Svetlanchik
09:15 08-08-2023
Ещё в тему стихов (прям какую-то тему я открыла для себя неожиданную).
Меня всегда удивляла тема анализа стихов в школе. Понятно, что тебя научают искать все эти метафоры, сравнения и прочее. Но всегда было интересно, на сколько это притянуто за уши.
Ну вот, например, знаменитая Весенняя гроза Тютчева, там реально видно, что автор заложил звукопись. Возможно, так само получилось, но она видна и слышна. Но когда из серии, что вот тут метафора, вот тут сравнение, ощущение, что это прям притянуто за уши. В том смысле, что автор не сидел и не думал, мол, вот забабахаю сюда это слово, будет метафора. Мне кажется, он сидел и думал, подходит или нет слово, ложится в рифму или нет. Это уже потом стали разбирать на молекулы стихи. Я могу ошибаться, но мне так кажется.
Или вот это "Я вас любил". В школе, естественно, говорили, что это обратный порядок слов (типа сравните с Я любил вас в прямом порядке), что подчеркивается слово "вас" и все такое. Ну типа да, непрямой порядок слов. Но я не уверена, что Пушкин сидел такой и думал, а поменяю я местами слова, пусть все потом думают. Мне кажется он такой типа, а что, звучит хорошо, ложится со смыслом и остальным сочетается, оставим так. Нет, конечно, я могу ошибаться, но вот этот анализ стихов по ощущениям часто притягивают за уши. Особенно это удобно, когда автора уже пару сотен лет нет на этом свете, спросить не у кого.

Да, могу согласиться, что у меня такие себе рассуждения дилетанта, но блин, мне не кажется, что ко всему надо так уж серьезно подходить. Стихи это стихи, в них не обязательно искать какие-то супер приемы, их можно просто читать.

Кстати, сейчас подумала, может, как раз поэтому мне не хочется читать... Хочется просто читать ради смысла, но не поиска приемов, а в итоге на автомате начинаешь акцентировать внимание на том, что тебе говорили в школе.

В общем, больше стихов хороших и разных) на каждого автора найдется свой читатель, но я, пожалуй, останусь в прозе, мне так удобнее и легче воспринимать текст.
Комментарии:
Люциферчик
09:27 08-08-2023
На мой взгляд, как читателя и человека, писавшего стихи, стихотворение - это чистое чувство, практически фотография эмоции. И в идеале надо бы учить детей не разбирать его на молекулы и не метафоры в нём искать, а испытывать именно эмоцию от чтения. Причём даже необязательно ту же самую, которая вдохновляла автора.
Svetlanchik
09:40 08-08-2023
Люциферчик абсолютно согласна! Я, если хочу стихов, что бывает крайне редко, иду именно за эмоциями авторами, думаю, откликается ли мне это сейчас или нет, иногда запоминаю и отмечаю меткие сочетания, и вот этот анализ школьный стараюсь отключить. Не всегда выходит, правда, но, если сделать над собой усилие, получается.
Svetlanchik
09:44 08-08-2023
Люциферчик как я поняла из комментария, сейчас ты не пишешь стихов. Если есть желание и настроение у тебя поделиться, интересно, как у это началось и закончилось, не хотела бы ты снова что-то писать?
Извини, если лезу не в свое дело, если тебе неприятно будет вспомнить этот период, не отвечай.
chaykayf
15:10 08-08-2023
Я то же самое хотела написать.
Странно анализировать стихи, пытаться внести какую-то рациональность.
Поэты, я так думаю, скорее думают, как точно передать мысль или чувство, чем про какие-то приемы.

Я стихи всегда любила, очень много знаю. Номер повезло, может быть. В школе мне нравилось их учить, а вот про приемы у нас было не очень много, и не очень обязательно. Я как-то это мимо ушей пропускала, или чисто для галочки заучивала.
Люциферчик
20:01 08-08-2023
Svetlanchik Спасибо за вопрос, мне про это приятно говорить.
В детстве и юности у меня стихи появлялись сами, я на это никак не могла повлиять. Они возникали у меня в голове сразу от первой строчки до последней, и я просто записывала сразу готовые. До сих пор не знаю, почему так было и как оно работало. Стихи получались средние, не совсем плохие, но и далеко не гениальные, я себя поэтом не видела никогда. Поэтому, когда это как-то само со временем сошло на нет, я не расстроилась.

Сейчас может что-то написаться очень редко, если есть сильные эмоции: влюблена или что-то такое. У меня по тегу "стихи" вперемешку моё и не мое, вот сейчас пошла проверила – в последний раз сочинила стих в поезде, давненько уже.
Svetlanchik
08:03 09-08-2023
Люциферчик
В детстве и юности у меня стихи появлялись сами, я на это никак не могла повлиять

Ого! Ничего себе! Совершенно неожиданно для меня, что так бывает. Спасибо, что поделилась!

Прочитала стих и подумала, что вот он прям твой! представила, как ты его читаешь, сошлись текст и ты мысленно)
Люциферчик
08:10 09-08-2023
Svetlanchik
неожиданно для меня, что так бывает
Кстати, это даже у настоящих поэтов у некоторых так, я читала в интервью и автобиографиях. Но у многих, наоборот, через труд и переписывание каждой строчки по десять раз.

вот он прям твой
Спасибо, приятно слышать. ) Мне кажется, стихами гораздо труднее врать и притворяться, чем в прозе.
Svetlanchik
08:15 09-08-2023
chaykayf кстати, да, ещё один пунктик - учить стихи наизусть, очень живая тема для меня! Пожалуй, напишу об этом отдельно, это прям открыло массу воспоминаний, и смешных и грустных!
Странная женщина
19:06 09-08-2023
Согласна по поводу анализа стихов, мне тоже это всегда казалось странным. Но и анализ прозы на уроках литературы ТОЖЕ был на 80% притянутым за уши и навязыванием определённого видения. Правильно было анализировать именно так, как сказала учитель/написано в учебнике, а если ты видишь суть произведения как-то иначе - то дурак и получишь максимум 3, даже если аргументировано, подробно и с цитатами всё разберёшь и напишешь в сочинении.
chaykayf
19:33 09-08-2023
Правильно было анализировать именно так, как сказала учитель/написано в учебнике, а если ты видишь суть произведения как-то иначе - то дурак и получишь максимум 3, даже если аргументировано, подробно и с цитатами всё разберёшь и напишешь в сочинении.
да, у нас то же самое было на английском в вузе.
У меня сначала очень плохо получался стилистический анализ, а потом я поняла, что про Голсуорси надо везде говорить о чувстве собственности - и всё, всё пошло как по маслу.

Ну, кстати, стилистический анализ речи мне очень помогает в реальной жизни. Можно считать инфу, которую человек не говорил, а подразумевал.
Svetlanchik
09:35 10-08-2023
Странная женщина да, анализ прозы и поиск смыслов тоже вызывает вопросы. Есть ощущение шаблонности и нежелания слышать другие мнения. Там, где как раз можно и нужно проявить свою фантазию и логику, зачастую вперёд выступает многолетний шаблон того, как надо думать и о чем. Радует, что все же более молодое поколение учителей, как мне кажется, более свободны и открыты, хочется верить, что у них остаются силы на интересную дискуссию с учениками.
Svetlanchik
09:38 10-08-2023
chaykayf
Можно считать инфу, которую человек не говорил, а подразумевал.

Иногда мне кажется, что в этой стране это врождённый навык))))
Но если серьезно, интересное наблюдение, с этой точки зрения не думала. Наверное, отчасти да, соглашусь.