Я учусь сейчас на повышении квалификации на клинического психолога (так-то я пока просто "психолог-консультант"). И на учебе у нас есть не только лекции, но и практикумы, куда нам приводят реальных людей с реальными запросами. Вчера на нейропсихологическую диагностику привели мальчика 11 лет. На его примере хочу написать пост про "самолечение". Я не буду раскрывать деталей о ребенке, а буду скорее говорить о том, что не является единичным случаем.
Итак, у мальчика были проблемы, с которыми надо было бы обратиться к логопеду. Однако мама, посмотрев интернет, подумала: а нафига нам логопед? Вот тут же на форумах написано, "куда надо пальчиком надавить" (с). И речь немного у ребенка поправилась, мама довольна. Действительно, зачем отдавать деньги профессионалу, когда она ничуть не хуже справилась?
Что имеем в итоге? У ребенка до конца не сформировался фонематический слух. Удивительно, но оказывается, надо ещё и говорить, а не только подправлять произношение. В итоге на слух мальчик не различает целый ряд слогов, что конечно же скажется на том, как у него будет идти русский и те же самые диктанты.
Ладно, это вроде бы мелочь, да?
Однако у ребенка ещё и гиперактивность, он начинает делать задание быстрее, чем дочитывает и осмысляет его. Делает ошибки и не замечает их во время исполнения. Потом, если обратить внимание, ребенок сам ошибку исправляет. То есть знания есть, контроля нет. И это то, с чем логопед тоже бы работал тем или иным образом. Плюс логопед мог бы заметить еще такой момент, что у мальчика не сформирована ориентировка в пространстве.
Поясню: мы (так как приучены к письму слева направо, сверху вниз), так и записываем, рисуем, анализируем пространство. А у него такого нет. Он делает задачку за 3 класс, где 15 надо разделить на 5. Ответ у него правильный, 3. А запись в тетради 5/15=3. Из 7 надо вычесть 5. Ответ он даёт правильный, 2, а запись в тетради 5-7=2. И ладно, у них пока нет дробей и нет отрицательных чисел. Но ведь они скоро начнутся и тогда в стройной картине мира, где нет разницы как записать, будут сложности. У него очень медленное письмо, что связано опять же с этим.
Кстати, за счет этого ребенок сейчас не решает не только задачи за свой 4й класс, но и даже за 3й.
Это уже следствие раннего развития, когда ребенка научили читать раньше, чем развилась в полной мере пространственная ориентация.
Собственно, у этого конкретного мальчика прогноз очень неплохой на самом деле. Несмотря на педагогическую запущенность, можно за полгода примерно восстановить ориентацию в пространстве. Однако ещё придётся догонять всю программу за предыдущие классы. То есть ребенок всё время живёт в ситуации неуспеха, что естественно приводит к протестным реакциям на школу.
Большую же часть проблем можно было совершенно спокойно скорректировать ещё в 3-5 лет и сейчас ребенок бы хорошо учился и у него не было большей части этих проблем.
Но блин, зачем идти к логопедам, нейропсихологам и прочим?
Злит, конечно. Поверьте, не даром специалисты учатся не один год. Не надо "самолечения", пожалуйста!