Мы решили, что в жару будем прятаться в Эрмитаже. У нас не получилось.. В Эрмитаже ТАКАЯ духота в парадных залах, что просто невыносимо. Как там смотрительницы выдерживают, не представляю. Мы ладно, один раз пострадаем, а они там работают.
У нас был билет на 13 часов. По парадным залам шел бесконечный поток посетителей. Это физически тяжело. А я ещё воду оставила в рюкзаке в гардеробе, думала, что с водой не пустят. В итоге прошли круг, и я пошла умываться и в буфет за водой.
Когда дошли до разветвления лестницы в сторону галереи и вниз, как будто стало меньше людей. Видимо, в основном смотрят парадные залы.
Второй раз увидели побольше людей в зале Леонардо да Винчи. Но не критично. Спокойно подошли, послушали аудиогид (кстати, очень хороший, абсолютно точно стоит своих денег).
Музей на столько большой и выматывающий, что люди просто проходят мимо Караваджо, Тьеполо,
Эль Греко, чуть задерживаются (и то, как будто случайно, увидев других) около Тициана и Рембрандта. И я это прекрасно понимаю, хоть и грустно. Плюс все же зачастую отечественное искусство мы знаем лучше зарубежного.
Недавно слушала дискуссию директора и научного сотрудника Пушкинского музея. Там случайно речь зашла о музеях-убийцах (не уверена, что прям так звучало). Это те собрания, которые содержат столько всего, что посетитель не в состоянии обойти всё и воспринять. Приводился в пример деликатно Лувр, в одном из залов которого около невероятных шедевров директор музея была абсолютно одна, потому что никто не в состоянии туда дойти, а она просто знала, что хочет посмотреть и сразу шла.
Скажу без зазрения совести, Эрмитаж именно такой. Мы вернулись поздно накануне и решили никуда не идти утром, а выспаться и поехать в Эрмитаж. Мы были с 13 часов до 18 часов (ну плюс/минус на мою отлучку за водой), только на втором этаже, по маршруту не прошли где-то 5-7 залов второго этажа. Во-первых, уже времени не хватило, а во-вторых, после Рембрандта уже просто не хотелось никуда.
Для меня было откровением, что я ТАК впечатлюсь известными работами. Понятно, что мы пропустили наверняка что-то, но как минимум самые-самые шедевры, кажется, увидели.
Если я ещё решусь на Эрмитаж, то сразу быстро мимо парадных залов к картинам. Мне не хватило времени, чтобы просто постоять спокойно, плюс хочется надеяться, что в несезон будет чуть меньше людей.
Ещё одна мысль, которая пришла по итогу.
Когда музей обладает на столько огромной коллекцией, он может себе позволить повесить Караваджо на стену рядом с чем-то. И ты, если не знаешь, можешь даже пропустить. Другой музей сделает зал Караваджо, поставит стрелочку на него, а здесь он будет просто висеть, что можно даже оказаться одному перед работой.
Кажется, я доросла в своих насмотренности, путешествиях, лекциях до Эрмитажа. Это приятно осознавать. Конечно, я очень много не знаю, но тем приятнее теперь ходить и находить какие-то интересные работы, факты, авторов. Я рада, что мы сегодня провели день в музее. Это было непросто физически, но это было неожиданно эмоционально. Я как будто что-то новое про себя узнала.