i-lightning
21:39 01-07-2024 2024: Июнь - детская литература
[изображение]

Вера Новицкая «Хорошо жить на свете», «Веселые будни», «Безмятежные годы», «Первые грезы» 10/10
(сентиментальная проза)
Дневник Муси Старобельской, девочки начала 20-го века.
показать
Я, право слово, с трудом могу вспомнить, каким хитрым образом попала к нам первая книга – «Хорошо жить на свете». В моё детство она мне не попадалась, поэтому «в сейчас лет» стала настоящим открытием.
«Хорошо жить на свете» - история одного счастливого и солнечного лета. На дворе 1905 год, русско-японская война, девятилетняя девочка Муся с мамой проводит лето на даче. Это станет последнее лето Муси перед поступлением в гимназию, поэтому будни девочки наполнены не только безудержным отдыхом, но и подготовкой к вступительным экзаменам. С моей собственной «Мусей» мы начали читать эту книгу под соусом «не понравится – бросим», но нам так понравилось, что прочитали и продолжение («Веселые будни», где Муся уже гимназистка-«приготовишка»-семиклассница), а потом уже я сама дочитала и «Безмятежные годы» (Мусе 14-16 лет и она заканчивает гимназию: Машке это было уже не интересно, а мне – очень понравилось))),
Собственно, в «Хорошо жить на свете» будет абсолютно всё, что можно ожидать от подобной книги: чудесные беззаботные дни (семья Муси принадлежит к высшему сословию, поэтому антураж будет соответствующий), какие-то чисто дачные приключения – милые и трогательные, будет знакомство с соседями, которые становятся друзьями.

Чудесная летняя дачная атмосфера с её пикниками, ловлей раков, «гигантскими шагами», организацией театральных представлений – это воистину летняя книга и читать её нужно на каникулах. Впрочем, беззаботность бытия девочки не делает эту книгу (как и все следующие части) примитивной или глупой. Тут будут и тревоги, и переживания – девочка живая и настоящая, очень эмоциональная. А ещё Муся не живет в вакууме и её острый ум и деятельная натура касаются буквально всего. Девочка не только открыта всему, что встречается ей по пути: будь то произведения литературы или новости (русско-японская война хоть и грохочет вдалеке, но куда же без Муси!), она ещё и дивно глубока: она будет пытаться осмыслить всё, что покажется ей достойным. Поэтому и рефлексии на тему справедливости-несправедливости, бедности и нужды, какие-то морально-этические вопросы, как и проблемы отношений между людьми тоже встретятся. Иногда они будут излишне бесхитростными или даже наивными, но и моей «Мусе», и мне самой было исключительно увлекательно следить за ходом мысли и за восприятием девочки так от нас отличающейся. Реально, какой-то иной космос!

Книга написана очень живым языком – читать было истинное удовольствие. Конечно, не обошлось без шероховатостей. Это книга начала 20 века и язык будет соответствовать: он будет журчащим в своей литературности, но будут попадаться непривычные обороты и устаревшие слова. Поначалу это немного тормозило чтение, но к финалу серии я расчиталась и, право слово, получила истинное удовольствие – это не стилизация, а прекрасный образец детской и юношеской сентиментальной прозы начала 20 века. Что ещё из «предупреждений»: поскольку семья Муси принадлежит к «элите», то веяния черносотенцев будут иметь место (и если православие и религиозность останутся в рамках адекватности, то, например, высказывания о людях иных национальностей могут покоробить нежных читателей).

Что ещё может покоробить, так это сюжетные пердимонокли связанные со смертью (детей). Но поскольку, опять же, эта книга написана не в вакууме, а в соответствии с мировоззрением людей той эпохи, это будут хоть и трагедии (и восприниматься Мусей они будут как трагедии), но для читателей травмирующими эпизодами они не станут. Как по мне, сказки, написанные мамой Муси гораздо более травмирующие ибо криповые донельзя)))
Впрочем, книга нам понравилась и мы с Марусяо продолжили читать дневник Муси в «Веселых буднях».

«Веселые будни» – дневник семиклассницы (по нашему – первоклашки) женской гимназии со всем вытекающим: уроки, экзамены, девочки-гимназистки с их радостями, печалями, семейными делами, дружбой и склоками, развлечениями и рутиной. Это - атмосфера школы начала века. Поэтому тут будет Закон Божий и попечители, классные дамы-надсмотрщицы и чернильницы.

