emergency
11:18 28-05-2024 Главное в истории искусств. Ключевые работы, темы, направления, техники (c) Ходж
Продолжаю книги-подборки. На прошлом витке было "Главное в истории литературы". На этом история искусств. Их тут вообще много у меня лежит из этой серии.

Под "искусствами" книга подразумевает изобразительное искусство. Картины то есть.

Изначально идет перечисление основных направлений:
Первобытное искусство - ок
Античное
Византийское - здесь автор уточняет, что раннесредневековая живопись такая уродливая и однотипная, потому что считалось что красота это грех, и не важно вообще кто как выглядит, красота души важна.
Средневековое искусство - ну это не стиль, а миллион стилей
Раннее возрождение (1400-1490) - олигархи безбожники захотели красот, и вот результат
Северное возрождение (1430-1550) - с одной стороны германские олигархи увидели что итальянцы творят и сами так захотели, плюс пошел религиозный раскол, протестантство все дела, массовый забив на каноны
Возрождение (1400-1550) - какбы развитие раннего возрождения, художники набивали руку, вспоминали о композиции и перспективе, изобретали новые техники
Высокое возрождение (1490-1530) - здесь уже сами римские папы махнули рукой и решили возглавить движение, в результате пошли заказы на масштабные полотна
Венецианское возрождение (1430-1550) - изобретение картин на холсте (до этого рисовали на досках), большая свобода тем

Маньеризм (1520-1600) - пошли игры со светотенью и перспективой
Золотой век голландской живописи (1585-1702) - местная версия возрождения, но более северная холодная и грустная
Барокко (1600-1730) - начались робкие попытки в стилизацию, выразительные планы и пафос
Рококо (1720-1720) - ответ на Барокко, попытка лишить картины пафоса и надрыва, добиться легкости
Классицизм (1750-1830) - какбы возрождение на новом витке, попытка использовать все новые приемы стилизации, чтобы добиться подчеркнутой реалистичности
Романтизм (1790-1880) - ответ на классицизм, наоборот использование новых приемов чтобы передать эмоцию, но не человека а толпы, народа, идеи, все это какбы воплощение французской революции
Реализм (1830-1890) - микс классицизма и романтизма. Как классицизм пытается показать реальность, но как и романтизм - интересуется взглядом "маленького человека", бытом крестьянина и рабочего. Забавно, что на самом пике этого направления появляются фотоаппараты и грохают его полностью.

Импрессионизм (1865-1885) - начало войны художников с фотокамерами, которая привела нас туда где мы есть. Первые робкие попытки нарисовать то, что невозможно снять на фото, игру форм и цветов, передающую эмоции, хотя все еще близкую к реалистичности
Постимпрессионизм (1885-1910) - продолжение того же движения, все большее искажение форм и нарушение перспектив для передачи эмоции и мысли
Неоимпрессионизм (1886-1906) - начало изучения эффектов возникающих при разных комбинациях цветов и форм
Модерн ака ар-нуво (1890-1914) - распространение конвейерного производства привело к новому витку реализма, где функционал диктует правила для внешнего вида, попытка какбы обезличить искусство

Экспрессионизм (1905-1930) - ответ на модерн и на первую мировую, продолжение движения в сторону передачи эмоций, появление депрессивного искусства и мрачного взгляда на человечество и на себя
Немецкий экспрессионизм (1905-1935) - настроения веймарской германии, еще больший уход в отрицательные эмоции, собственно крик мунка
Фовизм (1905-1909) - условный ответ на экспрессионизм, опять же передача эмоций светотенью, но более мягкие и эмоции и цвета
Кубизм (1907-1914) - Пикассо и невозможные картины, попытка нарисовать то, что невозможно увидеть, объекты с невозможных ракурсов например
Футуризм (1909-1914) - еще один какбы ответ на экспрессионизм и фовизм одновременно - опять же передача эмоции, но скорее агрессивной и энергичной, передача энергии, движения в будущее
Супрематизм (1915-1925) - финал, полный отказ от каких-либо законов, Малевич и тп

