Э - экономика.
В книге идет долгое объяснение, почему мы вообще ничерта не знаем об экономике того времени, как мало у нас источников и т.д. Мельком упоминается, что перевозка по земле в то время была в 5 раз дороже (относительно километража) перевозки по реке, и в 20 раз дороже перевозки по морю.
Плюс водой быстрее.
Основных продукта было три - зерно, оливковое масло и вино.
Центром торговли в это время очевидно была Византия. Во многом на ней все и держалось. Поэтому считается, что экономику раннего средневековья в основном подорвало не падение римской империи, а захват Византии мусульманами. Впрочем, регионы, далекие от Византии - рухнули еще при развале Рима.
Далее глава про "северные моря". Имеется ввиду Прибалтика чтоли? Вобщем это еще одна жопа жопы жопы, о которой нам почти ничего не известно. Далее.
Впрочем тогда уже зарождалась торговля, которая в будущем так поднимает Нидерланды.
Глава про монетную систему. Деньги в то время из чистого серебра, золота и бронзы. Собственно благодаря этому "серебряному стандарту" чеканить деньги мог кто угодно, и все валюты несложно переплавлялись друг в друга, и всегда можно было посчитать сколько та или иная валюта стоит.
Глава про структуру и организацию церкви.
После падения Рима в западной части Европы церковь долго не могла организоваться, и только к началу седьмого века, обратив в католицизм королей, она начала возвращать влияние. С шестого века устаканивается литургия (все передирается с Византии), тогда же возникает и монашество. К восьмому веку возникают приходы и приходские священники.
В книге описывается история папства, но написана она несколько муторновато, какбы для человека который ее уже знает. Мне надо отдельно разбирать эту тему.
Интересно, что хотя традиции парламентаризма рухнули вместе с Римом - в католичестве они успешно сохранились и там избрание Пап было мощным многоэтапным процессом. Я думаю во многом поэтому власть Ватикана так и держалась - потому что это был реально кусок Рима, просуществовавший в окопе до нашего времени, пятнадцатый-восемнадцатый век, когда вокруг сплошняком седьмой.
Глава про распространение христианства. Это я все знаю.
Глава про науку и образование. Это уже интереснее. Античные школы исчезают в пятом веке в западной части и в седьмом на востоке. Впрочем и то и другое как раз захватывали и сохраняли (попутно сжигая и переписывая всю ересь) епископства.
В начале пятого века сразу после падения Рима Августин пишет свои трактаты, которые первые раннехристианские учебники фактически. Интересно, что церковь делала с наукой и культурой тоже самое, что позже сделают социалисты - пыталась поставить все во служение единственной темы. Можно наверное возразить, что при капитализме наука и культура служат деньгам, но это будет сильно упрощенный подход. И тут еще вопрос, кто кому служит.
Как это часто бывает - очаги новой культуры начали возникать на тихих окраинах. Кельтские барды возникают в Англии, плюс все тот же Беда.
Одновременно идет перевод (и переосмысление) античных трудов на новые европейские языки. Этим промышляет к примеру Боэций.
Глава написана довольно неудобно. Идут жизнеописания отдельных авторов, довольно разбросанные как хронологически, так и территориально. Общий знаменатель - постепенный переход от римской культуры к готическим вариациям. Ну спасибо это я и так знаю.
Про науку не сообщается вообще ничего. Ну было бы что сообщать, конечно.
Далее глава про искусство и архитектуру. Так, это я все уже читал.
Завершая - как раз в конце восьмого века все, все что было - благополучно развалено. Византия захвачена муслимами, как и арфиканский Карфаген (который тоже был вполне себе культурным центром), Рим уже два века того. Далее уже чисто средневековье без античных примесей.
И все, традиционные двести страниц со списком источников. Ладно, посмотрим на следующем витке, как далеко я уеду дальше. Я нормально читаю на инглише художку, еще лучше нонфикшен, но вот чисто учебные пособия... хмм... их вообще тоже читал. Но не по истории.
Вощем посмотрим.