующими в пределах одной страны. Первую международную систему смогли организовать Габсбурги в 17 веке.
Системы, настроенные чисто для королевских посланий оказывались слишком дорогими даже для королей, уже международная (часто частная) система была дешевле. Собственно чем больше у нее было клиентов, тем дешевле обходилась оплата за услуги каждому.

Отдельно с 13 века появляются информационные сети у торговцев. По очевидным причинам, сети торговых компаний изначально превосходят все остальные, в том числе и имперские.
В то же время примерно в Европу попадает бумага - то есть пергамент. Он дешевле шкур животных.

В 1357 году семнадцать флорентийских торговых компаний объединяются, чтобы создать общую курьерскую службу.
Важные письма отправляли несколькими курьерами, опасаясь что один затеряется. Или даже через разные службы.

К конце 15 века новостной центр Европы - Венеция.

К концу 14 века библиотека становится престижной штукой для богатых людей, символом культуры, престижа. До этого книги есть только у людей, которые ими пользуются по работе. Именно это подтолкнуло изобретение печатного станка.

Первые печатные издательства производили индульгенции, которые церковь заполняло в огромных количествах.

Распространение печати совпало с открытием Колумбом Америки и во много способствовало началу колонизации. Фактически это было первое массовое движение европейцев со времен крестовых походов, то есть не устраиваемое напрямую церковью.

Это же способствует развитию лютеранства. Тоже - церковью не поддерживаемого. И вообще новых ответвлений от христианства. Лютер и его последователи выпускают свои послания миллионами. Эти брошюры выпускались сериями и были предтечами будущих газет.

С окончанием эпохи реформации - кормившиеся на этом печатные издательства переходят на выпуск газет. Первая газета называется "Новая газета". (первый сохранившийся номер - 1509 год) Рассказывали в основном о новостях с фронтов.

В1486 Максимилиан использует печать для рекламной компании себя же.

В 16 веке основной заказчик типографий - государство. В частности пресса используется как орган убеждения граждан, почему следует добровольно платить налоги. Так же как моральная поддержка в войнах. Ну и конечно прославление короля и ругань на его политических противников.

"Людям нравилось читать о шокирующих поступках и пра­восудии, что обеспечивало хороший спрос для такого рода информа­ционных брошюр. Наказание в данном случае рассматривалось как необходимая составляющая борьбы между добром и злом. В обще­стве, где у государства были весьма ограниченные ресурсы для пре­вентивных мер охраны правопорядка, было широко распростране­но мнение, что только страх ужасной смерти может действовать как сдерживающий фактор. В криминальной литературе большинство задержанных перед смертью раскаивались. А умереть благочестивой смертью было важной частью процесса искупления"

"В печать попадали только самые яркие события, как, напри­ мер, человек, который замаскировался под дьявола, чтобы совершить свои преступления. Такие истории часто приукрашивали сверхъесте­ственными деталями, и они становились сенсациями, приносящими много денег издательствам. В печати регулярно появлялись рассказы о чудовищных новорожденных, странных животных, необычных по­годных явлениях и стихийных бедствиях39. Землетрясения и наводне­ния тщательно документированы. Безусловно, наиболее популярными среди покупателей были рассказы о небесных явлениях."

-
Пока прочел где-то пятую часть книжки. Она несколько скачущая, периодически закапывается в странные детали и доказательства своих слов, потому отскакивает на общее, довольно несистемно. Как-то хочесят после прочтения разложить все в единую хронологию.
Но книжка хорошая.
Комментарии:
chicago
06:59 17-01-2023
Книжка хорошая, только переведена промптом, а редактор, вероятно, был в наркотическом трипе

Перевод:

Бернар Клервоский был исключительной фигурой: истинным кардиналом. А желание быть в курсе событий и жизни за пределами монастыря разделяли многие из его товарищей-священнослужителей. Средневековые монастыри выполняли важную функцию хранителей коллективной социальной памяти, а монахи, по сути, были первыми историками в западных христианских странах. Они прилагали огромные усилия, чтобы собрать информацию обо всем, что происходит в мире, по словам летописца Жерве Кентерберийского, — «деяния королей и принцев, которые произошли в те времена, а также другие события, знамения и чудеса».

Средневековые летописцы неожиданно прививают культуру важности новостей. Естественно, они описывают события с религиозной точки зрения: происходящее отражает замыслы Бога и интерпретируется в контексте божественного бытия. Более того, летописцы озабочены тем, чтобы фиксировать только достоверную информацию и тем, чтобы их записи таковыми воспринимались. Они регулярно указывают на качество своих источников, их социальный статус и количество свидетелей, а иногда и тот факт, что писатель присутствовал при событии лично. Даже описание событий, произошедших далеко, требовало источника, заслуживающего доверия. ...


Оригинал:

Bernard of Clairvaux was an exceptional figure: a true prince of the Church.
But the wish to stay abreast of events, and an awareness of the significance of
life outside the cloister, was shared by many of his fellow clerics. Medieval
monasteries served an important function as custodians of the collective social
memory: monks were the first historians of western Christendom. To perform
this function required that they make assiduous efforts to gather information
on the world’s follies and travails; in the words of the chronicler Gervais of
Canterbury, ‘such deeds of kings and princes as occurred at those times, along
with other events, portents and miracles’.

Some of these events had a decidedly contemporary character, and this
trend becomes far more pronounced in the chronicle-writing of the four-
teenth and fifteenth centuries. This development was partly the consequence
of the increasing predominance of chroniclers who were secular priests and
even laymen, many with close access to the centres of power in the royal
courts. The monastic chroniclers in contrast had, by nature of their vocation,
been largely confined to their own houses. These new chroniclers could get
out and about: they frequently wrote from their own experience, or recorded
having personally spoken to eyewitnesses or participants.

These medieval chroniclers offer a precocious and unexpected sense of
developing news values. Naturally they write from a religious perspective:
events reflect the unfolding of God’s purpose and must be interpreted within
the context of divine revelation. But the chroniclers also reveal a profound
concern that the events they record should be credible and recognised as such.
They offer repeated testimonials to the quality of their sources, the social
status or number of the witnesses, and whether the writers were personally
present. Even the recording of distant events reflects a clear concern to report
only what was credible.


Это параграф "Хроники", главы 1, части 1. Контекст потерян сразу нахуй. С учетом содержания предыдущего параграфа "But the wish to stay" следовало переводить, не "А желание...", а "Но желание..." Второй абзац "Some of these events had a decidedly contemporary character,.." вообще где-то проебали. В третьем абзаце мало того, что смысл передан лишь поверхностно, так еще и напихали каких-то странных словосочетаний по типу "Достучаться до небес..." ("Я тебе башку застрелю" и "у него колено болеет"). "Средневековые летописцы неожиданно прививают культуру важности новостей." Алё! Так по-русски не говорят.

Ф шоке!

отредактировано: 17-01-2023 12:27 - chicago