Где-то с двенадцатого века никаких психбольниц не существовало, очевидно. Были только лепрозории - лечебницы для прокаженных. Лечением там не занимались. Ну точнее там ходили священники и совершались ритуалы разной степени безумности. В целом забавно, что при всех средневековых знаниях о медицине (нулевых) от инфекционных заболеваний спасались изоляцией, то есть примерно так же как и мы от ковида.
Лепрозории возникали сами собой в тех местах, где от болезни вымирало большинство местных жителей, и по понятным причинам не хотели селиться новые.
К пятнадцатому веку с окончанием крестовых походов (откуда собственно и шла проказа - лепра) эстафета передается венерическим заболеваниям. Изолировать венериков уже не настолько (хотя по привычке этим все еще занимаются). В лепрозориях их опять же не столько лечат, сколько ухаживают за ними. То есть это становится аналогом пансионатов.
Одновременно с этим существуют душевнобольные, но их обычно выгоняют из городов вместе с бродягами и другими антисоциальными элементами, сами с собой они судя по всему не очень живут, так что осесть у них не получается, так что они шатаются где попало между селениями. За частью ухаживали в церквях, плюс пара упоминаний о "башнях безумцев" сохранилось. Но это скорее всего были тупо тюрьмы. Плюс их сгоняли в места паломничества в надежде, что там их вылечит святой дух.
Пятнадцатый век - расцвет театра (и вообще первые ростки городской жизни в Европе), судя по всему, когда безумны получают больше внимания, они уже не столько отверженные, сколько ходячее представление. Вместе со скученностью поселений приходит чума и безумцы выглядят посланниками смерти, то есть наполовину инфернальными существами (по идее что-то похожее было в античности, и тоже при расцвете городов). Таким образом ренессанс возвращает в культуру и те мотивы античности, которые не собирался.
Далее Фуко долго доказывает, что к восемнадцатому веку уважение народа к безумным усиливается, так что они считаются если не мудрецами, то святыми, от которых можно получать божественные откровения. Фактически это заканчивается к девятнадцатому веку, с приходом эпохи рационализма.
Одновременно к семнадцатому веку идут времена абсолютной монархии, и тогда же появляется карательная медицина в привычном нам советском понимании, то есть в безумные записывают несогласных. Там их изолируют, а вместе с ними и реальных сумасшедших.
Иии какбы все это интересно, но книга скорее не про историю, это скорее объемный философский трактат про символику и нравы, и во-первых мне не супер интересно, а во-вторых доводы автора выглядят хлипко, и на самом деле даже толком не понятно, как писать на эту тему, так чтобы оно звучало сколько то правдоподобно, а не фантазиями писателя.
Короче забавно, но не совсем мое, еду далее.