Муся продолжает быть собой: милой, очаровательной, живой, остроумной, в меру проницательной (в рамках возрастной нормы) и просто чудесной. Тот удивительный пример литературы, в которой положительная, хоть местами и весьма проказливая, девочка не становится ни картонной Мэри Сью, ни Пеппи. К слову, все персонажи в трилогии, как главные, так и второстепенные – сложные живые люди, каждый со своим характером, каждый со своим развитием в рамках заданного жанра (сентиментальный роман), у каждого своя история. Можно придраться к тому, что прислуга из этого круга выпадает и остаётся функцией, но и это очень характерно для людей круга семьи Старобельских (и для автора, насколько я поняла, книги в большой мере автобиографичны).
В целом – отличное путешествие во времени в ту эпоху. Опять таки, получили массу удовольствия.


Дальше хотели продолжать чтение вместе с Марусяо, но оказалось, что между «Веселыми буднями» и «Безмятежными годами» кто-то «съел» 4 года. Муся Старобельская возвращается из поездки уже второклассницей, поэтому две последние части, объединенные в «Безмятежные годы», будут не столько веселыми приключениями задорной девчонки, сколько станут романом-взросления. Мусе 14 лет и она - «второклассница».
Детям это уже не столь актуально – Марусяо стало враз скучно, потому что и шалости девчонок стали другими, и уроки сложнее, и переживания совсем иного толка.

Очень трогательно и очень нежно Вера Новицкая рассказывает не просто о взрослении Муси, но о взрослении девичьей души. Все эти томления и непонятные вайбы, когда «чего-то хочется, а чего не понятно», когда вокруг одна за другой подруги вступают в какие-то отношенческие «блудни» (конечно, условно «блудни», ибо речь все же идет про девочек в основном из очень приличных семей). И вот посреди этого разгула гормонов – Муся, которая практически самая младшая из всех и такая девочка-девочка. Что меня очень удивило, книга далека от ханжества, при этом она бесконечно чистая. Тут не будет стереотипных «фуфуфу» и оттопыренных пальчиков, а будет телесность, но она будет не пошлая и не вульгарная, а очень естественная и, пожалуй, такая, какая должна быть в подобной прозе.

Первые чувства, первые разочарования, поиск «своих»: людей, предметов, тем. Муся взрослеет и усложняется её внутренний мир. Она сталкивается с первым горем и ей придется осмыслить его и пережить. Она столкнется с обманом и его ей тоже пережить придется. Это не «коучинговая», душеспасительная литература, которая нынче попадает на книжный рынок – тут не будет способов выхода из ситуаций и рецептов. Но то, как Муся Старобельская проходит через сложные этические и нравственные выборы – просто браво. Естественно – потому что ни разу не изменяет своим ценностям и себе.
Отношения с мамой… Сквозь все истории про Мусю проходит линия этих доверительных бесед. И мне очень она понравилась – она не приторная и Муся может что-то утаивать, что-то недоговаривать, иногда совершать не самые достойные поступки, но в сложные моменты, когда ситуация складывается так, что самостоятельно девочка может только рыдать в сопли, а по-хорошему нужна помощь взрослого человека, она всегда обращается к маме. Мама – та правильная опора, которая не душит своей любовью, но является столпом в жизни девочки.
Собственно, мне всё понравилось, и я получила редкое удовольствие от чтения. На моей книжной полке эта книга встанет рядом с «Длинноногим дядюшкой» (по атмосфере они очень близки) и станет ещё одним «куриным бульончиком» для пасмурных времён.

По-хорошему, для полноты картины, историю Муси Старобельской надо дополнять циклом Бруштейн про Сашеньку Яновскую (действия разворачиваются в Вильно в 1893-1901 годах - трилогия "Дорога уходит вдаль", "В рассветный час", "Весна"), про Динку, которая прощается с детством, и Кондуитом с Швамбранией.



Эйша Ситро «Драконы и зефирки», «Монстры против плесени» и «Спасите речных коньков» (Серия "Удивительные миры") 10/10
Я ни на что не рассчитывала, заказывая эту серию на Лабиринте, потому что черно-белые рисунки и общий вид, как у множества девочковых книг для мелкошкольного возраста – попса попсой. Но внутри оказался не просто целый мир, а прекрасное сказочно-научное приключение.
показать
Девочка Зои – главная героиня. Живет с мамой и папой где-то на природе. В какой-то момент с помощью мамы Зои открывает для себя мир волшебных существ, которые нуждаются в помощи.

