emergency
15:47 15-07-2024 Хрущёв (с) Таубман
Книга 2003 года, за которую автор получил пулитцеровскую премию.
Это конечно стыдоба, что лучшая книга про советского вождя написана американцем, настолько у нас гуманитарные науки загнаны, что мы не можем сами про свою историю писать без политизации и истерики. Африка ебучая, где история только белым колонизаторам интересна. Черные папуасы считают что история это разновидность саморекламы.
Историю пишут не победители, а те, кто блин массово не сажают своих граждан за точку зрения.

Книга начинается с конца - описывая финальное собрание КПСС, на котором Хрущева сняли с должности.
Потом детство отрочество юность.
В партию Хрущев вступает в 1918, то есть уже после прихода большевиков к власти. Он сам при этом заместитель начальника донбасской шахты, то есть не быть партийцем он не мог. В семнадцатом Хрущев был по главе "защитников революции", представлявших рабочих восьми шахт. Фактически это значит что он был меньшевиком. Впрочем большевицкие идеи до гражданской войны на Донбассе (и вообще в России) особой популярностью не пользовались. Начальником Хрущева был Каганович. В тот момент беспартийный. Но советская история утверждает, что он был "большевиком в душе".
Юность Хрущев провел в Донецке, который, что иронично, назывался в то время "Сталино".

Во время гражданской войны донбасские шахты успели побывать в руках совершенно у всех - сначала у белых, потом у красных, потом у анархистов, потом у немцев, потом снова у белых. Уже ближе к концу всего этого ада Хрущев был мобилизован в ряды красной армии, где дослужился до инструктора политотдела армии - читай красного комиссара, агитатора.

После войны на шахтах Хрущев выделяется редкой энергией, и был элитой большевиков второй волны, строителей будущего. Там Хрущев получает кое-какое образование и быстро становится партсекретарем техникума.
Во время НЭПа он двигается по карьерной лестнице, тогда же впервые посещает Москву на съезде партии. Шахтеры Донбасса считались в то время особо рабочими из рабочих, на всероссийских съездах занимали первые ряды. Там он принимает участие в перекрикивании оппонентов Сталина.

К тому времени Каганович становится главой компартии Украины, и начинает тащить вверх своих людей, в том числе Хрущева, это похоже на то, как Собчак тащил Путина. При этом и сам Хрущев считается зубром аппаратной войны. В любом случае это процесс формирования "украинского клана", который позже еще не раз окажет влияние на историю России.

К концу двадцатых Сталин громит недобитых националистов в Киеве, и на их местах приходят люди вроде Кагановича и Хрущева. Сам Хрущев хотя и украинец, так как жил на Донбассе - даже не знал украинского языка. Далее следом за Кагановичем Хрущев перемещается уже в Москву (где в целом чувствует себя своим, в отличие от Киева). Верх амбиций Хрущева в то время - директор завода. Ему тридцать пять. Он кстати к этому времени уже три раза женат.

Тридцатые он продолжает подниматься по политической лини. В тридцать втором - второй секретарь горкома Москвы. В тридцать пятом - первый секретарь мособласти. Начавшиеся репрессии обходят Хрущева стороной, во многом потому что он не входит в ближний сталинский круг, не является старым большевиком, и вообще какбы про производство, а не про политику, его взгляды и работа просто не пересекаются со сталинскими. Плюс опять же Хрущев умело держит нос по ветру и яро репрессии поддерживает когда надо.

Естественно к этому времени Сталин с Хрущевым знакомы, и первый проникается симпатией к Хрущеву, даже возможно считает его своим "любимчиком". Сам Хрущев успешно бежит впереди паровоза и призывает к сталинским репрессиям больше чем Сталин, чем привлекает к себе внимание. Довольно близко Хрущев был знаком с Аллилуевой, которая потом рассказывала о нем мужу. Хрущев описывает свои отношения со Сталиным как сыновье-отеческие. Понятно, что жополизом он был выдающимся.
Везде куда Хрущев переводится - он тут же начинает внутренние "чистки", и это еще до всесоюзных репрессий тридцать седьмого. В любом случае - он продолжает оставаться гиперактивным человеком и быстро налаживает дела на любых постах.

