emergency
09:27 11-02-2023 Визуальная история ведьм и колдунов (с) Зотов, Харман
Книга из серии "страдающее средневековье". Серия вообще очень крутая, один из лучших представителей современного российского научпопа. Ранее я читал другую книгу из нее - "Изобретение новостей. Как мир узнал о самом себе", и она тоже была хороша.

Теперь вот про ведьм и колдунов.

Изначально авторы описывают, что по мнению древних людей магия и религия была одним и тем же. Первые начали разделять эти понятия древние греки. Они считали что одно дело поклоняться богам и просить у них что-то и совсем другое - пытаться брать высшие силы в свои руки. Среди народа заклинания были популярны (и до сих пор) однако официальная власть активно гоняла колдунов очевидно потому что вот есть государственные волшебники в официальных храмах - идите к ним, они кстати и налоги платят - а куда попало не ходите, там вас обманут.

Таким образом уже в Древнем Риме даже до христианства существовали ведьмы и колдуны, и они обычно скрывались от властей. Ветхий Завет колдовство открытым текстом запрещает, так что у христиан все было еще проще с этим.

В христианстве как известно есть силы добра, и есть низвергнутые ангелы - они же силы зла. И колдовство это аналог молитвы, но уже силам зла. Уже в Библии Иисус самолично занимается экзорцизмом см сцену с демоном Легионом. Более того он говорил ученикам, что они могут делать то же самое, то есть подразумевается что любой христианин на определенном уровне продвинутости может заняться войной с нечистыми силами.
И, как нам известно из разнообразных житиий (житий? житиев?) - этим делом помышляли наверное все вообще уважающие себя святые.

Церковью считалось, что увидеть демоном может только адепт, однако колдуны, хотя демонов и не видели, могли им поклоняться и всячески входить с ними в сговоры бгомерзкия.

Первая задокументированная дуэль христианина со злыми силами - известное противостояние Моисея с египетскими жрецами. Обе стороны пользуются посохами, то есть всей атрибутикой Гендальфа. Собственно Моисей это прототип Гендальфа и есть. Малоизвестно - но вообще-то с египетскими жрецами Моисей воевал вместе со своим братом Аароном, которому от бога был выдан еще один артефактный посох.
Еще больше чудес было в разнообразных апокрифах, тем более что раннее христианство многие из них считала каноном (а многие и позднее).

Посохи в раннем христианстве настолько популярны, что с ними регулярно изображается и Иисус, причем естественно палка используется не для ходьбы а для описанных в Библии заклинаний. Более мелкие жезлы, позже трансформирующиеся в волшебные палочки - есть в древнегреческих мифах. Причем напомню, что христианство никак древнегреческих богов и героев не отрицало. То есть да - христианство считало их демонами - но это не отменяло того факта, что они существуют и обладают силами.

Позднеантичные философы в основном магическими способностями Иисуса не впечатлены. У них в мифах этого добра навалом. Другое дело, что даже в поздней античности видели многочисленность христиан, что придавало "веса" и чудесам (я кстати слышал этот же аргумент и в наше время).

В Новом Завете магическая дуэль всего одна - там апостол Петр разбирается с неким Симоном Магом. Симон бежит в Рим и становится там придворным колдуном Нерона, Петр следует туда же, становится там первым (условным) Римским Папой и продолжает дуэль уже на месте.

Еще одна дуэль есть уже в полуканоне - битвы апостола Иакова с Гермогеном. Там битва более поучительная, фактически Иакову приходится спасать своего противника от демонов, так что тот в результате раскаивается.

Как именно колдуны получают свою силу - канон не сообщает, одна широко распространено мнение, что они заключили договора с демонами. Византийский текст пятого века "Чуда святого Василия Великого о прельщенном отроке" - раскрывает эти детали. Там уже и написанный кровью договор с дьяволом, и последующий обман колдуна темными силами, и вся классическая символика.

В восьмом веке распространяется легенда о Теофиле, где опять же герой заключает сделку с дьяволом и в результате спасать его пускается аж Дева Мария. Это все популярные сюжеты, активно иллюстрировавшиеся на витражах крупных соборов. Там уже появляется и магический круг и прочая атрибутика.

Круг для защиты от демонов использовали и для вполне мирных целей к примеру астрологи, это считалось обычной их рабочей процедурой. Круг можно начертить как вокруг себя (см Вий) так и вокруг самого демона.

Церковь утверждала, что вызвавшего демонов человека они в результате сожрут, и единственный способ этому противостоять - принять христианство.

Так же в Библии есть анонимная нейтральная Аэндорская волшебница, которая помогает героям получить душу умершего, при этом сама по себе она не христианка. Интересно, что отношение к ней христианства постепенно менялось. Для раннего еще античного христианства она пифия, прорицательница. Для позднего примерно с пятнадцатого века - ведьма.

