emergency
15:52 24-06-2024 Византия. История исчезнувшей империи (с) Харрис
Довольно свежая книжка 2015 года, что я одобряю.

В предисловии автор признается, что написал книгу в попытке понять - почему Византия просуществовала так долго? Это хорошая затравка.
Автор замечает что технически Византия существовала больше тысячи лет (на самом деле первые века она была скорее регионом Рима, а последние - фактически одним только Стамбулом с окрестностями), причем далеко не в самые спокойные времена, фактически все средневековье она простояла. И вопрос не только в том, почему так долго, но и в том, почему она настолько бесследно исчезла.
Вообще говоря у меня после жизни в Турции полное ощущение, что в самом характере турков осталось что-то в первую очередь от османской империи, но и от византии тоже.

О начальном периоде Византии нам известно от историка пятого века Зосимы (который все спер у другого историка Евнапия), который, будучи еретиком, крайне неодобрительно относился к императору Константину и считал его "предателем веры отцов" - потому что Константин крестил Рим, и обвинял его в развале римской империи в целом. Именно Константин построил Константинополь, и это была титаническая стройка даже по меркам Рима времен расцвета. В каком то смысле Константин таким образом прорубал окно из европы, вобщем он был миксом Петра Первого и Иоанна Крестителя.

В каком-то смысле Стамбул был попыткой объявить "новое начинание" для Рима, из чего можно сделать вывод, что Константин прекрасно видел обреченность Рима старого (Константинополь был основан менее чем за век до захвата Рима варварами).

Так же по мнению Зосимы само по себе христианство - значительно более миролюбивая религия, чем воинственные боги олимпийцы, что способствовало демилитаризации Рима. В целом раннее христианство таковым и было до появления боевых монашеских орденов.
В любом случае границы империи к четвертому веку давно сдвинулись к ближнему востоку и балканам, так что перенос столицы бал логичным шагом. В этом смысле опять же развал западной римской империи был скорее именно развалом, а не оккупацией, то есть оккупировавшие ее племена если не считали себя римлянами, но были недалеко от.

Плюс Стамбул был совершенно нерушимой крепостью на ключевой точке карты, и остается таковым до сих пор.
При этом хотя Константин и делал христианство основной религией Рима - при нем никаких притеснений еретиков не было. Более того, даже среди последующих императоров нередко попадались язычники.
Однако этот процесс пошел в самом конце четвертого века. В 391 году запрещаются жертвоприношения. Начало пятого века - время постоянных войн и стычек с язычниками за власть в Риме.

Следом за другими верами идет черед гонений на внутренние ответвления (ариан в первую очередь и евреев), к середине четвертого века добираются и до нетрадиционных ориентаций (в древнем Риме до этого даже императоры открыто имели любовников, и кстати бывало и епископы тоже, и даже христианские). Вобщем время перехода с античной распущенности на религиозную строгость - четвертый век. И во главе этого процесса стояла именно Византия.

Причем по мнению автора именно такой вот тоталитаризм позволял византийской империи стоять первые века. Точно так же как Древний Рим возвышался на фоне варваров, потому что казался более цивилизованным и приличным, и все хотели ему подражать, точно такой же все раннее средневековье выглядела Византия благодаря упору на религиозную строгость. Точно так же как Рим пал в тот момент, когда окружающие племена переняли его традиции, и он на их фоне перестал выглядеть прогрессивным, Византия пала по той же причине.
Как Рим так и Византия были не столько империями в современном понимании, сколько франшизами, то есть они периодически ходили войнами в провинции, но чаще всего порядок поддерживался самостоятельно, потому что местным правителям было выгодно называть себя "римом", настолько, что они даже были готовы платить за это.

Византия так же изобретает средневековую схему единения власти с церковью, когда император является наместником бога на земле (до этого нечто похожее практиковал например Египет, который кстати простоял еще дольше Византии, хотя несколько по другим причинам). Это же накладывало и ограничения на императорскую власть, будучи религиозным лидером император должен был подчиняться нормам религии.

Более того, Византия сформировала первую систему соц обеспечения и благотворительности, естественно под крылом церкви - раздачу еды нищим и неимущим, поддержка нуждающихся, работали бесплатные больницы. Для средневековья все это было страшно прогрессивно и опять же работало на франшизу.
Опять же мы видим, что упадок Византии начался только с разделения церквей, когда фактически Ватикан перенял все эти практики у Константинополя, более того довел их до абсурда (см боевые монашеские ордена). То есть франшиза работала ровно до того, пока кто-то другой не начал работать в ней лучше.

В целом это все доказательство ключевого тезиса - что первый шаг в борьбе с гегемоном состоит в том, чтобы стать лучше этого гегемона в тех добродетелях, которые он провозглашает. Тогда к тебе и лучшие люди придут и все на свете, и дело у тебя заспорится сразу.