Что хорошо (да, примерно, всё))))):
Это интересно! Не нужно никуда лететь или плыть, не нужно вытворять нечто эдакое, достаточно просто зайти за порог, чтобы обнаружить дивный прекрасный мир вокруг или посмотреть на него под другим углом. А дальше можно изучать его, можно радоваться ему, и, конечно же, непременно найдутся проблемы, требующие решения.
Эта книга про те самые ежедневные радости и всякие ухтышки, которые наполняют ребенка здоровой любознательностью и зажигают глаза огнём.

Это научно. Я очень люблю, когда история не только развлекает, но и что-то пищу разуму. Очень чувствуется, что Эйша Ситро имеет отношение к науке и образованию)
«Драконы и зефирки» - это тема рептилий и млекопитающих, холоднокровных и теплокровных: дракончику надо помочь выжить и окрепнуть.
«Монстры против плесени» - это плесень и способы борьбы с ней, включая консерванты: монстр с деликатной проблемой должен попасть на ежегодный бал.
«Спасите речных коньков» - это экология, защита окружающей среды и ливнёвки: лесной ручей надо очистить от загрязнения и спасти жителей этого ручья.
И каждая из этих тем разворачивается вполне естественно, в рамках придуманного мира, и ненавязчиво по части этой самой научности.

И страницы, посвященные научным экспериментам (гипотезы, тесты, решения, выводы, ход эксперимента), правилам их проведения, безопасности и лабораторным работам – бесценны для детской книги.

Это современно. В книге царит дух феминизма. Практически без нездоровых перекосов, просто как данность. Есть мама, которая ездит по конференциям. Есть девочка, которая занимается наукой в меру своих юных сил. Она ко всему приходит сама, она – решительна и умна, она открыта миру и при этом очень милая и добрая. А если и ноет, то только по делу.

Что мне не очень понравилось: откровенным минусом книги считаю образ папы. Он невнятный и провальный. В книге есть "женский клуб" (потому что по тексту мама видит волшебных существ, и девочка тоже видит, а папа не видит), но отличие папы от мамы подчеркивается и делается это несколько бестактно. Это история в которой мама – научный работник, а папа – ну, такое, ловит рыбу, жарит блинчики. Роль "второго родителя" крепко обесценена.

Ну, и текст. Первый раз мы читали с дочкой, когда ей было 6 лет и тогда мы читали либо науч-поп, либо книги для соответствующего возраста. Мне глаз не резало, всё было по возрасту. Сейчас (дочке 8,5) нашли книги и перечитали. Текст простой, предложения простые и короткие, без эпитетов и метафор.
Но простота предложений меня не сильно смутила, возникло другое "но". Диалоги и рассказ от первого лица местами сливаются. Думаю, это одна из тех книг, которые лучше читать уже самостоятельно читающим детям (шрифт крупный и это делать легко), потому что при чтении вслух будут возникать моменты, когда станет не очевидно, где Зои проговорила что-то, а где просто размышляет.



Гарриет Уайтхорн «Тайна Жемчужины Востока», «Секрет говорящего какаду», «Дело об алмазных черепахах» 6/10
Серия детских детективов про Вайолет Реми-Робинсон – исключительно деятельную десятилетнюю девочку
показать
, которая занимается стрельбой из лука и скалолазанием (по понедельникам), русскими танцами и шахматами (по вторникам), китайским языком и тайцзы (по средам), фламенко и скрипкой (по четвергам), синхронным плаванием (по пятницам), и снова безудержным скалолазанием на выходных. А в свободное от учебы и своих многочисленных хобби время, гуляет во дворе, дружит со своей одноклассницей и соседкой Розой, а ещё с престарелой актрисой Ди Ди Деротой, любит детективы и разгадывает загадки.
Понимаю, что где-то вот тут девочка Вайолет меня начинает неимоверно раздражать – та ещё Гермиона Грейнджер с хроноворотом. Но, на деле, я не очень поняла, зачем нам вот эту вот «разносторонность» автор навесила на уши, ибо из всех развлечений в первой книге важным будет одно и пара хоть как-то упоминаются во второй и третьей книгах. В остальном, ни на какую-то особую одаренность девочки, ни на занятость, ни на что остальное список не влияет. Может, госпожа Уайтхорн пыталась убедить юных читателей в том, что они недостаточно хороши, вот вам пачка комплексов (зачеркнуто) Гарриет – ого-го, поэтому всё у неё получается, будьте как Вайолет? Не знаю.
Впрочем, автор горазда выдавать на-гора лишнее: в каждой книге бонусом будет нечто, что, по задумке, расширит представление о персонажах. Например, в «Тайне Жемчужины Востока» нас с ходу посвятят в любимые блюда всех присутствующих. Зачем? Ну, а почему бы и нет.
Что касается непосредственно детективов.
Всего их пять, мы пока что прочитали три первых.
«Тайна Жемчужины Востока» - про украденную и возвращенную жемчужину Ди Ди Дероты.
«Секрет говорящего какаду» - Вайолет будет разбираться с завещанием махараджи, который оставил всё своё состояние на откуп говорящему попугаю, который после смерти любимого хозяина замолчал. Плюс, за сокровищами махараджи будут гоняться все, кому не лень.
«Дело об алмазных черепахах» - история летнего путешествия в Венецию, театральных постановок и контрабанды.
Все детективы разные, в каждом есть отдельный сюжет. Сквозной сюжет наличествует, но он настолько воздушный, что его можно вынести за скобки.

