emergency
00:33 11-07-2024 Нет бога, кроме Бога. Истоки, эволюция и будущее ислама (c) Аслан
Книга 2011 года.

Пропускаю предисловие, лирику.
Автор описывает, что изначально мусульманство было переосмыслением древне арабских верований, переложением их на библейские мотивы. Точно так же как древние римляне переназвали богиню Афину в Богородицу - аналогично Аллах это изначально один из языческих богов в верованиях арабов, как положено входящий в пантеон там у него дети жены тоже боги. С приходом христианства конечно большую часть семейства объявили неканоном.

В доисламских верованиях арабов Аллах даже не был центральным богом. С другой стороны - для политеизма в порядке вещей когда какие-то боги со временем переходят на главные роли из второстепенных, скажем тот же Зевс изначально был одним из младших богов, ребенком титанов, что не помешало ему этих титанов поубивать и их власть захватить. Все это конечно было отражением реальной политики - некое племя, считающее своим покровителем Зевса, захватило судя по всему город или более крупное племя, поклонявшееся титанам. (С другой стороны это можно считать метафорой наступления цивилизации на природу.)

В целом еврейские верования для арабов чем-то новым не были - дочерта евреев жило в аравии веками задолго до христианства даже. То есть Яхве был прочно вплетен в арабский пантеон, и в какой-то момент объединился там с одним из не самых крупных местных богов - Аллахом, что примерно соответствовало влиянию еврейской диаспоры в Аравии (небольшому).

Вообще у античных людей монотеистические религии никакого отторжения не вызывали, в первую очередь потому что средний античный человек был очень даже скептически настроенной личностью, и он прекрасно понимал, что ничерта не знает что там реально происходит на небесах и кому реально идут его молитвы. Он рассматривал религию примерно так же как обыватель сейчас смотрит на мобильный телефон - он в целом без понятия что там за магия происходит внутри девайса, однако ну вот на кнопки нажимаешь и есть понятный результат. Так же и для античного человека - вот понятный ритуал, мужики говорят что помогает, ну и прекрасно. Другая религия - это типо мобила другой модели, магия внутри нее какая-то другая, ритуал чуть отличается, но общая суть для обывателя примерно та же.

Автор описывает, что вообще говоря еще до появления ислама - христианство само по себе считало ближневосточные ответвления еретиками, особенно после Никейского Собора. Они все считались церковью монофизитами, и их учения были запрещены. Собственно с никейской точки зрения ислам это монофизитство и есть тк признает только человеческую природу Христа.
Даже Коран не был чем-то не имеющим аналогов - разнообразные дополнения к Библии писали (и до сих по пишут) все кому не лень. Даже не считая того, что и Новый Завет сам по себе дополнение к Торе.

Да кстати единобожие тоже не было изобретением христиан - его изобрел Заратустра за тысячу лет до нашей эры. Другое дело, что зороастризм со временем развился до многобожия (что нормальное развитие для всех античных религий).

Между прочим, версии о дате рождения Мухаммеда расходятся. так как в Аравии того времени это вообще не считали нужным запоминать, вероятно не знал этого и сам Мухаммед.

Мекка была центром паломничества региона еще в дохристианские времена. Это было крайне выгодно правителям города не только благодаря постоянному притоку туристов, но так же потому что земли вокруг города считались священными а значит безопасными для торговли. Короче Мекка была даже не столько религиозным, сколько торговым центром, и деньги там крутились огромные.
И хотя Мекка не была крупнейшим таким хабом и вообще стояла в стороне от большинства торговых путей в Византию (главный партнер) - город оставался универсальным молельным местом, так как в нем стояли святилища всех крупных богов, христианского конечно тоже.

Идет описание жизни Мухаммеда. Из интересных деталей - мужик заплетал дреды.
На самом деле очень ровная биография с аккуратным сведением источников и большим вниманием к тому как реагировало общество на Мухаммеда - понятно что всеобщим почитанием он сразу же не страдал, тем более что ни море не раздвигал, ни даже воду в вино не превращал. Как минимум в первые годы Мухаммед не сильно отличался (с точки зрения окружающих) от множества местных оракулов, исполняющих стихи на религиозные темы.

В отличие от Иисуса, Мухаммад в первые годы проповедовал достаточно скрытно, только среди друзей и знакомых, и отклик встречала в первую очередь не концепция новой веры (особо учитывая что не настолько она была и новой) а идеи социальной справедливости - в Аравии того времени власть принадлежала кланам, каждый устанавливал свой закон и более богатый клан мог легко терроризировать все остальные. Людей, которых это не устраивало было полно.
То есть Мухаммед был в первую очередь политиком.

Мухаммед сколотил круг сторонников, большей частью из высшего сословия, то есть это были лидеры небольших кланов, которые хотели договориться, захватить власть и навести порядок. Уже после этого со сторонниками за плечами Мухаммед перешел к публичным проповедям, и только спустя три года они стали именно что яро религиозными. Именно тогда объявил себя главным пророком, равным Исе и Мусе. Что воспринималась как особая наглость. Что важнее - он таким образом ставил себя выше всей остальной сложившейся организации Мекки. Выступая против идолов он в первый очередь атаковал систему, и значит правящий клан. Тонкость так же состояла в том, что сам Мухаммед через свою жену тоже какбы был одним из элиты.

Вобщем Мухаммед открыто разгонял из Мекки паломников, властям это не нравилось, с ним пытались договариваться, потом объявили ему торговый бойкот. Это ударило и по его сторонником, среди которых было много кланов, и под угрозой резни бойкот сняли.
Тогда его начали травить. Далее Мухаммед тайно бежит из города, и все понимают, что назад он вернется уже с армией. За его голову назначают награду. Год, когда Мухаммед прибывает в оазис Ятриб называется сейчас Первым Годом Пророка. А сама деревня - Городом Пророка - Мединой.

