emergency
23:16 18-06-2023 Новая Кембриджская история Средних веков. 700-900 гг. Том 2. Часть 1
Я так долго подходил к третьей книге серии, что вышел ее перевод на русский.
Первая глава целиком посвящена методике анализа источников, эмм, мне плевать, далее.

Вторая про Англию.
Англия разделена между англами и саксами, и у тех и других свои королевства. Идут бурления говн. Плюс еще бритты недалеко. Плюс викинги набегают.
Собственно именно морские набеги постепенно ставят перед английскими королями необходимость как-то объединиться. Это к конце девятого века постепенно превращает англов с саксами в любимых нами (вами) англосаксов. И потом еще через век (к концу десятого) приведет к идее объединении Англии вообще.

Далее Ирландия, Шотландия Уэльс. В Шотландии складывается королевство пиктов. На остальных территориях хер знает кто. Для них мотивом объединения были уже набеги англичан. Впрочем очевидно там все друг на друга непрерывно набегали.
Интересно, что Англия и тем более Ирландия - это далекие окраины бывшего римского мира, то есть с католической церковью здесь все в порядке. С другой стороны - от Ватикана, и тем более Иерусалима все это далеко оторвано, так что монастыри здесь организуют собственные содружества и федерации, более того - ходят войнами монастырь на монастырь. Фактически монастырь того времени были городами. Если городом управляет священник - город называется монастырем.
Монастыри кстати появились раньше чем монашество, то есть изначально там никаких монахов не было.

На этот период приходятся викингские завоевания в Ирландии (впрочем, постепенно отбитые местными). В основном против викингов выступали как против еретиков. Это главное, что отличало их от ирландцев. Это не помешало викингу в какой-то момент стать королем Ирландии.

Глава об отношениях Англии с континентом. Вообще начиная с этого тома авторы уделяют много внимания отношениям между свеженародившимися европейскими странами и народами. Любые дипломатические отношения в средневековье начинались с политического брака. Фактически он бы признанием одного монарха, что другой ему равен, а не просто какой-то племенной вождь. Это все постепенно формировало ту самую голубую кровь - единую семью европейских правителей. Конечно оно же было палкой о двух концах - вот скажем сдал ты дочку за муж в другую страну, и там у нее появились дети. И эти дети, они, внезапно - твои внуки. И значит претендуют не только на дочкин престол, но и на твой тоже. И твоих более эээ прямых внуков - вполне могут извести, прорубая, таксказать, себе дорогу к короне.
Плюс даже между прямыми детьми надо страну делить. И какбы часть детей можно вырезать, но тут главное не перестараться - оставишь мало, они перемрут и все конец твоей династии гребаной. Тонкий вопрос короче.

Одновременно конечно шла и интеграция по церковной линии. С падением Византии поднимается Рим, церковь собирает регулярные синоды, то есть высокоранговый священник должен постоянно мотаться туда-сюда между странами, присутствовать на конференциях и вырабатывать политику партии. Не смотря на раннее средневековье. Плюс там идет оживленная переписка между монастырями, кстати приличная ее часть дожила до наших дней.
Там кстати есть довольно забавные жалобы там какого-то епископа, что дескать паломницы, чтобы прожить в пути до места паломничества подрабатывают проституцией. Особо отчаянные устраивают паломничества аж в сторону Израиля, то есть через мусульманские земли. По пути конечно часть плавно трансформируется в рабов.
Впрочем на основных путях паломничества вырастает туристическая инфраструктура, за деньги позволяющая проехать со всем комфортом.

Далее франкская Галлия.
Там поднимается вторая мощная династия - каролинги (первая была меровингами). Собственно Меровинги изначально были вождями городов-государств в период 480-630. Потом постепенно это все объединилось до областей - Нейстрия, Бургундия, Австразия, Аквитания, Аламания, Тюрингия, Прованс, и к 761 году развалилось. После чего вакуум власти заполнил Пипин хаха Короткий как первый из каролингов. И все это приведет к крупнейшему событию западной Европы этого периода - правлению Карла Великого.

Эти первые попытки централизации западной европы можно рассматривать как прямое следствие падения Византии (логично предположить, что сама же Византия не особо стремилась к объединению западной европы). Карл Великий первый принял титул римского императора.
Плюс теперь у западной европы был общий враг - арабы - что тоже способствовало консолидации. Причем воевали с арабами в первую очередь в Испании и Италии, а не там где вы подумали. Во многом арабы для континентальной европы стали аналогом викингов для англии. Во многом битва при Пуатье 732 года (не путать с битвой при Пуатье 1356) где каролинг Карл Мартелл (мартелл значит молот) победил арабов - стала основой легитимности всей династии и их притязаний на императорский трон. Все это не отменяет того факта что Мартел успешно воевал и против других католических же королевств, а так же рулил богатым наследием Меровингов.

