emergency
02:26 17-03-2023 Читаю о встрече Конфуция и Лао Цзы
Здесь например. Но она в интернете есть в разных вариантах.
Понятно, что встреча эта выдуманная (в теории она могла произойти, считается что оба философа жили в одно время), но текст интересно раскрывает обе религии конфуцианство и дао.

Конфуцианство - вообще в западном смысле и не религия, а образ жизни, образ мыслей. Это система представлений о том, как надо правильно жить, основанная на уважении к предкам и к образованию. То есть во многом эта такая древнекитайская версия "Что такое хорошо, а что такое плохо", чуть более продвинутая чем двенадцать заповедей (ну то есть конфуцианство считает, что человек и сам способен понять, что убивать, воровать и врать нехорошо, отдельно про это ему рассказывать нет смысла).
В целом конфуцианство это прекрасная нравственная основа для здорового общества.

Дао - еще менее религия. Это разрозненный набор методов (в основном чисто физических см йога, дисциплина, трудотерапия, медитация), помогающих человеку глубже узнать себя и в идеале, раскрыть свой потенциал. Дао ничего не утверждает, ничего не запрещает и не разрешает, оно не говорит что правильно, а что нет. Дао предполагает, что истину каждый для себя должен искать сам, и для каждого она своя, и каждый сам способен для себя понять, что есть хорошо.
Как способ управления обществом - дао не подходит вообще никак.

Но попытка конфуцианства (или чего угодно) вписать дао в свою систему понятий (что собственно и происходит в притче) неизбежно приводит к тому, что конфуцианства (и что угодно) приходит к полному непониманию, что перед ним. С чем оно имеет дело. И выглядит в результате довольно дурацки.

Что конечно не делает дао чем-то более крутым чем конфуцианство, или наоборот. Просто это категорически разные вещи.