emergency
05:59 24-12-2022 История русской церкви
Продолжаем

Подробные описания церковного раскола. Там ужасы-ужасы, темное время, массовые самосожжения крестьян, попытки староверческой революции. Все это мне не интересно.

Переходим к следующему периоду - конец 17 века и весь 18. Русь трансформировалась в империю, идет высшее средневековье, и мы вообще на переднем ее крае. Все это как и везде сопровождается страшным закрепощением. В каком-то смысле страшно закрепощена и церковь. Процесс продолжает Петр Первый, который уже внаглую перепиливает колокола в корабли, церковь активно кастрируется, во главе ее назначается Духовный Коллегиум, ну то есть условный совет. Вообще если в России где-то на начало чего угодно поставлен правительственный совет - ну все пропало дело.
Не так чтобы мне было жалко попов. Мне их не жалко.

Коллегию вскоре переименовывают в синод - уже знакомые нам слова пошли.
В этом органе вообще все временщики, чтобы слишком не заебывали.
Массовый состриг бород тоже где-то в этот период идет. Петр как это у нас принято, добивается демократии недемократичными методами. Несет цивилизацию нецивилизованными (впрочем ее всегда так несут, обычно еще хуже)

В принципе Минаев законно замечал по этому поводу, что будь Петровские Реформы такими уж неестественными для России - их бы пооткатывали бы после его смерти (от себя добавлю - как было например с Лениным, или со Сталиным хар хар харрр). Россия при переходе в позднему средневековью занимала свободный вакуум власти и я думаю что приходила бы к чему-то похожему на петровские реформы так или иначе, даже и без Петра бы.

Петр не только делает синод постоянно сменяемым, но еще и подчиняет его не только себе, но даже сенату. Церковь переходит от прямой захватнической деятельности к интригам и лоббированию внутри разрастающейся госмашины, и вообще говоря не сказать чтобы она чувствует себя плохо. Ну то есть да, она больше не убер-рабовладелец, ну и что?

Екатерининские времена лишают церковь полной власти даже над крестьянами на церковных территориях (а то те постоянно бунтуют дьяволопоклонники).
Все больше и больше церковников сдвигают от роли каких-то полутаинственных шаманов к работе интернет админов. Здравствуйте, тут у меня обрыв связи с богом, помехи, плохо доходит сигнал, можно вызвать попа? Ну то есть это уже такая чисто сервисная техническая работа. Заметьте это задолго до коммунистов. Они похоже только продолжили общий тренд, идущий не первый век.

Церковь стремительно теряет земли в пользу уже даже дворянства (читай силовиков на местах, которые вообще часто и атеисты даже, ибо модно ново). С середины 18 века это доходит до того, что епископы, о ужас, переходят уже на (гос) жалование, никаких бери кадило и крутись как можешь.

При Александре Первом происходит нарастание бюрократии, создаются министры и министерства. Министерство духовных дел курирует Голицын, и он тоже атеист. Красота. Церковь переходит уже к бюрократической кабинетной борьбе в безбожном мире российской государственной машины.

Идет разделение Российской Империи на губернии с губернаторами, появляется вертикаль власти, далеко не Путиным созданная, и действующая во многом до сих пор. Церковные власти уже чаще всего по своим вопросам с этими губернаторами разбираются и воюют/дружат.

Естественно, в роли винтика госмашины церковь вынуждена обслуживать интересы этой госмашины, иначе спрашивается за что зарплату проедаем? То есть чиновники всех мастей должны ходить под троекратным омовением в слезах святых мучеников, баффах на удачу и красоту, а их действия встречать громогласные аплодисменты от бога лично.

Я уже рассказывал эту историю, но однажды когда я делал ммо - нас, всю команду разработчиков то есть, скупил с потрохами один из игроков этой ммо, потому что если хочешь вертеть фентезевый мир на хую, покупка его разработчиков это в целом самый дешевый выход.

Попов заставили даже приносить присягу, и нет, не богу.
Примерно к этому времени устанавливается концепция "скреп" между властью и народом (а значит между народом и народом очевидно), и церкви - как главного насаждателя и хранителя этих скреп. Все это, как вы понимаете, попытка всех сторон сохранить хоть какую-то формальную гордость на фоне происходящего.

Так же церковь обязывают регулярно молиться за властьдержащих, как живых так и почивших. Причем правительство в курсе о рвении своих сотрудников, поэтому за напором моления идет строгий надзор (см тайная канцелярия точнее см гэбушка) и отчетность, гражданин священник, чего это вы недомолились вчера? Кто за вас домаливать будет? Я?

Забавно, что это в целом крайне прилично сказывается на общем культурном уровне деятелей религии. Впервые в истории кто-то начал заставлять их работать.

Ну, то что исповедальни стали полностью переоборудованы в отделения тайной полиции, исповедуется грешник тупо напрямую в оперчасть, это я думаю и так понятно, да?

Вобщем к концу 18 века большинство церковнослужителей это тупо клерки со всеми плюсами и минусами такого положения. При этом церковь активно используется как идеологически-боевая единица при колонизации Сибири, например. Ну то есть церковь всегда таковой была начиная с апостолов как минимум, но империя использует церковь для этого осознанно и упорядоченно, собирает показатели и координирует священнослужителей с армией, все как положено.

Далее книга подробно описывает старообрядчество в изгнании. Мне это не интересно.
Потом секты 18-19 веков. Вэээ... ой нет. Там реально полкниги на все это. Автор тему рубит основательно.

Наконец - 19 век в официальной церкви.
К этому времени церковь пытается втянуться в общую волну малого бизнеса, появляются всевозможные церковные лавки с мерчем, до размаха религиозного бизнеса в тех же США этому как до луны. Опять же что вы хотели от чиновников.

Далее собственно конец 19 начало 20 века это период жуткого медленного гниения госмашины, и церковь как часть государства, предельно с ним слившаяся (я бы сказал - предельно им переваренная), аналогично гниет и хиреет.

Ну и далее приходят большевики и все вы знаете.
И все.

Прекраснейшая книга. Интересующимся темой яростно рекомендую.
Вооо, и как я люблю, в финале библиографический список еще на 400 книг. Красота.
Как известно список библиографии - это лучшая вообще часть любой книги. Почему художка сосет.
Комментарии:
Undina
01:03 25-12-2022
Я правильно поняла, что это мнение в продолжение о книге Никольского?...
emergency
02:21 25-12-2022
да