emergency
10:48 29-03-2024 New Cambridge Medieval History (том 4)
Окей, второй том четвертого тома.

Глава про папство в одиннадцатом веке. Первую половину там идет стремительное поднятие из жопы. В начале десятого прошел трупный синод, папство выглядело бедным безумном братом-близнецом византийского товарища.
В целом я вижу события одиннадцатого века как части единого процесса - византийские торговцы объединяют европу в единую сеть, одновременно консолидируется и церковная организация, превращаясь из довольно аморфной структуры в отдельную самостоятельную империю внутри империи. Восточная церковь начинает тянуть щупальца в сторону Италии, западная (одновременно так же отрастившая зубы) дает отпор, следует церковный раскол, далее новообразовавшееся католичество григорианской реформой наводит само внутри себя порядок и наконец уже само по себе начинает внешнюю экспансию - крестовые походы.

Номинально церковный раскол объясняется разными методами. Один из них - в том, что восточная церковь и православие, как ее преемник, традиционно работает под светской властью, что какбы логично, учитывая централизованность Византии (а потом Московской Руси).
Западная же церковь (католичество) еще с докаролингских времен в сложных отношениях с королями и императорами, то попадая под их влияние с усилением западной европы, то наоборот подминая их под себя с развалом. Одиннадцатый век, как я написал выше, время церковного усиления, так что католичество вспоминает, что вообще говоря папа римский может отчитываться только перед богом напрямую, и раз византийские патриархи ходят под императорами то наверное они не настолько уж и святы. Короче следует спор уровня ху ар ю ту факин лекчур ми.

Но кстати именно эта подотчетность светской власти сейчас позволяет нам считать православную церковь менее исторически мрачной, чем католическую. Одно дело, когда репрессии берет на себя государство, а православие берет на себя просто функции идеологического отдела кгб, это же не оно пусси риот гоняет, православная церковь тут вообще ни при чем, она вообще молится за души зеков и желает их тромбам не отрываться. Другое дело католичество, которое орудовало собственным репрессивным аппаратом.

Книга описывает трансформацию папской администрации в первые годы после раскола, мне это не интересно.

Далее глава про Священную Римскую Империю (ака Священная Римская империя германской нации aka Восточнофранкское королевство ака будущая Германия). К началу одиннадцатого века империя активно расширяется на восток, используя католическую церковь в роли ударно-психотропного оружия, в первую очередь в сторону Венгрии и Дании (плюс Польша входит в империю на правах независимого королевства). В период 1024-1125 империя под властью Салической Династии.

В начале одиннадцатого века империя пытается подражать то каролингам то Византии, однако обособлившаяся католическая церковь стремительно набирает силу и вступает в крупнейший конфликт с властью за всю историю, известный как "Борьба за инвеституру". Так как идет раннее средневековье, огнестрела еще нет, император вынужден лавировать между лордами, и опираясь на них церковь побеждает в противостоянии, в 1075 римский папа отлучает императора, и тот вынужден позорно выпрашивать прощение.
Ну и далее опять же наружу следует объявление крестовых походов, а внутри - "земского мира" - запрета на междоусобные войны между лордами. Соблюдался этот мир не ахти как, но в целом конечно был мощнейшей силой, стабилизировавшей Европу на ближайшие века.
Конфликт императора с Ватиканом - крупнейшая внутриевропейская склока всего одиннадцатого века.

В 1033 году Священна Римская Империя состоит из Германии и Италии, а так же только что присоединившейся Бургундии.
Саллическая династия закончилась в 1125 году в неоднозначном состоянии. Внешне империя была сильнейшим мировым образованием, проигрывающим кажется только Византии, в вассалах которой числятся все вокруг. Но внутри шли непрерывные склоки со своей же церковью (тоже мощнейшим мировым образованием) и восстания лордов. Последний представитель династии - Генрих Пятый - умирает от рака, не оставив детей, после череды неудачных внутренних кампаний.

Далее северная и центральная Италия. Я так понимаю что под этим названием авторы подразумевают католические части. Мне до сих пор века до пятнадцатого примерно все это не интересно.
В одиннадцатом веке католическая часть Италии становится основной ареной битв римских пап с римскими же императорами. И плюс рост олигархий.

