pakt
16:45 08-03-2023 Войнович, рассказ "Как вы могли так жить"
...Попав на Запад, я вовсе не собирался выступать здесь в роли пропагандиста. Но куда бы я ни попал, люди, узнав, что я русский, задают вопросы. Они хотят знать, что представляет собой супердержава, которая в состоянии уничтожить весь мир. Какие люди там живут и чем живут? Меня спрашивают, я отвечаю. Но каждый ответ вызывает новый вопрос. Оказывается, наша повседневная жизнь кажется западным людям загадочной и непонятной, как жизнь жуков в бочке. Иногда я никак не могу понять, почему? Иногда раздражаюсь. Иногда объясняю терпеливо, что мы такие же люди, как они. Мы так же рождаемся, живем, стремимся к счастью, любим, ненавидим, радуемся, страдаем, болеем и умираем. Общее это объяснение возражений не вызывает, но, когда доходит до деталей, опять ничего не понятно.

Как-то, во время нашего пребывания в Америке, решили мы с женой навестить знакомую художницу. С мужем-инженером и одиннадцатью детьми она живет на ферме, потому что в городе снять дом или большую квартиру им не по карману, а жить в небольшой квартире они не хотят: американцы – люди избалованные, Я когда-то в молодости снимал в Москве комнату у такой же семьи. Им на тринадцать человек государство отвалило четырехкомнатную квартиру на Кутузовском проспекте. Одну из этих комнат они сдавали. «А вам-то всем в трех комнатах не тесно?» – спросил я у них. «Да что вы,– сказала хозяйка. – Нам и двух много. Мы после коммуналки все в одну норовим забиться».

Но вернемся к американцам.
показать
Собрались мы в гости к художнице, взяли такси, по дороге с шофером о том о сем разговариваем. (Таксисты везде разговорчивы, что у нас, что в Америке). Услышав наше произношение, шофер, естественно, поинтересовался, откуда мы. Мы сказали. «О, Раша! – говорит он с почтением. – Ну, и как там, в России, жить?» -"Да как вам сказать? Все хуже и хуже". – «Как у нас, – говорит водитель. – Жизнь, что ни год, дорожает. Десять лет назад такая машина стоила четыре тысячи, а сейчас девять тысяч долларов стоит. А я в месяц и трех тысяч не всегда могу заработать».– «Ну, это, – я говорю, – да, это, конечно. А мясо вы по карточкам получаете или по блату где достаете?» Он мой вопрос даже не очень-то понял, а когда понял, сказал, что мясо, как и все остальные продукты, он в ближайшем супермаркете покупает.

«Ну, вот представьте себе, – сказал я, – что ни в вашем супермаркете, ни в следующем, ни в соседнем городе нет ни мяса, ни консервов, ни колбасы, ни сосисок». – «Да, говорит шофер, я слышал, что у русских с мясом не очень. Это неприятно, но, в конце концов, можно есть цыплят». Тут мы с женой стали смеяться, потому что он почти слово в слово повторил высказывание французской королевы Марии-Антуанетты, которая за двести лет до него удивилась: «А чего это народ бунтует? Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные».

Таксист наш рассердился и сказал, что, в отличие от королевы, он еще не очень оторвался от жизни, а чикенов этих, то есть цыплят, можно выращивать сколько угодно. Производство это очень простое, чикены сами из яиц вылупляются и сами растут, только корм подсыпай. Я пытался ему рассказать о социадиетической системе хозяйства, где ничего не бывает очень простым, но он даже и слушать не хотел. «Да что вы мне говорите, да при чем тут система, да эти птицефермы вообще ничего не стоят, их можно при любой системе сколько хочешь построить». И так он убедительно говорил, что я ему почти совершенно поверил.

Доехали мы до места, встретила нас хозяйка, дом показала. Огромный двухэтажный дом она перестроила по причудливому своему проекту, и получилось много всяких углов, закруглений и ответвлений. И, само собой, невероятное количество комнат. У каждого из одиннадцати детей по комнате. У нее и у мужа по кабинету. А еще спальня, а еще гостиная и столовая, и еще что-то, и одних только ванных комнат не то пять, не то шесть. А для детей всякие спортивные снаряды и какая-то индейская хижина, и живой пони, и еще всякие вещи. А качели прикреплены к ветке высокого дуба, и когда мы на террасе чай пили, дети на этих качелях со свистом над нашими головами летали.