Дадаизм (1916-1930) - после финала, попытка сделать нечто, что невозможно описать даже, но что вызывало бы у человека эмоции
Неопластицизм (1917-1931) - перетекание живописи в стиль, создание стиля, настроения, ритма, окружения. Когда картина сама по себе не вызывает идеи или эмоции, но ее присутствие помогает людям вызывать идеи или эмоции.
Магический реализм (1920-1960) - создание картин с подтекстом, скрытым смыслом и двойным дном
Сюрреализм (1924-1966) - рисование сна, собственно см Дали
Абстрактный экспрессионизм (1943-1965) - попытка найти новые странные способы рисования и отображения чего-то, что невозможно объяснить, но можно почувствовать в общем похоже на дадаизм и неопластицизм, какбы посередине между ними
Живопись цветового поля (1947-1965) - вариация экспрессионизма, но направленная на создание медитативного состояния у зрителя

Поп-арт (1955-1970) - создание коллажей, меметичных форм, ссылающихся на современные проявления популярной культуры
Перформанс (1960-) - нечто среднее между картиной и театральным представлением
Минимализм (1960-) - новая вариация модерна и неопластицизма, снова отказ от эмоции и стиля, упор на функциональность, но уже с новыми материалами
Концептуализм (1960-) - вариация минимализма, но во главу угла ставится не функциональность, а передача идеи максимально рациональным способом

И все. Отсюда мы можем сделать вывод что онеме и пиксельарт автор направлениями искусства не считает. Нет, ну я с пониманием конечно.

Далее перечень "ключевых работ":
Зал быков - рисунки древних людей ок
Венера Милосская - кто вдруг не знает, Милосская она потому что стоит на острове Милос. Изначально она была покрашена, как собственно и все античные статуи. На самом ли деле статуя изображает Венеру - никто не знает.
Христос Пантократор - скакнули в тринадцатый век сразу. Чем эта икона отличается от миллиарда аналогичных я из описания не понял.
Оплакивание Христа (Джотто) - икона считается начавшей эпоху возрождения, в ней первые робкие попытки экспериментировать с позами, к примеру несколько персонажей изображены спиной
Портрет Четы Арнольфини - одна из первых работ выполненная в технике многослойной масляной живописи. Вообще Эйк сейчас выделяется тем, что у него все без исключения персонажи обоих полов похожи на Путина
Весна (Ботичелли) - пример совмещения разных мифов в одной композиции, в целом Ботичелли это яркий пример любования человеческой красотой эпохи возрождения

Геркулес (Дюрер) - художник стал синонимом средневековой гравюры (и гравюры вообще)
Пьета (Микеланджело) - статуя, на которой Мария оплакивает снятого с креста сына, интересна намеренным искажением пропорций, Мария изображена огромной, что поддерживается навороченными складками ее одежды, Христос уменьшенным, все это работает на лучшую передачу эмоции, автор был знаменит такими приемами, от чего его работы считались чуть ли не магическими, современники не до конца понимали что делает их такими эффектными
Мона Лиза - между прочим, скорее всего брови и ресницы у Джоконды на картине изначально были, но стерлись со временем, картина выделялась в том числе особой техникой, благодаря которой ткань и кожа кажется состоящей из клоков дыма, что делает изображение похожим на сон
Крестный путь (Рафаэль) - один из ярких примеров высокого возрождения, сложные композиции с толпами людей, использование множества планов, детальных фонов, выписывание каждой травинки
Венера Урбинская (Тициан) - яркий пример венецианского возрождения, автор уже шел дальше в сторону "нереалистичной реальности" - его картины какбы покрыты дымкой, персонажи кажутся духами
Охотники на снегу (Брейгель) - пример художника, который изображал жизнь крестьян и простых людей, задолго до того как это стало модно, при этом он использует приемы высшего возрождения, когда персонажи при общей реалистичности выглядят несколько сказочными

Совлечение одежд Христа (Греко) - ранние попытки чуть-чуть менять стиль на отдельных частях картины, в данном случае это используется чтобы передать контраст между спокойствием Христа и хаосом среди окружающей его римской стражи
Вакх (Караваджо) - создатель техники резких перепадов света, так же один из первых художников, который начал использовать изображения ээ неидеальности(?) для контраста, к примеру на картине выписаны переспелые гнилые фрукты, а у персонажа грязные ногти, все это считалась современникам оскорбительным
Юдифь, обезглавливающая Олоферна (Джентилески) - самая известная художница возрождения, во многом использует приемы Караваджо, резкую светотень и подчеркнутый натурализм
Снятие с креста (Рубенс) - пример ухода от натурализма в большую стилизацию, персонажи все супер мускулистые и похожие на титанов, все почеркнуто и наполнено энергией
Апполон и Дафна (Бернини) - автор родоначальник барокко, его статуя смело связывает древнегреческий сюжет с христианской моралью