При этом Хрущев всегда и везде был душой компании и балагуром, не смотря на должности он всегда собирал вокруг себя любых людей и любил быть в центре внимания. С другой стороны он был импульсивным человеком, постоянно действовал необдуманно, как попрет. Будучи человеком необразованным, Хрущев с восхищением относился к передовой науке, поэтому с большой энергией взялся за постройку московского метрополитена, что какбы пересекалось с его изначально работой на шахтах. Во многом именно поэтому тоннели сразу делались закрытыми (что было верным решением).
Метро было убердорогой штукой - в 1934 году на него вбухали 350 миллионов рублей. Для сравнения, 300 миллионов стоили вообще все продукты народного потребления СССР за первую пятилетку.
Именно под руководством Хрущева запускается первая линия советского метро. За это Хрущев получил орден Ленина номер 110. Этих орденов тогда выдавали меньше чем нобелевских премий.
Все обращают внимание что Хрущев полностью отдает себя этому проекту.

Он же участвовал (но не возглавлял) масштабный снос старой Москвы, прорубание проспектов через кварталы. В тридцать седьмом Хрущев в первых рядах требует массовых расстрелов, значительно обгоняя в этом Сталина и позволяя тому "соглашаться с товарищами" и даже "действовать под их давлением". В результате именно Хрущев возглавляет партийные чистки в Москве.

И его старания сложно не заметить:
"Из тридцати восьми руководителей Московской городской и областной партийных организаций выжили только трое. Из 146 партсекретарей других городов и районов Московской области бьли "репрессированы", выражаясь постсталинским эвфемизмом, 136. Из 63, избранных в мае 1937 года в Московский городской партийный комитет, погибли примерно 45. Из 64 членов обкома сгинули в кровавой мясорубке 46"

"Арестованы бьли двое личных помощников Хрущева, Рабинович и Финкель. Та же судьба постигла Семена Корытного, когда-то работавшего с Хрущевым в Киеве. То же случилось с человеком по фамилии Марголин - когда-то киевским помощником Хрущева, учившимся вместе с ним в Промакадемии, сменившим его на посту первого секретаря Бауманского райкома и работавшим его помощником в Московском горкоме. "Одним словом, - заключает Хрущев в своих воспоминаниях, - почти все люди, которые работали рядом со мной, были арестован"."

Ага да. "Были арестованы". Высшими силами.
Когда Сталин выставил "план" на арест 35 тысяч "врагов" в Москве, из которых не менее 2000 должны быть расстреляны. Хрущев ответил что они арестовали 41 тысячу и он требует расстрела для 8500 из них.

В мемуарах Хрущев довольно жалко оправдывается "но на них же были фактические материалы" - имея ввиду доносы, написанные неизвестно кем, а так же показания, которые НКВД выбивала из арестованных. Вообще конечно Хрущевские мемуары состоят из лицемерия примерно полностью. С другой стороны - из советских лидеров нельзя обвинить в том же наверное только Ленина и Горбачева.

Тогда же всплывает увлечение Хрущева троцкизмом, которое было замечено за ним в 1923 году. Это все не столько ставит под удар его самого, сколько его начальника Кагановича. В результате он ходит каяться лично к Сталину, а потом, уже с его поддержкой - публично на политбюро. При этом Хрущев блестящий оратор, он выступает много и с большим удовольствием, из всего правительства он считается вторым после Кирова публичным политиком, а после смерти Кирова становится первым.
В целом Хрущев и Сталин хорошо дополняют друг друга, интересно, что позже уже в хрущевские времена ту же самую роль будет исполнять Брежнев. Так же Хрущев один из немногих в окружении Сталина - кто ниже его ростом. Всего 160 сантиметров. (Сталин тоже был довольно низеньким 162-170 см по разным оценкам.) Мало того Хрущев был одним из немногих в окружении Сталина - еще менее образованным, чем он. Большевики, напомню, в основном были интеллигентами, Сталин - недоучка из церковной семинарии но хотя бы с опытом работы в газете, Хрущев - донбасский шахтер. (Впрочем после чисток большинство интеллигенции на верхах было Сталиным вырезано, и остались люди типо Ворошилова - вообще полностью темные.)

Хрущев дружил со всеми сталинскими людоедами - Ягодой, Ежовым, Берией. Отношения у них были прекрасные. Впрочем он вообще со всеми дружил.

В тридцать восьмом Хрущева направляют возглавлять компартию Украины, очевидно как доверенного человека Сталина. Этот период - небольшой, делает Хрущева независимым какбы вице-королем. В этом время он вырабатывает собственный стиль управления и собственную команду. Всем этим он вынужден заниматься так или иначе - компартия Украины в тридцать восьмом зачищена репрессиями фактически под корень.