Так же каролинги были первой династией, которая пошатнула власть католической церкви. При том, что они же сильнее прочих выпячивали свое благочестие, стараясь поддержкой церкви пользоваться. Сам же Ватикан, лишившись поддержки Византии, вынужден был опереться на местную королевскую власть. В эти века у франков зарождается помазание на царство, какбы подтверждая единение церкви с светской властью. Это же обязывало королей приходить на помощь церкви в случае чего, а церкви - на помощь королям. То есть это было военным союзом в первую очередь.

Воспользоваться этим смог в первую очередь Карл Великий, который во-первых избежал традиционного развала страны при разделе власти со своим братом Карломаном - оба вполне мирно правили одновременно. Со смертью Карломана, руки его брата оказались развязаны, и он в том числе провозгласил себя религиозным лидером. То есть при Карле великом Париж стал "третьим римом" почти за тысячу лет до того, как до этого допер Иван Грозный.
Кстати подвернулась удачная дата - 800 лет от рождества христова, на которую карл короновался папой Львом Третьим. Как Карл стал Львом - даже не спрашивайте.

Технически Византия еще в то время существовала (она кое-как промыкается еще аж до 1453 года, что собственно и даст Москве возможность утверждать свою прямую преемственность), но в западной европе влияние уже потеряла (хотя официальный раскол произойдет еще в 1054).

При всей крутости - империя Карла Великого была соледствием огромной энергичности трех поколений каролингов, которые столетие непрерывно метались туда-сюда непрерывными завоеваниями скрепляя разъезжающиеся территории. В какой-то момент размеры империи достигли максимума - технологии раннего средневековья тупо не позволяли военными силами контролировать больше пространства - а культурного разрыва между империей и окружающими землями особо не было. В результате с внешними врагами воевать стало ничерта невозможно - области принялись драться между собой.

Вся эта радость валится на голову сыну Карла Великого - Людовику Благочестивому. Он разумно вводит новую систему престолонаследия, при которой земли не делятся между наследниками, а уходят старшему. Это нововведение далеко обогнало свое время, в том смысле что в девятом веке оно нихера не работает.
Людовик некоторое время сопротивляется центробежным силам, но в результате внутридинастических войн империя делится на три части и далее дробится еще минимум век. Впрочем все эти осколки так или иначе остаются за каролингами, так что династия в целом продолжает существование на первых постах. Мало того условно один из каролингов сохраняет титул "императора" (по факту не дающий ему никакого преимущества), так что ну скажем так - "юридически" - империя карла великого никуда не девалась.

Викинги нападают на континент так же как и на Англию, но здесь их встречает отпор серьезнее, так что они волшебным образом превращаются в торгового партнера.

В любом случае, даже в таком номинальном вечно воюющем между собой виде "империя" держится еще больше половины века до 887 года разваливается окончательно, похоронив под собой и династию. Точнее совсем в призрачном виде династия тянет еще до 911, но на этом совсем все. К началу десятого века власть у аристократии - читай развал.

Глава описывает особенности общества в империи карла великого (она кстати называлась современниками римской империей). В частности описывает, что не редкостью были регионы, где мусульманское правительство управляло христианским народом, и все это под крылом того же Карла и его потомков, и ничего, уживались как-то.

Идут описания, как империя карла трансформировала мир вокруг. В двух словах - она создавала народы. Ну то есть империя приходила, завоевывала местные племена и выдавала там единую власть одному наместнику и объединяла племена вокруг него, потому что с него проще потом спрашивать. Ровно таким же образом оригинальный античный Рим создал всех тех же франков, саксов, готов и прочих. Теперь же шла вторая волна этого очеловечивания племен. Фактически под влиянием каролингов (плюс конечно миссионеров, те же Кирилл и Мефодий как раз в это время пошли на дело) создавалось то, что мы называем восточной европой. И еще через век-два это же движение дойдет и до Киевской Руси. Но пока еще нет.
Бретань, Каталония, Дания, даже Нормандия - во многом созданы каролингами. Собственно само слово "король" происходит от имени Карла Великого.

И это середина книги, так что будет еще один пост.