Ок, погнали восполнять пробелы школьного образования. Я пытаюсь идти по учебнику "Общая химия" Глинки. У книжки реально двадцать седьмое издание, одуреть.
Иии... ну нет, эту книгу чтобы читать, нужно сидеть вместе с учителем, а еще лучше - вместе с автором - чтобы он пояснял за написанное.
Вторая попытка - по сайту himi4ka.ru
На нем написано понятнее, но я опять же выпадаю в начале. Сайт начинает объяснять как делать химические вычисления и начинает с высчетов валентности. При этом толко не объясняет ни что такое валентность и почему она такая, просто вводит ее как абстрактную величину.
Нет я так не хочу. Я хочу понимать что конкретно стоит за вычислениями. Не просто "что делать", а "почему это делается именно так".
Есть вот два подхода к химии, которые меня категорически не устраивают - первый это чересчур вещественный подход. Как к биологии, когда тебе рассказывают про чудеса элементов и превращений и истории науки и жизнеописания ученых, но ты ничерта не понимаешь как все это работает. Есть прекрасная книга "Химия" Азимова которая написанна именно так. Читается очень интересно, но выносишь из всего этого примерно хуй.
Второй подход - это когда все уводится в абстракцию. Вот есть циферки, они складываются так-то. Нет я не хочу разбираться с абстрактными циферками. Я хочу понимать их связь с элементами, я хочу увидеть почему именно эти элементы складываются в эти циферки. Я хочу чтобы у меня в голове сложилась абстрактная и физическая части.
Третья попытка - по hemi.nsu.ru
Вот уже значительно более вменяемая.
И я паралельно отдельные моменты посматриваю в
этой серии видео, где сделаны очень хорошие анимации.
Итак, что мы имеем. Во первых на время изучения химии лучше принимать планетарную модель атома, хотя она и не верная. То есть предполагается что атомное ядро это звезда, а вокруг него крутятся электроны - планеты. (Идеи квантовой физики с облаками вероятностей пропускаем.)
Главное отличие от реальных планет - в том, что планеты притягивают друг друга, а электроны наоборот отталкивают и вообще стремятся находиться как можно ближе к ядру, но при этом как можно дальше друг от друга.
Вещества отличаются друг от другом размером ядра - чем больше ядро, тем больше его гравитация и тем больше планет оно способно удержать у себя на орбите. Размер ядра это его номер в таблице Менделеева.
Далее, что нужно знать - это по каким орбитам электроны крутятся вокруг ядра. Если у ядра один электрон - он попадает на самую близкую орбиту. Два - оба попадают на самую близкую. Три - для третьего уже на этой орбите мест нет, он занимает место на более дальней орбите. Чем дальше от ядра орбита, тем больше на ней вмещается электронов.
К тому же орбиты делятся на под-орбиты (орбитали). Там несколько сложнее выходит.
Короче все это рисуется квадратиками
[изображение]
Самая близкая 1s орбиталь (один квадратик), далее 2s (один квадратик), потом 2p (три квадрата), 3s (один), 3p (три), 4s (один), 3d (пять), 4p (три) и так далее.
Каждый квадратик вмещает два электрона и мы постепенно заполняем ими орбитали от ближних к далеким. К примеру элемент номер 2 занимает электронами весь квадратик 1s, элемент 4 - оба квадратика 1s и 2s. А элемент 5 - квадратики 1s и 2s, и плюс половину квадратика из трех на орбитали 2p.
Фактически чтобы понимать, какие вещества с какими реагируют - нужно знать насколько заполнена электронами последняя орбиталь (все остальные кроме нее заполнены целиком). Если последняя орбиталь заполнена полностью - вещество вообще почти ни с чем не реагирует. Если она заполнена чуть-чуть - наоборот реагирует почти с чем угодно.
Окей, эта логика понятна. Иду далее.