Я очень плохо знакома с современными детскими детективами и теперь хочу познакомиться с жанром плотнее, потому что вопрос «они – что, все настолько примитивные?» теперь не дает мне спокойно спать. До этого мы читали детские детективы Ульфа Нильсона с его Комиссаром Гордоном и Ауэр Маргит со «Школой волшебных зверей», «Пауля и Сникерса. Первое дело таксы» (авторы Шойнеманн и Циллат) и эти детективы хоть и были детскими, а значит простыми и достаточно понятными, но не были такими плоскими. В моём детстве у меня был Калле Блюмквист, «Сказочное наказание» Богумила Ногейла, великолепная Пятерка и прочая классика и мне они вообще казались сложными и захватывающими, тут же всё плохо. Вот, правда, позиционируйся эти серия как «приключения» - и то, это были бы истории для малышей. Но как детективы это очень слабо.
И специфика серии (ну, справедливости ради, первых трех книг) такова, что разгадка преступления: кто совершил, как и почему, становится понятной (взрослому читателю) на первых трех главах. Разгадка в тексте появляется буквально на половине повествования, а оставшиеся до финала страницы герои будут проходить через стадии отрицания и принятия, поиска улик и доказательств. Местами меня адово бесило подобное. Автор всё вываливает на поверхность, а потом смотрит, как это разгребут персонажи. Не детектив, а какая-то уборка.

Рассчитана серия на «Средний школьный возраст» - вот, где было моё недоумение. Возможно, причина кроется в том, что Вайолет 10 лет и поэтому именно 10-леткам предлагают это читать. Но – нет, 7 лет – вот подходящий возраст читателя для такого детектива, как по мне.
Но есть нюанс! И об этом - дальше.

Пространство мира Вайолет – это мир, в котором по разным причинам автор отказала в компетентности полиции и взрослым. Им доверять нельзя!
Полицейский в этой истории глупый, бестолковый и постоянно из-за своей некомпетентности (а в первой книге из-за взятки), подвергает детей опасностям.
Родители, которые хоть и неплохи в чем-то другом, будут недоверчиво относиться к словам Вайолет, игнорировать тревожные звоночки и всячески отмахиваться.
Я понимаю, что сделано это было ради того, чтобы вселить мысль в Вайолет и читателей «только ты это сможешь сделать» и «ты одна против всех», поэтому «давай, начинай расследование сама». Но как-то не очень хорошо всё это пахнет.
Возможно, в этом и кроется причина «среднего возраста»: когда ребенок помладше читает подобное, то внутри формируется стойкая убежденность, что ни родители, ни полиция не могут быть теми столпами, на которые можно опереться в сложной ситуации и которые не высмеют тебя, если что.
Причем, пойди речь про маргинальное окружение, про какие-то сложные отношения в семье или ещё что – тут бы всё и понятно было, но у Вайолет в семье всё нормально, придраться не к чему – обычная среднестатистическая семья. Так что вот эта идея - не доверять родителям и полиции - внедряется в головы деток из «приличных семей».

Что в остатке: детям эти детективы, скорее всего, понравятся – они задорные (ну, не прикольно ли удрать из школы во имя великих целей, влезть в чужую квартиру, пробраться тайком в отель, свалиться в канал или уснуть в коробе), очень живо развивается сюжет, чем дальше, тем у Вайолет больше друзей-помощников, она посещает экзотические страны и, в целом, ведет активную жизнь. Дочке (8,5) эти истории понравились. Мы прочитали первую, потом, спустя некоторое время ещё две, дальше она пока читать не захотела, но в процессе не без интереса следила за происходящим.
Но, как по мне, это совершенно не обязательные для детского чтения представители жанра. Если их не будет в жизни ребенка – он ничего не потеряет.