Сидели мы на этой террасе, чай пили, о жизни разговаривали, я такие простые разговоры предпочитаю всяким интеллектуальным беседам. Я спросил хозяев, не трудно ли им живется. Они сказали, что, в общем-то, нелегко. Такой дом, столько детей, столько забот, а они не миллионеры какие-то, обыкновенные люди, средний, как говорят в Америке, класс. А потом они стали нас расспрашивать, и как-то так получилось, рассказал я им вкратце всю свою жизнь, которой вовсе не собирался их удивить, потому что биография у меня по советским понятиям почти заурядная.

Мне не было четырех лет, когда моего отца посадили по идиотскому политическому обвинению. И просидел он по советским понятиям тоже совсем немного – пять лет. Ну, а потом война, с которой он вернулся инвалидом. И не то, чтоб совсем уж калекой, а так – одна рука не разгибалась, А я (тоже как миллионы других) ребенком пошел работать в колхоз. Потом ремесленное училище, завод, вечерняя школа, армия – тоже дело обыкновенное. Потом, правда, стал писателем, и дальше судьба развивалась не совсем обычно.

Стал я описывать в книгах то, что видел в реальной жизни, и пошли у меня неприятности, чем дальше, тем больше. А потом еще стал за других людей заступаться, да не с кулаками, а на бумаге, письма писал и протесты. За это меня исключили из Союза писателей, не печатали, не давали заработать на кусок хлеба и при этом пытались объявить тунеядцем, отключили телефон, угрожали убийством (и однажды, подсунув отравленные сигареты, показали один из возможных способов), инсценировали нападение хулиганов, прокалывали шины автомобиля, устраивали всякие другие провокации (вплоть до того, что моим престарелым родителям объявили однажды, что я погиб).

Но все же не посадили, не убили, а только выгнали за границу, к чему некоторые люди даже очень стремятся. Так что мою биографию можно считать вполне благополучной. Но хозяйка дома мою биографию благополучной не посчитала. Она сказала:

– Как же вы так могли жить? Почему вы не обратились к вашему правительству?

Ее старшие дочери, студентки, стали смеяться, им, как это бывает в их возрасте, стало неудобно, что мама такая глупая.

А я не смеялся. Я считал ее вопрос вполне резонным и объяснил, какое у нас правительство и как оно отвечает на подобные обращения.

– А вы бы подали на них в суд! Дочери и вовсе ее засмеяли.

– Хорошо, я понимаю, может быть, суд такой же. Но ведь можно же было написать в газету, обратиться к общественному мнению! Что вы надо мной смеетесь? Не перебивайте меня. Пусть я старая, глупая, пусть я ничего не понимаю. Я никогда не видала таких правителей, не читала таких газет, не знала, что бывают такие судьбы. Но если к ним ко всем обращаться бессмысленно, то ведь можно же в конце концов просто выйти на улицу и крикнуть: «Люди, посмотрите, ну что же это происходит?»

Нам, воспитанникам советской системы, такие высказывания западных людей иногда кажутся смешными, иногда раздражают: как же можно быть такими наивными?! Но я не понимаю, зачем нужно сердиться. Ну да, ну наивные, ну не могут себе представить нашей жизни, даже когда честно стараются.

Но есть такие, которые и не стараются.
Комментарии:
Martin Riggs
19:39 08-03-2023
Может быть, это не наивность, а простое подразумевание, что любое правительство можно просто расстрелять, если оно неадекватное, и что так правильно?! Бо ружбайки под рукой есть, и god help those mazafakers who will try to stop us… А все эти жесткое насаждение верховенства права и "мы напишем в газету" работают просто потому, что иначе снова вернется Дикий Запад, где можно возделывать землю но не факт, что получится собрать урожай — в любой момент могут ограбить / сжечь / поубивать, бо все при оружии, и добрые и недобрые.
pakt
23:45 08-03-2023
Martin Riggs ну, скорее вера, чем действительная решимость к действию. Но кто ж захочет проверять.

