Папство.
Напомню, на чем мы остановились - к концу двенадцатого века католическая церковь это крайне неоднозначная фигня. С одной стороны у нее есть монастыри, которые организации в первую очередь военизированные и феодальные. Вообще если посмотреть даже тупо на любой монастырь - даже по очертаниям его стен, бойницам, воротам будет понятно что окопались там совсем не божьи одуванчики, и их религиозность правильнее было бы назвать "спартанскостью" - то есть боевым братством в первую очередь. И основная цель проповедей для них - это набор бойцов.
Были конечно и женские монастыри, во многом развившиеся из лечебниц слэш постоялых дворов на путях крестоносцев. Но большинство монастырей и тем более монашеских орденов - были совершенно мужскими организациями, и занимались они совершенно мужскими делами при этом. И особенно в средневековье. Ребята это было вполне серьезные и суровые, власть пап они признавали с огромным скрипом (и не без причины), и прекрасно могли за себя постоять.
Монастыри плавно переходили в монашеские ордена.
Монашеские ордена плавно переходили в рыцарские ордена.
Рыцарские ордена плавно переходили в гребаные армии крестоносцев, частично являющиеся более или менее личными силами королей, частично вообще грабителями (как те же мамлюки например). И все эти ребята еще массово организовывали собственные государства.
И вот поверх всей это разношестной толпы стоял условный папа римский. Ну точнее он сам считал, что поверх всего этого стоит. По факту он был никто и звать его никак, церковная организация видела его в гробу, монахи-рыцари видели его в гробу, короли-императоры видели его в гробу, ватиканская олигархия видела его в гробу, мусульмане православные еретики - нувыпоняли. Бог хороший бояре плохие.
Работа мечты у него была вощбем.
И это подводит нас к
Иннокентий III - 1198 - вступает на папский престол совсем молодым, всего то в тридцать семь лет. Сразу становится опекуном германского императора Фридриха Второго (того самого который будущий антихрист, трижды отлученный и чудо мира). Покровительствует рыцарским орденам (благословляет создание Францисканцев) таким образом какбы формирует личную гвардию и с ее помощью подчиняет себе Рим. Далее он крайне умело лавирует в европейской политике (читай - указывает религиозным фанатикам, кого им бить) и за свое долгое двадцатилетнее папство приводит организацию (читай - себя лично) на вершины могущества. Фактически именно благодаря его участию крестовые походы начинают шастать вообще везде куда попало, они становятся такой прото-инквизицией прото-нквд. Он же устраивает чудовищную резню катар, чем наводит реального ужоса. При нем же под влияние католической церкви попадает стамбульская архимандрия. Короче человек вот на чистом превозмогании считай поворачивает колесо истории. Не знаю, почему он такой малоизвестный - ипичность гражданина сложно переоценить.
Гонорий III - 1216 - какбы продолжает работу предшественника, но уже менее сталинскими методами. Он в основном заведует новоприсоединенной Латинской Империей и пытается направить на Иерусалим пятый крестовый поход, но так этого и не добивается.
Григорий IX - 1227 - создает первую инквизицию, передавая ее под управление ордена доминиканцев. Поддерживает походы на Русь (но мало чего в этом добивается). Активно пинает Фридрика, чтобы тот валил уже захватывать Иерусалим, собственно все отлучения от церкви и объявления антихристом - это все для придания мотивации делается. И что характерно - успешно захвата святой земли и добивается (правда ненадолго). Еще травит кошек, считая их дьявольскими (справедливо) и получает в ответ крыс и эпидемию чумы.
Целестин IV - 1241 - правил всего 17 дней в ситуации когда император Фридрих (все тот же) осаждал Рим, по понятным причинам недовольный отношением церкви к своей персоне. В результате с выборами нового папы решили повременить и выборщики на полтора года разбежались в разные стороны с дикими криками.
Иннокентий IV - 1243 - это уже старый друг Фридрика, то есть папство решает пойти на компромисс. Впрочем, убедившись что прямо вот сейчас никто не придет рубить ему бошку, Иннокентий возобновляет войну с императором, а потом с его сыновьями. Германия к этому времени начала разваливаться (не без участия церкви конечно), и Ватикан переключается на общение с монголами, впрочем особого взаимопонимания не находит, с католичеством в средней азии как вы знаете не так чтобы очень хорошо.
Александр IV - 1254 - к этому времени бардак (опять же - не без участия церкви возникший) достигает такого размаха, что уже сама церковь мало что может с ним сделать. Королевские власти повсеместно хиреют, везде образовываются самостоятельные государства. Папа как-то во всем этом барахтается, пытается собирать силы против монголов, пытается кого-то объединять, но не очень удачно. То есть папская мощь вырастает и консолидируется по сравнению с началом тринадцатого века, но одновременно вырастают и другие объединения.
Урбан IV - 1261 - замечая бессилие Ватикана, Латинская Империя мгновенно возвращает себе самоуправление. Впрочем к этому времени только ленивый (и не захваченный татарами) себе его не возвращает, и Урбан справедливо решает заняться тем же, так что его правление повернуто на установке единоличной власти у себя в Риме. Собственно в этом плане он многого добивается, и поэтому вообще довольно знаменит в католичестве.
Климент IV - 1265 - несколько бултыхается в нарастающем хаосе. И после него еще три года престол вакантен.
Григорий X - 1271 - собирает Второй Лионский Собор где делает неудачную попытку объединения католичества и православия (даже представители татар приезжают). Обе организации в это время крайне слабы и ближе всего в истории к воссоединению.
Иннокентий V - 1276 - правит пять месяцев и ничего сделать не успевает.
Адриан V - 1276 - этот вообще чуть больше месяца
Иоанн XXI - 1276 - и еще одно короткое папство, я не знаю почему они здесь раз за разом избирают людей стоящих одной ногой в могиле
Николай III - 1277 - тоже короткое папство, полтора года. Этот хоть застает восхождение династии Габсбургов, и на том спасибо.
Мартин IV - 1281 - ну тут хоть четыре года. В целом продолжаются бурления. Завершается период потепления между ветвями христианства.
Гонорий IV - 1285 - продолжает бурления говн. Интересно, что в это время идут непрерывные (неудачные) попытки католиков вместе с монголами пойти крестовым походом против мусульман.
Целестин V - 1294 - и еще одно ультракороткое папство.
И на этом тринадцатый век католичества все.
Не знаю почему его называют "триумфом папства". Ну то есть в начале века да, но к концу как и вся европа так и церковь стоит на пороге безвластия. Если подходить к вопросу философски, вот как мировые войны можно считать наследником колониализма, так и развал средневековья - наследником крестовых походов. Большие массы людей уезжали куда-то на другой конец света, чтобы там грабить и убивать, и все было хорошо все были довольны, но в какой-то момент эти массы людей понимали, что ровно все тоже самое они могут прекрасно делать и у себя дома, не отходя, так сказать, от кассы, и вот результат.