При Хрущеве конечно чистки не останавливаются. По мнению некоторых - даже усиливаются:
"Из 86 членов ЦК, избранных в июне 1938 года, лишь трое сохранили за собой эти места с предыдущего года."

На своих выступлениях в 1938 он говорил что "до сих пор война с врагами велась слишком вяло". Вяло. До тридцать восьмого. Окей.

На Украине в те годы несколько качается маятник политики партии, то идет украинизация то русификация, в целом правы и те, кто говорит что большевики развивали украинскую культуру и те кто говорят, что они ее уничтожали. В разные периоды они делали и то и другое.

В Киеве Хрущев много общается с местными представителями культуры и науки, там же становится покровителем главного советского мракобеса - Лысенко. На Украине Хрущев ненадолго становится какбы "вторым Сталиным" с собственным небольшим культом личности. Чем кстати напоминает Лужкова (во многом Лужков скопировал свой имидж с Хрущева, ту же кепку например).

Тридцать девятый год - подписание с фашистами пакта, оккупация советским союзом новых территорий, там массовые аресты и депортации - во всем этом Хрущев в первых рядах. Среди поляков, как не сложно догадаться, врагов народа оказывается выше крыши. За немногие месяцы перед началом второй мировой он даже успевает начать там коллективизацию. С другой стороны, это конечно были цветочки по сравнению с тем, что творили на оккупированных территориях нацисты.

Перед начало войны Хрущев начинает разочаровываться в Сталине. Он видит неудачную финскую войну и в целом результаты уничтожения военной верхушки, его бесят постоянные бессмысленные попойки у Сталина (сам Хрущев практически не употребляет и не курит даже). Все это конечно результаты независимости.

В день начала второй мировой Хрущев в Москве. Его предупреждают чуть ли не за день.

"Первый приказ, полученный Хрущевым и его коллегами в то страшное утро, был: не открывать ответный огонь. В середине дня, когда военные действия уже шли вовсю, советским самолетам бьmо приказана не залетать на вражескую территорию дальше 100-150 километров от границы, а войскам ­вообще не переходить границу "до получения приказа". Только после полудня вышел знаменитый приказ #3, в котором Сталин приказывал армии сопротивляться врагу, разбить его и вторгнуться на его территорию."

Хрущев становится политкомиссаром юго-западного фронта и честно проходит всю войну в самых горячих точках от Киева к Сталинграду и потом снова назад до Киева, где возвращается к руководству компартией, фактически отвоевав свой удел. Из функционеров первого порядка он чуть ли не самый активный на фронте, снова проявляется его энергия и желание быть как можно ближе к народу. Война оставляет на Хрущеве огромный отпечаток (а на ком нет), он начинает пить и курить, эти годы он почти не видится с семьей. При этом конечно как боевой командующий он некомпетентен, но командующим он и не был, он был комиссаром, агитатором. И при этом опять же доверенным человеком Сталина.
Естественно все это по собственному желанию, если бы он хотел отсидеться - возможностей был вагон.

Хрущев непосредственно участвует и в крупнейших поражениях красной армии - харьковском и киевском котлах, и в крупнейших победах - на курской дуге. Все это происходит на украинской территории.
В армии Хрущева любили.

С сорок четвертого Хрущев совмещает роль генсека и главы правительства Украины. Он единственный кроме Сталина, кто совмещает такие должности. Он защищает солдат, военнопленных украинцев, призывая сократить репрессии по отношению к ним. Пятидесятилетие он празднует среди шахтеров на Донбассе. Он гори безумными идеями - хочет создать в Киеве "молокопровод", аналог канализации, но с молоком.
Он активно пытается добиваться приращивания украинский территорий, в частности собирается передать Украине Крым (и позже передаст), но это не единственная его такая инициатива в этот период.

Как обычно при всех его проблемах - энергия дает плоды, и Украина быстро восстанавливается. Уже к концу войны полностью раздолбанная Украина восстанавливает 40% производства угля и 70% пахотных земель.
Украине выделяет помощь ООН и Хрущев много общается с американским представителями, те замечают, что он проявляет огромный интерес к США.

Остались обширные воспоминания американцев о Хрущеве, они считают его человек с тонной недостатков, однако огромной самоиронией и способностью эти недостатки признавать, и непрерывными попытками их исправлять. По их мнению он вообще единственный из партийной верхушки, кто реально болел за простой народ.

