emergency
03:17 13-01-2024 Трактат о явлениях ангелов, демонов и духов, а также о привидениях и вампирах (c) Кальме
Полное название еще длиннее - Трактат о явлениях ангелов, демонов и духов, а также о привидениях и вампирах в Венгрии, Моравии, Богемии и Силезии
Книга 1746 года, написанная аббтом бенедектинцем на волне вампирской шизофрении - о крестьян шли массовые жалобы, что на них набрасываются вампиры, находили и расследовали трупы (материалы дел сохранились до нашего времени), в том числе жители выкапывали покойников и вынимали у них сердца, чтобы те не восстали после смерти.
И вот автор собирает всю доступную информацию, пытаясь докопаться, так существуют вампиры или нет (он, не смотри что аббат - скептик).

В основном первая волна художки (и в том числе Дракула Брема Стокера, который вышел правда еще спустя 150 лет) базируется на сабже. Я пока не начал, но подозреваю, что трактат о разных инфернальных существах, поэтому весь он мне не интересен - я страшно перечитал европейской демонологии как в оригиналах так и ее разборы (плюс от нее страшно подсасывают видеоигры - и я с ними немного знаком). Мне интересно чисто откуда есть пошли вампиры на землях нерусских.

Но вообще я вот понемногу уже начал листать и вижу что книжечка небольшая и аккуратная, разбирает всех монстров церковного (католического) канона например и в том числе выдирает все что может из признаваемых церковью житий. Даже не верится что восемнадцатый век, прямо вот уважением проникаюсь к гражданину аббату.

Мало того аббат описывает и некоторые дохристианские представления, причем дипломатично называет их "мнениями", а не прямо вот ересями, как следовало бы ожидать.

Собственно к вампирам он подбирается на последней трети книги. Главного вампира типо Дракулы или Цепеша - в мифологии еще нет, они какбы сами по себе, плюс есть же диавол для таких целей.
Автор сразу пишет что слово "вампир - по славянски означает кровопийца". Википедия мне поясняет что да действительно слово вампир произошло от французского коверканья древнерусского "упырь", которое в свою очередь от еще более древнерусского "нетопырь", который сам по себе от слова "парить" (аналогично "пар", "перо" и т.д.). То есть слово ушло от нас, трансформировалось французами, и потом вернулось к нам. Пути лингвистические неисповедимы.

Для борьбы с вампиром предлагает отрубить голову, пробить сердце колом или копьем (не важно из какого дерева) и останки сжечь.
Само по себе оживление умершего чем-то невероятным для средневекового человека не было, какбы есть же всем известный пример, каждый год празднуется. То есть зомби, живой мертвец и прочие - понятие схоластически доказанное и никем не оспариваемое. Посему автор задается главным вопросом - окей а как они из гробов то вылезают? Ожить то ладно, ты блин вылези попробуй удачи. Тем более что вот явно разрытых снизу ям никем замечено не было.

Другое дело если человек только умер и его закопать еще не успели - тут нашему средневековому другу все понятно.
Далее он описывает случаи когда родственники сами выкапывали из могил почивших и те оказывались живыми. Впрочем судя по всему имело место быть погребение заживо, мало ли в кому человек свалился а потом вышел.
Плюс некоторых хоронят в склепах, что значительно упрощает последующее оживление мертвеца, опять же случай с Иисусом тому подтверждение, вот закопали бы его в гробу, как нормальных людей - и мы бы посмотрели как бы он тогда ожил и что бы делал.

Еще часть рассказов автор относит скорее к духам и привидениям. А часть к вероятному помутнению рассудка родственником. Нет слушайте, ну какой грамотный мужик, а?

Далее есть просто люди которые вдруг набрасывались на сограждан и принимались кусаться. Это опять же - видимо бешенство.
А еще граждане из богачей любили заказать крови и пить ее. Вывод - извращенцы. Ну еще культисты там обряды свои проводят.

Потом есть просто умершие, которых выкапывают подозревая в вампиризме и они оказываются не разложившимися. Это уже неясный случай, но их сразу сжигают так что все ок. Впрочем автор и здесь дает объяснение - возможно это особенность места захоронения, температуры, сухости и т.д.

Четкого канона вампиров еще нет. Не придумано что они боятся солнечного света или чеснока, нет осиновых кольев, нет необходимости пить кровь и правил что делается с укушенным.

Первое печатное упоминание вампиров по сабжу датируется 1694 годом в Польше. В Трансильванию они переедут уже сильно позже.

В финале автор приходит к выводу что у страха глаза велики, у всего есть научно-схоластическое объяснение, а люди как обычно выдумывают невесть что.
Не согласиться с ним сложно.