emergency
15:14 05-12-2022 Политика у шимпанзе. Власть и секс у приматов
Автор описывает, что в какой-то момент исследователи попытались уменьшить конфликты в группе, держа самцов и самок раздельно. Они думали что основной мордобой как раз из-за самок и идет. Но оказалось что конфликты от этого увеличились, в первую очередь внутри группы самок, причем были там крайне жесткими. Оказалось что как раз альфа самцы чаще всего разводят дерущихся самок и снижают накал.

Идет описание альфа самки в период ее власти, что она вела себя полностью как самец. Даже когда родила малыша - она отдала его на воспитание другой обезьяне. Сменила поведение она только после смещения. Уже второго ребенка (родившегося сильно после смещения) она воспитывала сама.

Далее описание отдельных обезьян. Одна из обезьян - скорее всего лесбиянка (и другие самки не так чтобы всегда против ее приставаний). Вот они либеральные ценности, и до мартуханов дошли. Более того у исследователей появилось ощущение что эта самка еще и ведет себя как самец (активная короче), можно даже сказать "идентифицирует себя". Короче еще и латентный трансгендер. Ужас ужас.
И кстати похожих самок исследователи находили и в дикой природе. То есть нет, это не смотрители их научили педарастии.

Между делом упоминается что у шимпанзе нет условного родительского инстинкта. Научиться воспитывать малышей они могут только у других шимпанзе (ну или у людей).

Поклон, как знак признания чужого авторитета - тоже пришел нам от животных. У обезьян он есть. Точно так же поцелуй руки (или ноги или чего угодно) как знак подчиненного положения.
Эти жесты идут от того, что подчиненная обезьяна стремится выглядеть меньше (даже если она на самом деле крупнее) чем альфа, который наоборот выглядит крупнее склонившегося в поцелуе вассала.

Агрессия самцов более предсказуема, они дольше раскачиваются и дают больше возможности их успокоить, в то время как агрессия самок чаще внезапна.

Автор замечает, что доминация у шимпанзе совершенно не означает полной власти. Подчиненные могут прогнать или даже побить альфу, если считают что он заходит слишком далеко, и это само по себе не значит что тот перестает после этого быть альфой в группе и ему перестанут кланяться. Отношения у обезьян значительно более многослойны.

Автор описывает, что самый лучший показатель иерархии в группе - это те самые поклоны и приветствия. Они регулярные, разнообразные и не только четко сигнализируют о положении членов группы, но так же смена приветствий часто предваряет конфликт и перестановку ролей. То есть по приветствиям можно предсказать, как группа будет вести себя дальше.

Идет описание смены власти, которая уже была на глазах автора (плюс к тому времени исследователями вообще конспектировались и заносились в компьютер все интеракции всех обезьян в сумме, и там получалась стата кто с кем как общается и далее динамический граф изменяющихся социальных связей). Там набор столкновений, в которых нет прямых драк. Вместо этого обычно идет провокация одной обезьяны против второй, далее окружающие выбирают сторону, причем обычно либо за либо воздержался. Нет никого "против", никто не торопится выступать против коалиции и за провокатора, нет массовых драк стенка на стенку. Да и вообще нет драк. Одна из сторон обычно оказывается в одиночестве, но количество воздержавшихся имеет значение. Далее за одиночкой гоняются, опять же без боя, идет демонстрация поддержки, далее одиночка признает условное поражение. Спустя какое-то время ситуация повторяется с другим перевесом за/воздержался, пока в конечном итоге все не переходят либо группу в "за" либо в группу "воздержался", это означает что власть либо сохранена либо сместилась.
Финал смены власти - смена приветствий - это закрепление. При этом противники примиряются, так как больше смысла в конфликте нет, сторонники добровольно-принудительно выбрали альфу.

"Примерно один конфликт из ста ведет к реальной драке, т.е. около 0,4% всех столкновений самцов. Но вероятность драки всегда сохраняется, и именно поэтому процесс борьбы за доминирование оказывается столь напряженным."