После войны Хрущев много занимается бандеровцами, украинской церковью и коллективизацией (которая до войны была проведена не полностью). В период 1944-1946 советская армия уничтожила больше ста тысяч украинских партизан. По 1952 год арестовано 600 тысяч украинцев, и треть из них расстреляна.

В пятьдесят седьмом начинается холодная война и новый виток репрессий - ждановщина. По воспоминания близких, война оказывает огромный отпечаток и на Сталина - он становится заметно дряхлым. Одновременно на Украине очередной голод. Хрущев пытается ввести карточную систему, что самое худшее - не сообщив Сталину, и попадает под критику.
Хрущев вдруг исчезает из политики, он заболевает и чуть не умирает. Он впервые за десятилетие едет в отпуск.
Сталин смещает Хрущева с Украины. На его место ставят Кагановича, однако скоро их рокируют назад.

Последние годы на Украине для Хрущева наиболее спокойные. Однако с сорок девятого Сталин начинает последнюю в своей жизни крупную чистку партийной верхушки, расстреливая людей, которых вообще говоря порочат ему в наследники. Места вокруг пустеют и Сталин вызывает в Москву Хрущева, чтобы уравновесить Маленкова и Берию. Все понимают, что скоро это закончится и готовятся к борьбе за власть. Хрущев приезжает в гадюшник.

Он конечно как опытный аппаратчик готов к битве, даже рвется в нее, и его главный враг - Берия. При этом он в общем человек для московской тусовки сравнительно внешний. В эти годы все решения принимались на даче на застольях и при просмотре кино во внутреннем кругу, в который входил и Хрущев.

""Страшные обеды", - говорит он о них. Сталин боялся яда, и поэтому все гости (кроме Берии, который приносил еду с собой) должны были пробовать блюда перед тем, как их станет есть вождь. " Вот гусиные потроха. Никита, вы еще не пробовали?"- " Нет", - отвечал верный Хрущев. "Тут я попробую, и он начинает есть. И вот так каждое блюдо имело своего дегустатора, который выявлял, отравлено оно или не отравлено, а Сталин смотрел и выжидал"."

По мнению Хрущева на этих обедах все постоянно напивались до невменяемого состояния. Были попытки уговорить официанток заменить вино водой с соком, но Сталин об этом узнал и устроил скандал. Собственно это все уже напоминает ельцинское правление. Они там постоянно устраивали типо розыгрыши, короче это был безумный детский сад, видимо Коэны были не так и неправы.
Отказаться от всего этого было нельзя. При этом самих людей из внутренного круга их семьи и друзей - продолжали расстреливать, пытать, сажать в лагеря. И все эти люди в любой момент ждали смерти Сталина, чтобы тут же друг на друга наброситься.

При всем при этом - Хрущев в мемуарах (уже сильно после его развенчания культа личности) продолжает Сталиным восхищаться. Как так то? А вот так.
Здесь на самом деле нужно относиться с большим скепсисом - какбы свидетельств много, но послевоенного Сталина окружали очень очень странные люди, и совершенно все свидетельства, полученные об этом времени - связаны со странными обстоятельствами. Понятно что там был классический бред предсмертной диктатуры, однажды мы и про последние годы Путина такого же наслушаемся, будьте уверены. Возможно уже скоро.

Раз уж Хрущев все равно в Москве - он переключается на борьбу с жилищным кризисом в городе. В эти годы начинается железобетонная стройка. Одновременно он горит идеей "агрогородов", но Сталин ее заворачивает, считая что это ставит под угрозу вообще всю систему колхозов.
Опять же при всех проблемах - Хрущев очень много и честно работает и живет идеей, он постоянно ездит в деревни, в колхозы, общается с людьми на местах и пытается вникать в процесс с низов. Он самоуверенно кидается в фантастические прожекты, однако когда занят чем-то вменяемым - добивается выполнения задач.

В этот момент Сталин наконец умирает. И, на этом я пока остановлюсь, и продолжу в следующем посте.
Книга толстенная, это прямо вот том почти под тысячу страниц, при этом очень очень интересная. Я сейчас где-то на первой трети. Книга написана крайне бодро, в ней тонны ссылок на документы и источники, прямо серьезный научный труд, все очень по делу, везде где есть версии автор старается их упоминать.

Сложно вообще найти более неоднозначного и интересного российского лидера чем Хрущев.