Довольно свежая книга 2018 года.
Толстый том, не уверен, что прямо настолько интересуюсь темой, но начну, и там посмотрим.
Автор (другое произношение фамилии - Гастингс) - британский военный корреспондент, бывший главред дейли телеграфа, писал книжки (в основном о вв2) с шестидесятых и до сих пор (сабж - его предпоследняя книга).
Большую часть истории (в районе тысячи лет) Вьетнам был колонией Китая, что прекратилось только в 1426 году. Потом до 1802 года он был раздроблен. Потом почти век объединен под самоуправлением, потом с 1883 - стал французской колонией.
Ну то есть его государственность и эмм народность изначально вызывала вопросы.
С другой стороны - создание на пустом месте наций в порядке вещей для европейских колонизаторов. Разделяй и властвуй, нувызнаете.
В начале двадцатого века Вьетнам был вполне трационной для того времени страной плантаторов и рабов. По мнению автора этот строй был чуть лучше чем в Конго и чуть хуже чем в Индии. Это была тихая колония под властью марионеточного императора.
В двадцатых-сороковых это постепенно меняется, идут крестьянские восстания, постоянно орудуют партизанские отряды. Кстати даже Хо Ши Мин обращаясь к европейским коммунистам говорит не про Вьетнам, а про Индокитай. Для вьетнамцев коммунизм так же хорошо складывался с антиколониализмом, как и для ближнего востока - религиозность. Иностранные колонизаторы = богачи = неверные.
Что делать, когда богачи станут одной с тобой нации и к тому же правоверными - ни коммунистические фанатики ни религиозные не знают.
В 1931 возникает коммунистическая партия Индокитая. В 1941 Хо Ши Мин возвращается во Вьетнам после долгих путешествий (и изгнаний), селится в пещере и сплачивает сопротивление. Ему уже 50 лет к тому времени.
Нацисты захватывают Францию, что сильно бьет по порядку в ее колониях. Так же в Индокитай вводит войска Япония.
К 1944 году такая двойная оккупация французами и японцами одновременно - приводит к огромному голоду, где гибнет в районе миллиона вьетнамцев.
В 1945 японцы окончательно сносят французское правительство Вьетнама. США направляет в страну инструкторов, воевать с японской властью. Они активно сотрудничают с Хо Ши Мином, так как тот годами прожил в Европе и вообще выглядит наиболее цивилизованным, хотя и коммунистом. На основании этого возникает Армия Освобождения Вьетнама (уже, заметьте "Вьетнама", а не "Индокитая").
В целом США за возвращение французских властей, при этом не только Вьетнам, но многие бывшие колонии используют эти ресурсы для изгнания любых иностранцев.
Япония капитулирует после Хиросимы, Хо шлет письмо Де Голлю с требованием освободить Вьетнам, но тот не отвечает. Тем временем марионеточный император отрекается от престола и поручает Хо организовать новое правительство.
2 сентября 1945 года Хо торжественно провозглашает независимость страны. США поддерживают его правительство, или как минимум не пытаются ему сопротивляться. Поначалу.
Хо не торопится переходить к коллективизации, он запускает пропаганду советской жизни, в то время, пока крестьяне делят земли плантаторов. Он сам старается не ссориться ни с кем, и не слишком педалирует свои взгляды. Франция при этом решительно заявляет, что собирается воевать за возвращение колонии.
В Сайгоне почти сразу высаживаются индо-британские войска и принимаются воевать с остатками японцев. Терки между коммунистами и французами их не интересуют.
Одновременно рядом орудуют силы китайских националистов под началом Чан Кайши (они тоже воюют с японцами). Плюс спустя год - французский экспедиционный корпус.
Весь 1946 год Вьетминь (под началом Хо) разбирается с конкурирующими националистическими группами. Далее он фальсифицирует выборы. Постепенно с уходом из страны антияпонских армий, Вьетмин радикализируется в сторону коммунизма и закручивания гаек. Все это классический сценарий какбы цветной революции середины двадцатого века, когда вместо колонизаторов приходят радикалы.
В это время борьба колоний за независимость идет по всему миру что выливается в кровавые чистки в Алжире и на Мадагаскаре. Британия ведет себя более мягко в Индии, что позволяет ее власти там продержаться чуть дольше.