Иан Уайброу «Книга Безобразий Малютки Волка» («Little Wolf`s Book of Badness», Художник – Тони Росс) 10/10
Есть книги, которые созданы с единственной целью
показать
(ну, помимо похулиганить и совершенно беззастенчивым образом получить удовольствие): привить любовь к чтению и создать безопасное пространство, в котором можно отдыхать от непростых будней или убегать от каких-то житейских проблем.
Это – почти все книги Роальда Даля, и – теперь вот – открыла для себя в «сейчас лет» и для Машки (8,5 лет) Йана Уайброу.
С одной стороны, буду честной, пока мы читали первую книгу, мне достаточно долго было никак. Я – скучный взрослый человек, мозг которого любит, чтобы было понятно, просто и если книжка – то зачем-то. Поэтому, когда я читала про долгие дни блужданий Волчка по лесу, я пыталась найти хоть какой-то ответ на вопрос «и что?».
И – ничего) Эта книжка – «низачем». Эта книжка для того, чтобы расслабиться и перестать искать тайные смыслы. И Машка это отлично просекла: пока я в душе морщилась и бухтела своими внутренними гномиками, она лежала под бочком и повизгивала от удовольствия.
Эта книжка для того, чтобы проживать свою жизнь здесь и сейчас, ощущая её полноту, и учась у Малютки ценить каждое мгновение. По-хорошему, это та история, которая о том, как видеть большое в малом и – просто по заветам именитых коучей – заземляться.

Малютку Волка родители волшебным пинком под пушистую жопку отправили прочь из дома, дав ему в дорогу кроликобургеры (Малявчик ни разу не вегетарианец)))) Отправили не просто, а к Дядюшке Великому Злюке, который является директором Школы хитрюг. Родители хотят, чтобы Малютка Волк стал диким и злым, чтобы он получил Злую медаль и стал «настоящим матёрым волчищей» (тм).
А Малютка Волк – милый, добрый и славный. Такой… «Рыжий, честный, влюбленный». Только не влюбленный) «Рыжый-честный» никогда не был в числе моих любимых персонажей: мне не нравилась общая пасторальность происходящего, мне было скучно. Малютка Волк другой. Он – нормальный. Он наивный (иногда излишне), и зло никаким образом не коснулось его нутра, хотя со злом и всяческими пакостниками он сталкивается постоянно в разных проявлениях.
И – главное – Волчишка бесконечно честен. Он приятным образом эгоистичен. Если Малютке волку холодно или страшно, он не будет рассказывать, что ему не так. Ему голодно – он ищет еду, ему темно – свет. Это какая-то незамутненная базовая самоцентричность.
При этом, Малютка Волк ни разу не эгоист в социальном смысле. Он – отличный друг, любящий брат и он очень ответственный. Такой милейшей души волчок.
И при этом, Малютке Волку не чужды шалости и баловство.
Поэтому в книге будут и приключения, и встречи с опасностями, и знакомство с хорошими и плохими «людьми» (Волчок антропоморфен, поэтому персонажи там будут как люди, так и звери). Будет масса смешных моментов, забавные иллюстрации (мы покупали книгу с иллюстрациями Тони Росса, но я листала похожую с иллюстрациями «дяди Коли Воронцова» и они тоже невероятно хороши). И будет погружение в атмосферу детства.

Так что с минуты, как я перестала искать смыслы и напрягаться, а просто расслабилась, я начала получать удовольствие от происходящего. И вспомнила, что вообще-то я очень люблю истории в письмах (и дневники) – есть в них определенный шарм: то, как Малютка Волк обращается к родителям, как подписывается, стиль писем – всегда всё по-разному.
Просто отлично.

Дочитали историю про поход Малютки Волка на Колледж Хитрюг для Настоящих Злюк и принялись за «Дневник великих дел Малютки Волка».


«Дневник великих дел Малютки Волка»
показать
- продолжение «Книги безобразий» и к «Дневнику» относится всё то, что я писала про «Книгу». Впрочем, чем дальше в лес, тем упитаннее зайцы: история развивается, границы мира расширяются, у Малютки Волка появляются соратники (кузен Крикун, и воронёнок Пострел, который не умеет летать, но здорово работает клювом). Вместе они отправятся на поиски и спасение Вонючки – младшего брата Малютки Волка.
Эта книга сложнее, чем первая часть, во всех смыслах, поэтому скучной мне понравилась даже больше. Тут будут сложные в этическим смысле ситуации, преодоление своих страхов, и опять встречи с разнообразными попутчиками. Найдется место хулиганствам и шалостям, будут очень смешные эпизоды, и, конечно же, добро и смекалка выйдут победителями из всех перипетий.