Я с сомнением листаю поочередно то нейросетевой перевод то оригинал. Нейросетевой какбы хорош, но он не распознает все символы пдф файла. Причем это не проблема переводчика, а проблема именно распознавания символов. Я некоторое время воевал с ним, пытаясь перегонять нарисованный текст в печатный сторонними программами, но они точно такие же не але.
С другой стороны, чтобы нормально человечески пользоваться нейросетью - там надо покупать на нее лицензию, и я в принципе готов, она недорогая, там 8$ в год. Но я не могу ее купить, потому что у меня нет банковской карты белого человека, то есть вменяемой европейской страны там скажем германии франции, ну точнее все у меня есть, но не для подписок на всякий штуч. Для подписок у меня набор турецких-грузинских-российских карт, то есть стран разной степени папуасскости, которых половина подписочных сервисов не признает.
А без подписки мне там приходится пилить книгу на 20-30 страничные полешки (100к символов максимум, что кстати вполне прилично, если бы у меня тут на руках не был ебучий кирпич война и мир отдыхает) по отдельности их загонять в нейронку, и повторюсь - она еще не все символы воспринимает.
Вобщем дюже геморно, тем более что английский у авторов чисты и приятный, я в принципе даже по диагонами умею по нему бегать, хотя и не так легко и весело как по русскому тексту. Вобщем пока что пускай оригинал будет.
Лангобарды оказывается америкосами называются "ломбардами" (lombards).
Мне лень проверять, но похоже что названия "Ломбардия" - оттуда же.
Первая глава про структуру высшей власти. Там в целом все понятно. Европа постепенно переходит от вождей к королевским династиям. Выстраиваются отношения с церковью, в частности триединство власти - церкви, короны и аристократии.
Одновременно в империи каролингов впервые начинают формироваться вертикали власти, с одной стороны отличающиеся от того, что было в античных империях (т.к. есть двоевластие в церковью) с другой стороны - отличающееся и от племенных общинных структур. То есть формируется то самое распыление власти, при котором правящему классу постоянно приходится договариваться между собой.
Глава про аристократию. Собственно восьмой-девятый века - время появления наследственной аристократии в Европе одновременно с появлением первой средневековой империи - Карла Великого. Собственно наследственную аристократию в той или иной форме можно считать неотъемлемым атрибутом любой империи, не важно она античная, средневековая или современная.
Более того - в империи сначала формируется аристократия, и уже потом как ее надстройка - сильная императорская власть, а не наоборот. Конечно, приводит это нередко к тому, что император со своим двором оказывается сильнее аристократии, но поначалу любая династия всегда зависима от аристократии полностью. Впрочем обычно это работает как качели, вверх выскакивает то одна сила то другая.
Глава про социальные и военные институции. Ранне средневековое общество делилось на четыре класса - аристократия, свободные люди, полу-свободные (должники? или имеются ввиду женщины?) и рабы. Плюс более гибкое отдельное разделение между крестьянами и военными (и, судя по всему, духовенством). Плюс у духовенства своя отдельная жесткая структура. Кстати во многом базирующаяся на образованности (хотя и специфической), то есть католичества церковь местами напоминала структуры китайской власти.
Глава про экономику. Идут описания совершенствования способов обработки земли. Я вообще считаю, что это главная причина, почему античные империи сменялись феодальной раздробленностью. В античные времена людям приходилось объединяться в огромные структуры, чтобы обеспечивать выживание в недружелюбной среде. К средневековью обрабатывать почву стало легче, люди смогли выживать самостоятельными (плюс еще и воюющими между собой) княжествами. И завершилось это только на изобретении огнестрельного оружия, что фактически усилило федеральную власть и стало заделом для абсолютной монархии позднего средневековья.
Глава про сельское общество империи каролингов.
Все это мало отличается от России начала двадцатого века, читайте Льва Толстого он большой спец по крестьянам Карла Великого.
Глава про деньги. Вообще не интересно.
Раздел про церковь.
Глава про папство. Это я все читал отдельно (и еще параллельно буду догребать).
Глава про церковную организацию. Интересно, что авторы используют слово "экклезиаст"(ecclesiast) как синоним слова "церковь" (church). В остальном я тоже все это знаю.
Глава про монастыри. Вообще не интересно.
Глава про отношения церкви с обществом. Опять же - понятно какие там отношения.
Раздел про культуру. в 8-9 веках идет перенос культуры с философских (и прочих) школ в монастыри и замки. Культура становится чисто религиозной, а иначе грех. За пределами религии в это время существовала разве что юриспруденция, которая порядочно усложнилась с усложнением структуры власти.
Глава про языки. Мне плевать.
Глава про "ренессанс каролингов". Подразумевается я так понимаю культура, ненадолго возникшая при императорском дворе.
Глава про теологию. Описание самых распространенных библейских споров этого времени. Я все это читал в истории папства.
Глава про производство книг. Пропускаю.
Глава про живопись и архитетуру. Я все это отдельно читал в истории искусства ранее.
Ну и все, послесловия, завершения, пояснения, генеалогические деревья, карты, глоссарии, сто с лишним страниц доп литературы.
В целом, как я и ожидал, вторая половина тома это просто дополнительные материалы к первой. Самое сложное начнется на следующем витке, где я возьму сразу полностью весь третий том одной книгой на инглише.