Временем, когда Византия стала отдельной от Рима сущностью можно условно считать начало шестого века. Тогда Юстиниан добивает остатки язычества, закрывая афинские школы, фактически обрубая этим античное образование в принципе.
Идут гонения для монофизитов, которые интересны тем, что это фактически люди, считающие что в прошлых гонениях на ариан власть "недожала", ариане отрицали божественную природу Христа, а монофизиты - человеческую. Одни считали его недостаточно богом, а другие - более богом чем сам бог. Это на самом деле классический пример борьбы власти сначала с правыми уклонами, а потом с левыми. Сначала гасят тех, кто недостаточно поддерживает, а потом тех, кто поддерживает слишком сильно.
Отдельно иронично, что монофизиткой была жена Юстиниана.

При Юстиниане начинается практика использования христианства как основной франшизы. Это фактически трансформация античных идей. Если в античности варвары могли заслужить право называться римской провинцией, а их вожди - стать полноценными римскими гражданами, то в средневековье варвары делали все то же самом посредством крещения, что фактически делало их подчиненными тому же богу, а значит и византийскому императору как представителю бога на земле. То есть христианство было апгрейдом римского гражданства.
Фактически, когда технологические преимущества Рима стали блекнуть, они использовали религию как идеологическое преимущество для той же самой цели. Условно можно считать, что сейчас для той же цели используются либеральные и демократические идеи. Чего только наши дебилы понять не могут - что победить на этом поле можно не критикой, а только и исключительно бегом впереди паровоза. То есть надо стать значительно более демократичным и либеральным, значительно сильнее заебать всех повесточкой - и только тогда можно победить.

Чтобы быть империей - надо сначала убедить окружающих, что они варвары. Характерно, что только осознав это средневековый Рим смог забороть Византию. Став более Византией чем сама Византия. Во многом это понимали и большевики, что и обеспечило им кратковременную гегемонию (и лишило их гегемонии, когда они окончательно собственные же принципы и развалили), понимает это и современный Китай со своей концепцией убер-образования. Мы одни только не понимаем со своими скрепами духовностью и прочими охуительными идеями откатиться подальше в средневековье.

Вообще читать про Византию имеет смысл параллельно с книгами про империю Атиллы и про империю Сасанидов. Атилла интересен тем, что его завоевания были настолько суровы - что это не он развалил Рим, а люди которые от него бежали в ужасе - по пути развалили Рим.
Ну а Сасаниды это была основная империя, с которой Византия имела дела большую часть истории.

В первые веков пять, как минимум, Константинополь был не просто мощнейшим городом планеты, но был фактически чудом света. Из архитектуры тех времен почти ничего не осталось, но остался собор Святой Софии, и видимо та арка с жуткими неудобными ступенями на входе в район баров в Анталии.

В любом случае середина шестого века это попытки (местами удачные) Византии отбить часть бывших территорий западного Рима в союзе с одними варварами против других. Все это перекрывает та самая юстинианова чума, которую некоторые историки вообще считают водоразделом между античностью и средневековьем в принципе (и некоторая правда в этом есть).

Конец шестого века это новое переселение народов в районе Балкан. В Византии идут военные перевороты, этим пользуется Персия и тоже давит. Это все обычный быт средневековой империи. Начало седьмого века это потеря большей части западных территорий, Византия территориально сжимается фактически до границ современных Турции+Греции, хотя ее влияние конечно значительно большее.
Тогда же персы захватывают Александрию и крест господень, интересно, что они тогда еще не мусульмане (Мухаммед в этот момент уже родился, но еще не достиг пика влияния) а зороастрийцы.

Интересно, что Византии не касался обычный развал, который стоял в средневековых странах при любой смене власти. Потому что императору мало было прийти с войском - требовалось захватить Константинополь, который и сам по себе был практически непотопляемым, и тем более силами сравнительно хилых средневековых армий, и более того - город находился во власти церковного патриархата, и требовалось получить его одобрение. На практике это означало, что стоило патриарху одобрить одного из кандидатов на престол - остальным уже было ловить нечего. То есть христианство стабилизировало империю в самые тяжелые для нее периоды. Опять же - сильно позже это все перейдет и в западную римскую империю, но именно что сильно позже.

К середине седьмого века идут уже мусульманские захваты. Интересно, что захватывают в основном территории монофизитов, которых в самой Византии продолжают гонять, поэтому сравнительно веротерпимые мусульмане для них скорее единоверцы, чем византийские христиане.

С утратой территорий язык империи меняется с латинского на греческий. Вокруг устанавливаются новые империи - Болгарская и династии Омейадов. Империя в это время консолидируется, утрата монофизитских территорий идет ей на пользу. Восьмой век это время вялотекущей перестройки империи под средневековые стандарты, возникают города вокруг замков и в целом растет сельское население.
В целом именно консолидация позволяет начать религиозную экспансию, очевидно прежде чем присоединять к своей вере окружающих - неплохо бы как-то хотябы внутри себя с верой определиться.