Францию начинают поддерживать США, для которых это в первую очередь борьба с коммунизмом, еще не начавшаяся, но неизбежная.
Временно страна поделена между французам и Вьетмином, причем Франция даже признает власть Хо. Он даже приезжает на переговоры в Париж. Там видимо ему предлагают стать марионеточным президентом, Хо отказывается. Отношения обостряются, Франция объявляет Хо врагом и идет в наступление. Они пытаются восстановить власть отрекшегося императора Бао Дая. Война сразу становится партизанской.
Все это не просто война с колонизаторами, но одновременно и гражданская, так как среди вьетнамцев полно антикоммунистов, которые считали Францию меньшим злом.
Эта война растягивается на следующие десять лет. Цель Вьетмина не в том, чтобы победить оккупационную армию, а чтобы сделать оккупацию слишком дорогостоящей и невыносимой. Обе стороны пытаются переплюнуть друг друга в зверствах по отношению как к врагам, так и к мирному населению. Отдельно действуют еще и антикоммунистические партизаны.
Среди французских солдат многие бывшие нацисты, воевавшие во второй мировой на стороне гитлеровцев, и отношение у них к вьетнамцам соответствующее, в некотором роде это французский реваншизм, перекрывание одного национального позора (немецкой оккупации) другим.
В 1949 французы создают марионеточное правительство под властью вернувшегося Бао Дая. Надо заметить, что проблем с наймом местных добровольцев в свою армию французы не испытывают никаких. То есть ну там все хороши, это классика середины двадцатого века, когда все стороны считают что надо убить всех плохих людей, и вот тогда как хорошо станет жить оставшимся хорошим людям.
В октябре 1949 к власти в Китае приходит Мао и мгновенно объявляет поддержку Вьетминя (в отличие от СССР, который на первых порах полностью игнорировал вьетнамских коммунистов). В первую очередь партизаны получают доступ ко всем ресурсам антияпонской армии Чан Кайши. Создаются китайские тренировочные лагеря у границ. Партизаны теперь значительно сильнее выпячивают именно свою преданность коммунистическим идеалам, и уже во вторую очередь борьбу за независимость, потому что это ведет к большей поддержке Китая.
Одновременно как Мао приступает к культурной революции - Вьетминь в подражание тоже принимается избавляться от интеллектуалов и сми.
К 1950 это все уже китайские наемники против французских (при этом не французов по национальности). Короче Вьетнам классическая горячая точка холодной войны, где один сброд вырезает другой, и местное население лишнее. Но чисто военный перевес все еще за французами. Однако коммунисты постепенно наращивают силы и оттесняют врага.
В ответ США, теперь уже противостоя Китаю, наращивает финансовую поддержку, на которую французы закупают новых наемников и оружие. Автор книги кстати не симпатизирует в этой истории вообще никому. И его можно понять.
СССР и Китай подписывают договор о дружбе, это пик их отношений (до смерти Сталина, когда это все начнет сворачиваться - остается три года), и западу есть чего бояться. Одновременно начинается война в Корее, есть понятные опасения, что вся азия станет единой красной империей с населением в большую часть земного шара. В такой ситуации интересы народа Вьетнама не интересуют вообще никого.
Ода из причин всех этих азиатских горячих точек холодной войны - у всех перед глазами результаты "политики умиротворения агрессора", десяти лет не прошло с начала вв2, все убеждены что лучше пускай полыхают малые азиатские страны, чем все на свете, плюс еще ядерные бомбы сверху. Ровно поэтому Китаю не получается забрать не только Корею и Вьетнам, но даже Сингапур и Тайвань, запад держится за каждый клок земли, и Китай, надо отдать ему должное, сам по себе не очень рвется отвоевывать.
В США расцвет маккартизма - идет травля и изгнание всех, кто проявляет любую толерантность к коммунизму.
В некотором смысле Вьетнам напоминает сейсмоопасную зону на стыке тектонических плит.
Франция при этом все дальше задвигается на задний план, ее война за колонии никому не интересна, и в том числе ей самой. Французские силы полностью переходят под американское финансирование и снабжение, причем Франция даже отказывается отчитываться, на что она тратит какие средства. Поэтому позже, когда войска введет уже Америка - для вьетнамцев вообще ничего не изменится.