Атаки друг на друга чаще идут не между двумя претендентами на роль альфы, а между их сторонниками и противниками за переход оттуда-сюда. Так и сама борьба за власть обычно это борьба будущего альфа с последователями текущего. Причем борьба не значит бой, а значит разнообразные унижения и наказания последователей своего врага за то, что они за ним следуют.

Далее автор описывает, что ключевая политическая предпосылка для смены власти - третий независимый самец, который сам за власть не борется, но показывает что не готов примкнуть к альфе. То есть он создает вакуум власти, который может заполнить претендент. И даже если вакуум власти не заполнен - все знают, что он может быть заполнен в любой момент. То есть вакуум уже сам по себе подрывает власть альфы и создает предпосылки для его последователей в том, чтобы сомневаться правильную ли они сторону выбрали, даже если другая сторона заметно слабее (но вдруг может стать сильнее - это важно, и вдвойне важно когда все видят что последователи колеблются).

Одновременно с наказаниями последователей своего противника - идет умасливанием сторонников. Но что важнее - умасливание вообще всех, и сторонников и противников в нейтральное время, когда прямого поклонения альфе не происходит. Пытающийся добиться звания альфы самец показывает последователям альфы что будет вести себя с ними в целом лучше, чем имеющийся альфа. Это важный момент перевербовки. Одного только вакуума власти недостаточно, нужна альтернатива, сулящая выгоды.

Описывается что после одной из стычек (которые редко но были, особенно зимой когда из-за холода обезьян переводили в более тесное помещение), соперники яростно демонстрируют остальной стае как им стыдно за свое поведение и как они хотят загладить вину. Сюрприз-сюрприз - жестокость в борьбе с конкурентами не приветствуется и никакого сочувствия не вызывает. Это только в мультфильме король лев ключевой вопрос кто кого со скалы скинул. А в жизни скинувшего самого же и ногами забьют первого. Жестокость применима в избавлении группы от угрожающих ей элементов, но не в случае внутренней борьбы за власть (как минимум если победа еще не решена, но даже если и решена - все это легко выходит боком).

Далее описывается механизм двойной провокации. Один из соперников провоцирует другого для проверки лояльности пипла. Однако он не хочет доводить до прямого конфликта, либо хочет просто измотать и издергать противников, либо не уверен в себе, и поэтому по договоренности вмешивается третий обезьян, который проводит вторую провокацию, переводя либо внимания только на себя, либо ввязывая в драку еще и своего противника, уводя этим агрессию врагов от своего начальника.
Так же вторая провокация позволяет отвлечь часть поддержки соперника от участия в первой.

Это же позволяет второму провокатору и подняться в ранге, так как первые двое отвлечены на свою провокацию и не могут защитить жертв второго провокатора. В результате с ним начинаются считаться.

Далее исследователи перечисляют редкие драки между конкурентами и замечают что исход драки чаще всего зависит не от физической силы, а от места в иерархии. Когда место меняется - даже чистые бои 1 на 1 идут с другим результатом.

Автор описывает, что обезьяны используют в рамках борьбы за власть (то есть когда нет серьезной физической угрозы) нечто вроде рыцарского кода, в бою проверяется скорее решительность и воля, чем способность покалечить соперника.

Далее описание, что в генетический код шимпанзе зашита идея, что любой внутренний противник это всегда возможный союзник против противника внешнего, именно поэтому они сдерживаются в конкуренции и идут на компромиссы и стараются сохранять свой социум и самых сильных его членов в порядке. Чтобы если что - все могли хорошо выступить единым фронтом против хищника, например.

Что важнее, в том чтобы держать себя в рамках заинтересованы не только сами соперники, но и группа. Именно группе важна целостность в первую очередь. И поэтому группа выступит против альфы, если увидит что он эту целостность нарушает, вредит ей. Так что даже если конкуренты не хотят мириться - другие члены группы будут их к этому склонять.
Но конкуренты тоже хотят, так как завоевание голосов последователей это их главная цель.

Эту книгу хочется дать всем нашим социал дарвинистам ебаным, которые делятся жизненной мудростью про то как важно всех отметелить и как плохо в компромиссы и прочие договора с врагами. Средний шимпанзе умеет в серую мораль лучше них. Как и во все другое, естественно.

Продолжаю читать далее. Я чуть дальше середины.