emergency
12:01 24-12-2022 Практичная игра в шахматах
В шахматах есть тактика и стратегия.
Тактика обычно состоит в разнообразных ловушках и обманках. Так же есть тактический стиль игры (тактическая игра) когда игрок специально жертвует своим позиционным или фактическим преимуществом (фигурами, например) ради того, чтобы создать позицию, дающую ему больше возможностей для создания ловушек. Есть игроки - тактики (я их называю трикстерами), которым именно так играть наиболее комфортно.

Стратегия в шахматах обычно состоит в том, как улучшить свою позицию и ухудшить позицию противника. Поэтому такая игра называется позиционной. Соответственно есть позиционные игроки, которые лучше всего ощущают себя именно по стройке своих позиций и разрушении чужих.

Но кроме позиционной и тактической игры, есть еще минимум один стиль - практичная игра.
Практичный стиль игры, это такой, в котором игрок перепрыгивает между тактическим и стратегическим стилем в зависимости от состояния турнирной сетки, количества очков, количества времени на обоих часах, разницы между рейтингами соперников, знания стиля и особенностей разных соперников. Играющий практично игрок периодически может играть намеренно слабо, периодически сводить в ничью совершенно выигрышные партии, или даже сливать партии, где еще вполне можно биться как минимум за ничью, а то и за победу. Потому что для практичного игрока важна не победа в партии, а победа в турнире или в серии.

Играть практично - очень очень тяжело, потому что кроме позиции нужно держат в голове еще миллион вещей. Лучший практичный игрок в мире - Хикару Накамура. Самый яркий пример мощи практичной игры - недавний феерический батл Накамуры против Карлсена.

Магнус Карлсен - многократный чемпион мира. Он не просто сильнейший игрок (скорее всего - в истории, наравне возможно только с Каспаровым и Фишером в моменты их пика, и то не факт), Мангуса называют "Моцартом шахмат", потому что у него практически нет недостатков. Главная причина, почему он недавно отказался от защиты чемпионского титула - потому что ему скучно этим заниматься, убить тонну времени, а результат полностью предсказуем.

Карлсен идеально играет быстрые шахматы, не менее идеально играет долгие, он круче всех на свете в тактике и круче всех на свете в стратегии, нет такого шахматного начала в котором он был бы слаб, он практически идеально играет любые позиции, в финальной части партии - он совершает вообще немыслимые вещи. Карлсена называют "магом эндгейма", потому что там он регулярно выводит совершенно мертвые ничейные позиции на убедительную победу, против сильнейших игроков в мире, и вообще никто не знает как он это делает.
Карлсена практически невозможно сломать морально, это парень такой чисто норвежского склада, пробить его черепушку нереально. Карлсен умеет играть очень нагло, при этом умеет играть очень осторожно. Многие считают его человеком-машиной, из-за легкости с которой он управляет своим стилем игры.

Как его вообще возможно победить?
Если кратко - никак.
Если менее кратко - ну, есть некоторые надежды.

У Карлсена есть два известных слабых места. Точнее не так чтобы слабых, есть два места, в которых он не гарантированно сильнее всех остальных игроков в мире.
1) Начало игры
Карлсен не так хорошо изучает начала, как некоторые игроки. Есть люди, чуть лучше знающие то или иное начальное расположение чем Магнус.

2) Начало серии игр
Известно, что Магнусу обычно нужно некоторое время чтобы разогреться (читай - разозлиться). Пока он заводится - он играет заметно хуже.

Вот такие вводные были перед Накамурой.
По первому пункту он не мог сделать ничего. Он и сам игрок скорее тактический чем позиционный, и глубокое изучение начал не самая его сильная сторона. В результате он решил использовать слабость Карлсена в начале. Для чего играл первые партии максимально старательно, залупаясь за все. Что дало ему в начале серии - преимущество в 4 победы.

Преимущество это очень очень серьезное, хотя и не непробиваемое. Имея его за пазухой (а так же порядком разозленного Карлсена на другой стороне монитора) он принялся далее играть практично.
Во-первых, тянуть время. Потому что чем меньше матчей сыграно, тем меньше у Карлсена шансов отбить эти четыре очка.
Во-вторых, полностью убивать всю игру и уводить все в ничьи.
В-третьих, использовать все попытки Карлсена раскачать ситуацию для того, чтобы лупить контрударами. Потому что иначе Карлсен бы просто безнаказанно начал бы лупить автоматом, как он очень хорошо умеет, и довольно быстро пробил бы сопротивление.

Тактика Накамуры была в том, чтобы самому играть полностью безинициативно, но как только в атаку шел Карлсен - тут же щелкать его по носу, и давать понять, что безнаказанными эти атаки не останутся. Такое вот отрицательное поведение.

В результате Карлсен оказался в патовой ситуации - Накамура с одной стороны непрерывно раздражал его и провоцировал на вспышки ярости, с другой - тут же бил контрударами за эти вспышки. А все остальное время просто стоял на месте на некотором расстоянии и тянул время.

Долго так держаться практически невозможно. За все время кроме Накамуры примерно так же удалось продержаться Фируже однажды. Поэтому ближе к концу Карлсен прорвался с тремя победами друг за другом и вывел на ничью. Но надо отдать должное Накамуре - в этот ключевой момент он не сломался (Накамура ломается примерно так же плохо как сам Карлсен, но в основном потому что использует мантру "я ютубер а не шахматист, мне на все плевать"). В ключевой момент Накамура полностью сохранил самообладание и продолжил играть как и раньше. И тогда, сломался уже Карлсен - потому что его в отличие от противника, перед этим три часа третировали. И проиграл чемпионат.

Потому что в тактике и в стратегии - Карлсен лучше и Накамуры и всех в мире. А вот в практичной игре - нет.