Отдельная история с тремя волхвами, которые постепенно превращаются из магов и мудрецов в царей, никак с магией не связанных. Поздним христианством их появление трактуется как символическое поклонение Христу всего человечества. И естественно не обращенные в христианство колдуны Иисусу поклоняться не могут, так как он их враг.

Еще более отдельная история знаменитого Вергилия, который якобы предсказал пришествие Христа, и значит он тоже колдун. Собственно почему он и стал героев у Данте.

Самая знаменитая колдунья средневековья - Кирка (ака Цирцея) из Одиссеи (правдивость которой сомнений ни у кого не вызывала). Да кстати средневековое имя самого Одиссея - Улисс. Это одно и то же имя.

К пятнадцатому веку постепенно формируется мнение, что демоны не могут реально творить заклинаний, только иллюзии. То есть фактически обман.

Далее Мерлин. Творение двенадцатого века. Впервые появляется в "Истории Бриттов". Мерлин описывается как антихрист - ребенок от дьявола и человеческой женщины. Так как он сам наполовину демон - заключать с ними контракт ему не требуется. Однако Мерлин крещен - таким образом демоны не могут использовать его силу. Короче это полудемон на службе бога, тема крайне популярная в культуре до сих пор.
Погибает Мерлин от магии своей ученицы Виваны.

Далее ведьмы.
Вообще колдовство само по себе не считается ересью вплоть аж до 1366 года. Только тогда особой буллой папа римский разом отлучает всех магов от церкви. За ними начинается охота (о чем я уже читал/писал чуть ранее). Считается что инквизиция казнила 40-50 тысяч человек, среди которых 75-80% были женщины.
В основном под раздачу попадали представительницы низших слоев населения, аристократок накрывало либо по политическим причинам, либо в каких-то совсем масштабных эксцессах.
Три четверти всех казненных по делам о ведовстве - в Германии, Франции и Швейцарии. А как же наши любимые Испания Португалия?

В 15-16 веках магия возвращается. То, что считали иллюзией в 7-14 веках, позже уже описывается как полноценная магия. Пишется Молот Ведьм и тонна других трактатов по теме, где подробно перечисляются заклинания.

Превращение в ведьм идет двумя способами, либо дьявол обращает к девушке с предложением, либо другая ведьма, не редко мать обращает свою дочь или просто левого ребенка. Вместо договора кровью для женщин действовало ритуальное изнасилование дьяволом. В результате у женщины появляется дьявольская метка, клеймо на теле. Собственно необычная родинка - не редко уже была достаточным основанием для пыток по статье ведовство.
В этот момент в мифологии появляется волшебный порошок и волшебная палочка - их дьявол выдает ведьме.

К шестнадцатому веку у ведьм уже вся атрибутика - козлы, метлы и прочее прочее.
Глава с описанием домашних животных ведьм - духов фамилиаров.

Далее эпоха просвещения. К этому времени в аристократии нарастает скептическое отношение к ведьмам и колдовству (среди простого люда процессы ведьм еще продолжаются, как к примеру известный случай в Салеме).

Далее глава про гримуары - они же магические книги - которые до нас вполне себе дошли. В основном они писались в семнадцатом-восемнадцатом веках, видимо с распространением грамотности.

Глава про разную магическую атрибутику. Довольно куцая глава о самих демонах (на эту тему куча более подробных книг).
Глава об ангелах и духах. Далее о пентаграммах и прочих магических знаках.

Далее переход к современному миру, как люди видели демонов в механизмах. Наконец переход к современной культуре Гарри Поттеру и прочему.

В целом очень круто. Примерно половина книги это средневековые и античные иллюстрации, фрески, иконы, витражи с их описаниями и комментариями. В целом среди этой серии еще тонна крутых книг, но все как-то проходят вне моего круга интересов. Там очень много чисто иконографии, очень много развенчивания мифов, много "необычных взглядов" спасибо мне бы с обычными разобраться.

Впрочем серия быстро пополняется, посмотрим что там еще выйдет.
Комментарии:
Sirin
12:44 11-02-2023
Очень интересный обзор, спасибо.
Из этой серии я читал самую первую книгу, 2018 года, она великолепна

По сути - "видели многочисленность христиан, что придавало "веса" и чудесам (я кстати слышал этот же аргумент и в наше время)" - так хороший же аргумент. Только тут важно не само по себе количество христиан, а количество тех из них, кто готов был на мучительную смерть, чтоб не отрекаться от веры. "Я верю только тем свидетелям, которые дали перерезать себе глотку" - Паскаль.

И цифра в 50 тысяч, сожженных инквизицией - там правда так сказано, или ты неточно передаешь? Это похоже на правильное общее количество сожженных, а не только сожженных инквизицией - в большинстве случаев это был либо веселый народный самосуд, либо обычный светский суд, а на счету собственно инквизиции, емнип, только несколько тысяч. И да, большинство ведьм, кстати, сожжены не католиками, а протестантами, и уже в Новое время.