Опять пишу о том, что зацепило, и это было давно. Об этом писала на Дайри и на Дыбре, хочу притащить и сюда.
Осторожно, тяжёлый контент!
Несколько лет назад случайно нашла на Лайвлибе рецензию на книгу Александра Каминского "Камни на шанец". Заинтересовалась. Книга вроде не переведена на русский,
возможно, по причине того, что автор - участник Армии Крайовой (ну тип Армия Крайова идейно неправильная, все дела), ну и попросту, наверное, её мало кто знает и не дошли руки. По запросу "Камни на шанец" вылезает только фильм (кстати, видела более литературный, так сказать, перевод названия - "Камни на валу"). На польском же текст книги найти можно, даже скачать в PDF.
Книга написана хорошо, интересно и, можно сказать, запала мне в душу. Учитывая, что нашла я её лет восемь-девять назад, тогда как раз бурно увлекалась Польшей, ну естественно, что впечатление было сильное) Повествование о молодых ребятах, участниках польского антифашистского сопротивления, об операции "Арсенал" 26 марта 1943 г., в ходе которой освободили из гестапо более 20 арестованных, перевозимых в тюрьму Павяк. Это была первая крупная акция молодёжной организации "Серые шеренги", состоявшей из харцеров - польских скаутов.
Название - строчка из стихотворения польского поэта Юлиуша Словацкого "Моё завещание".
В общих чертах - кто все эти люди
[изображение]
Ян Ро́ман Бытнар (1921-1943) - подхарцмистр, член Серых шеренг, командир отряда "Юг" Grup Szturmowych. Псевдонимы: "Рыжий", "Чёрный", "Янек", "Крокодил", "Ян Рыжий". Был арестован гестапо, переносил жестокие пытки. Ради его освобождения его товарищи организовали "Акцию у "Арсенала", освободили его и ещё около 20 человек, но последствия пыток были несовместимы с жизнью, и Ян умер через несколько дней.
[изображение]
Ма́цей Але́ксы Давидовский (1920-1943) - член "Серых шеренг" и Grup Szturmowych, подхарцмистр, харцерский инструктор. Псевдонимы: "Алек", "Глист" (о_о емнип, потому что высокий был, "длинный, как глиста"), "Козерог", "Коперницкий" (тут отдельная история, как он снял немецкую табличку с памятника Копернику). Во время "Акции у "Арсенала" был смертельно ранен и скончался в тот же день, что и Ян Бытнар.
[изображение]
Тадеуш Ле́он Юзеф Завадский (1921-1943) - харцмистр (звание выше, чем у других двух товарищей), харцерский инструктор, подпоручник Армии Крайовой, комендант Grup Szturmowych на территории Варшавы. Другая фамилия - Зелинский. Псевдонимы: "Кайман", "Котвицкий", "Лех Помаранчо́вый" (апельсиновый то бишь), "Тадеуш", "Зоська". Погиб в августе 1943, пережив "Рыжего" и Алека всего на несколько месяцев.
Пост на ЖЖ про него https://mikhael-mark.livejournal.com/723190.html
Насколько я помню из Каминского, про Завадского вроде как говорили, мол, по характеру он больше на девочку похож. Отсюда и псевдоним девчачий - Зоська.
Собственно "Акция у "Арсенала"
...Сначала арестовали Генрика Островского "Генека" (харцмистра, коменданта Штурмовых групп "Серых шеренг") и его жену Валентину. При обыске нашли взрывчатые вещества, оружие, боеприпасы и записки, по которым вышли на Яна Бытнара "Рыжего".
Яна арестовали 23 марта, успешная акция по освобождению была 26 марта, и за эти несколько дней на допросах гестаповцы избили арестованного так, что на нём буквально не осталось живого места. У Каминского есть подробности, приводить их я не буду - это и читать, и пересказывать тяжело.
Чтобы сломить "Рыжего" ещё и морально, гестаповцы сказали ему, что это "Генек" якобы его выдал. Устраивали им очную ставку. На самом деле гестаповцы сами вышли на Бытнара, Островский его не выдавал.
Вместе с Яном арестовали его отца Станислава; матери, Здзиславы, и сестры, Дануты, не было дома, и они избежали ареста.
Тадеуш Завадский "Зоська" быстро разработал план освобождения друга. Заключённых держали в тюрьме Павяк, а допрашивали на улице Шуха; можно было дождаться, когда машина с арестованными поедет с Шуха в Павяк, напасть на охрану и отбить товарищей. Перекрёсток улиц Белянской, Длугой и Налевки возле старинного здания Арсенала был для этого самым подходящим местом.
В первый раз операция сорвалась, потому что не пришло разрешение на её проведение ни от командира - Яна Киверского (его как раз не было в Варшаве), ни от его заместителя - Мечислава Курковского. По совету "Зоськи" ребятам сказали, что "Рыжего" просто не было в машине с арестантами.
Второй раз всё получилось. "Рыжего", "Генека" и ещё где-то 20 человек освободили. К сожалению, не без потерь... Были тяжело ранены Алек Давидовский и Тадеуш Кшижевич "Буздыган"; они скончались через несколько дней. Девятнадцатилетний Губерт Ленк попал в руки гестаповцев и через два дня был замучен на допросе (вот же... освободить одного товарища и так потерять другого... горько это).
Умер и Ян Бытнар, потому что травмы его были несовместимы с жизнью. Каминский пишет, что до "Рыжего" невозможно было даже дотронуться: каждое прикосновение причиняло ему страшную боль...
И это были ещё не все потери...
А Станислав Бытнар был отправлен немцами в концлагерь Аушвиц-Биркенау и погиб в январе 1945 года, застреленный на трассе Аушвиц-Биркенау - Водзислав-Щлёнски, когда немцы эвакуировали концлагерь. Получается, умер он в возрасте сорока восьми лет, пережив сына чуть меньше, чем на год.
Кстати говоря, в этом году 80 лет "Акции у "Арсенала" и 80-летняя годовщина гибели этих ребят.