Менины (Веласкес) - крупнейший представитель испанской живописи в жанре "бодегон" (то есть "харчевня"), все его картины напоминают о фильмах о трех мушкетерах, чуть вычурный глянцевый быт заката средневековья
Автопортрет с широко раскрытыми глазами (Рембрандт) - художник был в первую очередь известен как создатель гравюр с эмоциями, которые распространялись как вспомогательные материалы для работ других художников, в целом он лучше всех умел работать в специфической технике таких гравюр
Девушка с жемчужной сережкой (Вермеер) - величайший голландский художник своего времени, выделялся характерным подбором цветов, придающих изображениям простоту и жизненность
Качели (Фрагонар) - воплощение стиля рококо, все пузырится и невинно издевается над религиозными мотивами и моралью
Клятва Горациев (Давид) - воплощение классицизма, античный мотив реалистично взывающий к патриотизму и доблести

Верхний водопад Рейхенбах, радуга (Тернер) - пример раннего романтизма, когда главные действующие лица картин это переливы света
Третье мая 1808 года в Мадриде (Гойя) - апофеоз романтизма, передача народных сил и духа времени
Резня на острове Хиос (Делакура) - микс романизма и устаревших уже к тому времени техник возрождения, когда картины сурового настоящего изображены как библейские или древнегреческие трагедии
Турецкая баня (Энгр) - антитеза романизма, воплощение расслабона и беззаботности, опять же современный мотив нарисованный в традиции возрождения
Олимпия (Мане) - художник, который какбы бросил вызов традициям, незаметно издеваясь над мифологическими сюжетами, изображая простых людей (в данном случае вообще проститутку) в ролях античных богов, одновременно простоту добавляла нарочитая грубость мазков
Восход солнца. Впечатление (Мане) - воплощение импрессионизма, совсем грубые набросочные мазки, одна из тех картин которые при просмотре издалека кажутся чуть ли не фотографией, но при приближении выглядят почти как каша

Бронзовый век (Роден) - торжество реализма
Воскресный день на острове Гранд-Жатт (Сера) - пример стиля крайней зернистости цветов, во многом стиль викторианской европы
Ночное кафе (Ван Гог) - основной художник постимперссионизма, искажения, нарушения итд
Крик - "Я шёл по тропинке с двумя друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор – я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу."
Натюрморт с луковицами (Сезанн) - художник считается создателем современного искусства, он использует намеренно нарушенную перспективу, добиваясь невозможных ракурсов, рисует то, что невозможно сфотографировать

Рыбацкие лодки, Колиур (Дерен) - пример фовизма, все распадается на свет
Поцелуй (Климт) - создатель арт-нуво, собственно основной стиль цивилизации начала двадцатого века
Аккордеонист (Пикассо) - кубизм как он есть
Уникальна формула непрерывности в пространстве (Боччони) - футуризм
Улица с красной кокоткой (Кирхнер) - экспрессинизм, образы урбанизации
Красный квадрат (Малевич) - забавно, что на картине не квадрат. Большевики не сразу, но поняли, что Малевич над ними тонко издевается.

Фонтан (Дюшан) - ну вот современное искусство пошло, когда выкатывают любую хрень
Влюбленные (Магритт) - сюрреализм, а Дали позже будет?
Две Фриды (Кало) - магический реализм мистика спиритизм это вот все
Бродвей. Буги-вуги (Мондриан) - ранние абстракции и стилизация в вакууме
Волнисные линии (Поллок) - еще большая абстракция
Без названия (Ротко) - дзен
Улитка (Матисс) - пошли странные методы рисования, в данном случае аппликации
Уорхол - ок
Джадд - минимализм
Бойс - цирковые представления начались
Херст - и так далее

Интересно. Блин надо больше таких книг, объясняющих крестьянам типо меня где тут красоты, я Ходжа еще почитаю.