Далее южная Италия. Видимо византийско-мусульманская. Интересна мне еще меньше, так как там тупо пиздос непрерывный. Плюс там еще норманы устраивают завоевания.

Далее королевство франков. В прото-Франции правит династия капетингов (во многом страну и основавшая), и у нее свои внутренние проблемы, как и у всех. Только воет она не с церковью (которая увлечена в этот момент забарыванием немецкого императора) а с аристократией, и в процессе король успешно проигрывает. Так что бардак во Франции продолжается. Напомню, что изначальное нежелание упорядочиваться в рамках единой империи стало основанием всей французской идентичности, то есть бардак у людей в крови.
Кстати одна из королев Франции в этот периоди - дочь киевского князя Ярослава Мудрого.

Основная внешняя проблема Франции в одиннадцатом веке это Нормандия, которая какбы наполовину Франция наполовину Англия и в следствие в целом усилившихся морских разбойников-торговцев (см усиление торговли, а так же см Вильгельм Завоеватель) - угрожает французской короне. Впрочем со смерть Вильгельма его земли делят между собой сыновья, что ослабляет их суммарно примерно вдвое.

В одиннадцатом веке французская столица постепенно переезжает из Орлеана в Париж.
В целом при непрерывном бурлении говн, Франция в одиннадцатом веке экономически растет примерно так же как и остальные страны европы (см опять же развитие торговли и городов).
Кстати от церкви они тоже под конец немного огребают (плюс церковные историки засирают французскому королю всю биографию).

Отдельно идут описания Нормандии, которая какбы технически часть Франции, но по факту это полунезависимо государство викингов (впрочем во Франции все провинции полунезависимы), и там тусуется известнейший вообще человек на планете своего времени - Вильгельм Завоеватель. Который полностью захватывает Англию, фактически считается основателем всей вообще английской государственности (так как первый захватывает в смысле объединяет ее всю), и скорее всего если бы не умер - он бы еще и Францию бы пошатал не менее основательно. Однако в результате Вильгельм умирает, Англию отдает одному сыну, Нормандию другому.
Далее идут описания крупнейших французских кланов того времени (многие из которых не сильно слабее короля) но мне это не интересно.

В целом распыление власти во Франции одиннадцатого века (вкупе со сравнительным миром у границ) служит заделом для всех будущих французских красот, пышности французской аристократии и тд. Плюс к концу века вступают в действие новые правила усилившейся церкви, запрещающие внутренние конфликты (церковь способна методом отлучения натравить на нарушителя всех остальных лордов и сгнобить его начисто), так что Франция реально становится землей процветания. Плюс она сравнительно далеко от межрелигиозных войны.

Далее Испания. Блин, она же уже в прошлой половине тома была? Чтож у вас за бардак то.
Напомню что в десятом веке Испания была чуть ли не самой спокойной частью Европы, с одной стороны благодаря удалению от точек бурления говн, с другой - благодаря установке местного мусульманского королевства, которое вполне аккуратно держалось. В одиннадцатом веке это королевство распадается, и далее еще века до четырнадцатого, как минимум, Испания будет напоминать Италию, только без блекджека и Ватикана. В ней будет идти вялотекущая реконкиста католиков и прочая феодально-религиозно-национальная раздробленность.

В целом хочется отметить, что у Испании исторически было неплохое местоположение, чем она напоминает мне Индию, ее сухопутная граница с остальной Европой сильно ограничена, а с другой стороны от нее дикая Африка, опять же без сухопутной границы. Казалось бы, с приходом ээ среднего средневековья проблемой должны стать и водные границы - однако от викингов-норманов Испания далеко, торговые пути через нее не проходят (они на ней заканчиваются), а Африке до средневековья еще было как до луны, так что как раз против нее водная преграда работала как каменная стена.
Так что до открытия Америки, когда Испания с Англией вдруг из задворков оказались прямо в центре вселенной - это была довольно травоядная территория, до которой какбы доходят отголоски мировых событий, но сильно без энтузиазма.

