emergency
03:59 29-01-2023 Новая Кембриджская история Средних веков. 500-700 гг. Том 1. Часть 2
Итак, отсканенная специально по моему заказу - книга пришла.
Вторая половина первого тома рассказывает про восьмой век - 700-800 годы (блин, людям надо как-то договориться чтобы начать считать века с нуля, а не с единицы, что век был в самом номере года).

Самое печальное - на этой книжке переведенная часть серии заканчивается. Дальше уже только на инглише, и я вообще не знаю как осилю, посмотрим на следующем витке.

Сначала Ирландия... которая мне вообще не интересна. Плюс я читал ее историю отдельно лет пятнадцать назад. В двух словах - это глухое болото, где не происходило вообще ничего.

Далее глава о правильной дате Пасхи. Там у разных людей были разные способы ее высчитывания. Мне плевать, далее.

Далее о распространении христианства в Британии. Еще одна тема, которую я давно знаю. Ну то есть там становится интересно к временам рефрмации, но до этого еще почти 10 веков.

Далее Англия 7 век. Тут я тоже все в основном знаю. Забавно, что все что нам известно об истории Англии того времени (не считая археологии) базируется на работах одного автора (Беды Достопочтенного - да, это единственное имя, под которым мы его знаем). И так вот этот достопочтенный Беда был убежден что Англия это новый Израиль, и англичане это избранный богом народ и так далее.

Короче эксклюзивность Торы всеми решалась одинаково - каждый утверждал что на самом деле еврей - это он. Что особенно удобно, когда реальные евреи от тебя на расстоянии в половину земного шара.

В остальном там ничего интересного, и все это я уже читал. Англия, как и английская религия, станет интересной только века с пятнадцатого примерно. До этого - она представляет собой скучную ни с кем не связанную окраину цивилизованного мира, на которую всем плевать. И тем более ее отношения с Ирландией и Шотландией - окраинами окраины.

Далее Скандинавия. Это какбы менее интересно, но одновременно и более интересно, потому что ее историю я отдельно не читал. Средневековье (власть королей) и христианство пришли в Скандинавию только в 1000 годах (примерно одновременно с Русью). Примерно с того же времени появляется и местная письменная история (для чего нужны либо гос. хроники читай власть королей, либо монастырские хроники читай христианство). К слову, первая русская хроника "Повесть временных лет" появится еще спустя сто лет, а "Слово о Полку Игореве" - спустя двести (примерно одновременно со скандинавской Старшей Эддой).

Для древних римлян Скандинавия была частью Германии. Короче все это очень интересно, но из седьмого-восьмого века до нас дошли самые крошки информации. Кто-то там жил, были какие-то общины, ну и все.

Далее глава про славянские народы (еще до возникновения Киевской Руси). Ой нет, этого я страшно перечитал. Далее идем.

Далее уточнения отдельных деталей. Глава про расселение по Европе евреев. Мне вообще плевать.
Глава чисто про королевскую власть. Идет описание, что вообще-то греко-римская традиция недолюбливала монархов, а Библия так вообще относилась к ним как к наваждению (особо в этом старалась Книга Царств, я кстати читал и подтверждаю, в Израиле короли считались признаком упадка). Плюс именно с ними во многом ассоциировалось падение Рима.

При этом именно с королями предпочитала иметь дело Византия, а лучше с династиями т.к. им было проще договариваться с какой-то стабильной властью. То есть во многом появлению королевской власти способствовала Византия. Плюс, в отличие от Рима, Византия находилась уже на ближнем востоке, для которого централизация абсолютной власти была привычным делом всю историю, да и до сих пор.

Плюс в ситуации раздробленности власти и падения городов - никак толком организоваться иначе не получалось. На основе деревень никак не получался сенат. Вообще я думаю что в корне всего лежит изменение механизмов землепашества. Античность требовала масштабные ирригационные работы, и поэтому люди либо объединялись в общины, часто вообще живущие охотой или черт знает чем, либо уже в города имперского типа, то есть там были крупные объединения хочешь не хочешь. В средневековье пахать стало легче, соответственно и власть начала дробиться.

Энивейс, общая теория королевской власти это не очень интересно. Далее.

Далее глава про экономику.
Так и это уже в следующем посте. Я сейчас на середине книги.
В целом она менее интересная чем прошлая, во многом потому что является не продолжением прошлой, а скорее дополнением.