Фраза про "если бы нквдшников встречали вооружённые люди, может и не было бы большого террора" (типа, если бы было оружие, то был бы отпор) - мне кажется дико лицемерной, например. Большой террор проводился среди лояльных к советской власти людей, проживших в ссср дохуя лет. Поэтому иначе как "чудовищную ошибку" они свой арест и не воспринимали. Всех, кто был готов стрелять в чекистов, и в принципе выступать против государства - выдавили из страны или истребили заметно раньше.

А в штатах не истребили. Так что им даже одной решимости в целом достаточно. По сути, и американская-то гражданская была дико лайтовой, в сравнении с французской/российской. Вот если б они плантаторов своих поголовно гильотинировали, может и по другому бы рассказы про взаимоотношения с властью рассказывали. Про белых в первую очередь, разумеется, речь.

Но это всё равно, кстати говоря, контраргумент. Можно было бы спросить у пожилой американки - а если бы вы были конфедераткой, как думаете, на чью сторону встал бы суд? А рабам на хлопковых плантациях дохуя помогало открытое неподчинение? Бабуля ж наверняка застала сегрегацию, у неё что - не было никаких вопросов к очевидному бесправию и угнетению? Ну вот и спросила бы, почему негры не обращаются к правительству. "А у вас негров линчуют", короче говоря.
Martin Riggs
08:25 09-03-2023
Да, скорее это вера в готовность пальнуть, чем готовность пальнуть, но вера основательная, основанная на их истории.

Аналогия про права негров очень хороша, но вряд ли сработала бы. Бабуля могла бы сказать — а они у нас боролись!Тут логичное предложение бывшим советским гражданинам — боритесь и вы :) У вас там в СССР есть темпераментные священники уровня Кинга? Покупайте штурмовые винтовки в военторге и Fight!

Вы не негры? Тогда рассмотрите пример разъяренных шахтеров в США 1921-го. Или вот вам самый канонично-примерный пример гражданского самосознания — «Вооружённое столкновение в округе Мак-Минн» 1946 года.Прям один в один история из «Возвращение короля» 1955-го — боевые хоббиты возвращаются в Шир, а там разруха, всё в руинах, жителей угнетает банда Лотто Саквиль-Бэггинса, повсюду вырубают лес ради постройки промышленных предприятий, отечество в опасносте. Ветераны Мерри, Пиппин, Фродо и Сэм встают в строй, точат ножики, посылают угнетателей в йух, возглавляют восстание хоббитов и побеждают супостата в «Битве у Байуотера». Шир свободен.

Смог бы Войнович ей объяснить, что «вы не понимаете — это другое!»?!
pakt
11:24 09-03-2023
Martin Riggs в ответ на это бабке можно было бы предъявить истории американцев, застрявших в СССР, которые терпели и мирились. Например Робинсона, который несколько десятилетий пытался вырваться из тесных советских объятий. Рассказать про красный террор, про истребление всякого инакомыслия, про подавление восстаний не бомбами с частных самолётов, а регулярной армией, про историю восстаний, про методичное и систематическое истребление всех, способных сопротивляться. Спросить, что она вообще знает о диктатурах и методах террора - уж про Робеспьера, Бенито, Франко и Пиночета она должна была знать. Напомнить про историю Мексики в первой половине двадцатого века, с революциями и каудильо, и к чему всё это привело. Пояснить, что тирания может выживать удивительно долго. Рассказать ей, что история мирного сопротивления Ганди британцам возымела успех только благодаря британцам, а вовсе не силе мирного протеста: Ганди предлагал применить точно такую же тактику в случае прихода нацистов. Предложить представить, что было бы в этом случае с индусами. Подытожить тем, что история русского народа страшна, кровава, но вовсе не уникальна. И предложить порадоваться за её страну, в которой не произошло гражданского раскола, и власть не была захвачена идейными людоедами. Я вот даже уверен, что если бы южан вырезали после 65 года (или после убийства Линкольна), история сша сложилась бы совершенно иначе. Главное- не допускать людоедов к власти, какие бы сладкие речи они не пели.

отредактировано: 09-03-2023 11:39 - pakt