Далее Англия. Здесь, как я уже писал выше, идет объединение острова Вильгельмом. Все это не только создает ту самую англо-саксонскую нацию, которую вы все так любите, но одновременно и закладывает под нее бомбу - так как Вильгельм изначально король Нормандии. А Нормандия - технически вассал Франции. И таким образом захваченная норманами Англия тоже юридически становится французской провинцией. Англичане при этом отлично понимают, что их захват к Франции вообще ничего общего не имеет, это чисто нормандская инициатива. Говорят (потомки Вильгельма) вот вы сначала нас нормально по честному захватите, и потом выебывайтесь. Короче это будет многовековой спор, который сильно позже выльется в Столетнюю Войну.

Далее Византия. Византия мне очень интересна, но я хочу ее читать отдельно, плюс мне нравится ее в лекциях Минаева слушать. Понятно что в одиннадцатом веке все вообще европейские события берут начало в Византийской политике. расцвет византийской торговли ведет к усилению отдельных лордов и особенно прибрежных, а они к захвату норманами Англии. Византийский фактически церковный раскол ведет к нагибанию немецкого императора. И так далее.
Собственно и двенадцатый век, который пройдет весь под знаменем крестовых походов - тоже очевидно связан с Византией.
Однако я думаю что ее всетаки можно какбы вывести из общего уравнения и изучать более или менее отдельно.

В любом случае, самое крупное достижение Византии в одиннадцатом веке это захват Болгарии (с которой у империи были прочные дружественно-враждебные отношения). Так же страна ведет успешные военные походы против печенегов и венгров, дружит с половцами.

Далее Киевская Русь, Булгары и прочие восточные славяне. Я тут какбы все знаю. В двух слова - одиннадцатый-двенадцатый века это время наивысшего расцвета раннесредневековых восточно-славянских народностей, перед тем как все свалится под татарским нашествием. Как и в остальной Европе идет расцвет городов, торговых путей итд.
Отдельные главки посвящены балканским народам - сербам, хорватам и так далее. Мне все это не интересно.

Далее Польша. Я ее кстати когда-то читал отдельной кнгой, и основная скажем так - геополитическая - особенность Польши в том, что она зажата между империями - российской и византийской/османской. В результате она усиливается в те периоды, когда ослабляются соседи, и наоборот слабнет, когда усиливаются ее соседи и принимаются грызть ее за жомпу. Поэтому в одиннадцатом веке в Польше идет равномерный рост, однако ее грызут так же равномерно растущие Византия и Русь (в первую очередь конечно Византия, всетаки мировой гегемон). Позже с татарским нашествием Русь ослабнет, с мусульманским нашествием ослабнет Византия - и для Польши начнется процветание, та самая Рече Посполита. Еще позже Османская империя и Русь обе усилятся - и польские времена процветания закончатся навсегда.

В целом история Польши постоянно отдает некоторой трагичностью, ее географическая незащищенность со всех вообще сторон не позволяет ей толком обособиться, и при этом ее прочное нахождение на фронтире между культурами не позволяет ей толком никуда присоединиться. В результате она как-то вечно мыкается и страдает, вечно в виде жертвы соседей.

Далее Скандинавия. В ней полноценный расцвет, прибыли от походов идут бешеные. Эпоха викингов в одиннадцатом веке заканчивается (во многом потому что перехватывают инициативу норманы), полуостров становится малонаселенной, но сравнительно богатой и мирной торговой окраиной, на которой развивается культура те самые знаменитые саги и прочее.

Венгрия. в 11-12 веках она нечто среднее между Польшей и Скандинавией. С одной стороны она только-только сформировалась из набора ультра-агрессивных племен, которые с ростом благосостояния формируются в более традиционную европейскую страну. С другой Венгрия как и Польша зажата между всеми на свете и занята непрерывной бойней на границах и попаданием в вассальную зависимость то от тех то от других.

Так, и с этого момента книга переходит уже сплошняком на двенадцатый век. На следующий виток я переносить не буду, но на следующий пост перенесу.