Перебрал прилично книг по теме и вот остановился на сабже, который такой крайне увесистый том.
Мне интересен сравнительно небольшой период всего-то почти тысячу лет аха между окончанием правления "праведных халифов" и концом четырнадцатого века.
Итак у арабов своя династия, все как у людей, они захватывают Кавказ и в средней азии упираются к Хазарию, которая такая прото-орда и сама по себе зажата между арабами и (будущей) Киевской Русью.
С европейской стороны на пути арабов стоит Византия, с другой стороны Египет, они в принципе чем-то похожи друг на друга, такие остатки античного величия. Где-то далеко Китай, Индия и Каролинги.
При этом до начала крестовых походов, то есть ну считай первые четыреста лет это все такой крайне расслабленный ислам, в основном занимающийся внутренними войнами сунниты, шииты, хариджиты (слово переводится как "мятежники"), суфии прочие прочие.
В целом арабская цивилизация похожа на Империю Карла Великого, и они примерно в похожее время образовались, причем и та и другая базировалась на античных империях плюс добавила версии христианства.
К концу восьмого века арабы пробиваются в Испанию, что оказывается крупнейшим их захватом этого периода. Впрочем Испания скоро откалывается в собственный халифат. Идет развитие мусульманской культуры раннего средневековья, мусульманской философии и науки (в то время пока европейская в жопе).
При этом шиизм и суннизм стали интересной версией двухпартийной системы, когда одна партия была у власти а вторая в оппозиции, и потом они менялись. Вообще у нас любят критиковать двухпартийную систему, но в ней есть смысл, потому что в большинстве случаев когда ведущих партий больше двух - это размывает именно аудиторию победителя, и делает возможной ситуацию, когда победить может меньшая партия. Собственно ровно чтобы это избежать используются выборы в два раунда.
Том проходится по теме супер подробно, мне настолько не нужно, я много листаю.
К девятому веку (век до возникновения Руси) арабская цивилизация в самом расцвете и наряду с Византией является интеллектуальным центром мира, причем если в Византии все это доступно для узкой правящей прослойке, у арабов распространение знаний идет значительно более широкое.
Халифат держится до конца девятого века, что в принципе достаточно долго, и я лично объясняю географическим положением на отшибе - сравнительно неагрессивной средой. С одной стороны Африка, с другой горы, за которыми Индия, с третьей степи средней азии и леса прото-Руси. Халифат не особенно мешает провинциям отделяться (с другой стороны контролировать целостность в то время было почти нереально) и в результате разваливается изнутри.
Точнее развал не совсем верное слово - всеобщее развитие культуры в халифате приводит к тому, что каждая провинция считает что она замечательно проживет без центра и ничем не хуже его. То есть процесс примерно такой же как был в Риме. Плюс опять же одни провинции шиитские, а другие суннитские, что тоже делало процесс понятнее всем заинтересованным сторонам.
В 945 арабская цивилизация полностью развалена, и на ее месте тонна отдельных исламских государств, что в принципе походит опять же на развал империи Каролингов. Развал исламского мира в принципе совпадал с европейским развалом и вообще спецификой средневековья на том этапе, когда стало крайне тяжело контролировать отдельных феодалов. При этом ислам как раз в это время начинает активную децентрализованную экспансию, впрочем то же самое в то же время делает и христианство (идет крещение Руси например). В принципе ближний восток и европа продолжают зеркалить друг друга.
Этот период продолжается до начала тринадцатого века, где крестовые походы все меняют (к слову во время крестовых походов сравнительно объединенная европа теснит именно это раздробленное месиво из мусульманских стран, а не единую империю).
А потом еще через полтора века приходят монголы и захватывают примерно все.
Мне в принципе за этот период больше ничего и не интересно. Там есть попытка восстановить мусульманскую империю со стороны Египта (см Фатимиды), но сравнительно неудачная, Египет уже не торт. Отдельно сам по себе варится испанский халифат, но это отдельная (и не так чтобы интересная) история.
Крестовые походы я уже читал, из пропускаю.
И, пост-ордынскую эпоху я уже возьму на следующем витке, эта книга уходит к остальным, которые я читаю параллельно, пока иду по истории. Со следующего витка к ним еще Китай добавится, пора уже его принимать в семью.
Сдуреть у меня был перерыв в книжном списке. Непростительно.