Ятриб в седьмом веке населен арабами, перешедшими в иудаизм. Оазис живет засчет выращивания фиников и торговли ими. Ятриб место богатое конечно, но не культурный центр, как Мекка. Медина в тот момент была на грани внутренней войны и им требовался уважаемый человек со стороны, чтобы прийти к какому-то решению, то есть принимали диссидента они не просто так а с вполне конкретными целями. То что этот человек заявлял свои решения идущими напрямую о бога - тем лучше (плюс он приезжает не один а с сотней сподвижников).

Роль судьи значительно повышает авторитет Мухаммеда, тем более что опять же - идеи объединения арабов под едиными справедливыми законами в целом близка людям.
Очень скоро Мухаммед начинает писать первую конституцию, где уравнивает жизни всех людей (что нововведение для арабского общества и серьезно добавляет сторонников среди низов) а так же отрицает принадлежность человека к клану. Так же он ставит вне закона ростовщичество и открывает в Медине не облагаемый налогами рынок. Так же он вводит десятину, которая взимается со всех и потом распределяется среди бедных.
Опять же не сложно заметить, что это не столько религиозная деятельность сколько политическая, и религия используется чисто как метод легитимизации (что вообще говоря было в порядке вещей как в античности так и в средневековье).

Ислам нес множество революционных идей для ближнего востока. К примеру он давал право наследования женщинам и вообще выводил их из статуса собственности. Более того он дает женщинам право на развод и даже, о ужас, ограничивает число жен (впрочем последнее до сих по вопрос спорный). Сам Мухаммед после долгой жизни с одной женой (она умерла еще до его побега из Мекки) женился еще девять раз - но большинство этих браков были чисто политическими. Аише в момент такого брака не было и девяти лет, но опять же это было скорее помолвкой чем реальным браком.

Хиджабы существовали в Аравии задолго до ислама (собственно христианская косынка это примерно то же самое в базовой идее). Они вообще изначально были знаком статуса, так как демонстрировали, что женщина может не работать, аналог длинных рукавов. Сам Мухаммед ввел правило покрывать лицо только для своих жен, и это было скорее всего мерой для их защиты от толпы племен, которая постоянно торчала у его дома и только увеличивалась со временем.
Само словосочетание "дарабат аль-хиджаб" означает "стать женой Мухаммеда", то есть больше ни одна женщина в округе носить хиджаб не имела права. Расширили правило на всех уже последователи, объясняя это тем, что всем женщинам надо брать пример с жен Мухаммеда, но сам он этого правила не вводил.

Со смертью Мухаммеда исламское государство стремительно росло, за следующие два века превратившись в одну из крупнейших империй своего времени, естественно законы, которые устанавливал Мухаммед - на общество такого размера рассчитаны не были. Поэтому с его смертью главный авторитет перешел к сторонникам, видевшим его вживую. Они дополняли законы при помощи "хадисов" - устных рассказов о Мухаммеде.
А когда умерли они - их место занял тот, кто уже застал их. И пошли рассказы о рассказах о рассказах - "табиун".
За два века хадисов накопилось почти с миллион, они противоречили друг другу, несложно догадаться что наговорить столько Мухаммед не мог при желании. Все это начали толком приводить в порядок только в 9-10 веках.

Концепция на самом деле не такая далекая от христианства, Библию не только писал не Иисус, но даже его прямая речь в евангелиях встречается редко.

Вообще как и любая религия - ислам постоянно находился и находится в процессе трансформации, одни и те же строки Корана толкуются совершенно разными способами, плюс сам по себе древнеарабский язык многозначительный, плюс стихотворный стиль способствовал.

После смерти Мухаммеда центром ислама стал Умар ибн аль-Хаттаб, и вот уже он считается женоненавистником, в том числе он терроризировал вдов Мухаммеда, ввел побивание камнями итп.

В книге идет большое лирическое отступление и потом автор возвращается к биографии Мухаммеда. Итак, Мухаммед объявляет Медину святым городом, что делает ее прямым конкурентом Мекки, таким образом война между городами становится неизбежна. Более того мусульмане начинают нападать на караваны идущие в Мекку, и предлагать Медину как альтернативный более безопасный рынок. Крышу короче.
Во время одного из таких нападений курайшиты (клан Мекки) устраивают засаду и начинаются военные действия.

Примерно в это время вводится и концепция джихада. Который в первую очередь регламентирует внутреннюю войну, которую ведет человек со своими же соблазнами. "Малый джихад". Однако были расписаны и правила традиционной войны, опять же прогрессивные для своего времени - к примеру джихадисту запрещалось атаковать нонкомбатантов, женщин и детей например. Позже это будет расширено, запрещая пытки и насилие над пленными например, разрушение имущества. Конечно эти правила будут регулярно нарушаться, но

Единственная какбы условно "религиозная" война, которую Мухаммед вел - была ровно против те же курайшитов из Мекки, и несложно заметить, что противоречия между сторонами не касались их религиозных взглядов вообще никак. Противостояние было экономически-социальным. Как обычно.
Конечно во времена крестовых походов эти взгляды пересмотрели, но не сложно заметить, что это запад вел крестовые походы на восток, а не наоборот. Мусульмане как раз защищались.

Победа над курайшитами - одним из самых крупных кланов Аравии - стала переломным моментом ислама. Более того война поляризовала кланы на две стороны про-курашитскую и анти-курашитскую (или антиисламскую и происламскую), таким образом ислам значительно набрал сторонников.

Так и на этом моменте я остановлюсь. Это была треть книги. В принципе интересно, хотя автор делает не очень приятные отступления и скачки по хронологии.