В 1953 году Хо наносит первое прямое поражение войскам французов. Это становится последней каплей для французов - они решают, что пора выходить из войны, и надо вести дело к переговорам "с позиции силы". Вместо этого весь этот и следующий год вьетнамцы медленно выдавливают французов. Становится понятно, что без прямого военного вмешательства США - они просто капитулируют без всяких переговоров. Обсуждается сброс ядерных бомб, но к счастью некоторые мозги у "ястребов" таки обнаруживаются. Американцы желают вступать в войну только с поддержкой союзников.
Это уже кстати время, когда СССР начинает расходиться с Китаем, Сталин уже умер, Хрущев вот-вот начнет развенчание культа личности. США все равно убеждены, что потеря Вьетнама отправит весь Индокитай в руки коммунистов. В это время корейская война уже закончилась, и результат не устраивает никого, и все считают, что ситуация еще может быть пересмотрена.
Британцы (главные вероятные союзники США) участвовать во Вьетнаме отказываются, а Франция отказывается от своих претензий на колонии. К этому времени Британия уже потеряла Индию, однако продолжает держаться за Гонконг. При этом Британия наотрез отказывается поддерживать применение ядерного оружия, что оказывается ключевым сдерживающим фактором. Черчилль считает, что это приведет к третьей мировой с Китаем.
При этом повторения корейской войны не хочет не только США, но и Китай с СССР. Опыт оказался болезненным для всех. Предполагается подойти к разделу Вьетнама по корейскому сценарию, но без предварительного полномасштабного конфликта (война Франции считается сравнительной мелочью). Этого казалось бы удается добиться, даже назначаются сравнительно нейтральные силы Канады, Индии и Польши для слежения за порядком. Вьетнамцам дается 300 дней на выбор, с какой стороны от демаркационной линии они хотят жить - при императоре или при коммунистах.
И Вьетнам и Лаос и Камбоджа признавались независимыми от Франции.
Эти все соглашения подписываются на Женевской Конференции 21 июля 1954 года.
После конференции Хо Ши Мин убежден, что на общенациональных выборах части страны проголосуют за ее объединение под коммунистическим руководством, поэтому разделение это временная мера. Кажется нелогичным - но объединенный коммунистический Вьетнам не хотели видеть даже китайские коммунисты, власть которых в середине пятидесятых была далеко не безоговорочна. По той же логике, по которой Китай не мог нормально сотрудничать с СССР, видя в нем скорее конкурента, чем партнера - он не мог полностью поддерживать и Вьетнам. Сложно вспомнить левый режим в нашей истории, который бы не скатывался в авторитарную систему, желающую единоначалия, возможно сама идея построения тоталитарной системы не терпит конкуренции. В этом смысле демократические страны, при всех их проблемах, проявляют значительно большую гибкость (как минимум часть из них).
Таким образом опасения американцев во времена холодной войны были не только напрасными, но сами по себе скорее сплачивали коммунистов.
Франция поспешно покидает Вьетнам, потеряв за все время в районе ста тысяч солдат, что в целом не так много. Им на смену приходят индийские и канадские миротворцы.
Режимы, складывающиеся в Северном и Южном Вьетнаме примерно одинаково авторитарны, но новых властей по понятной причине больше боятся в коммунистической части - поэтому оттуда сразу же сбегает более миллиона человек. Многие из них конечно бывшие коллаборанты.
В 1956, когда раздел завершается, коммунисты приступили к привычным коллективизациям и репрессиям. При этом по азиатским меркам каким-то особенно кровожадным он не был на фоне Китая, Кореи и особенно Камбоджи.
Тогда же Северный (коммунистический) Вьетнам накрывают восстания, которые коммунисты естественно объявляют происками внешних врагов. Как же иначе.
С другой стороны сам по себе юг страны был более богатым (и меньше пострадавшим от войн) местом. Во главе у них оказывается фанатичный католик с довольно странными взглядами, практически не имеющий поддержки на родине. Он был явным ставленником американцев, и мало чем отличался от бывшего императора (которого он успешно смещает).
Обе страны фальсифицируют выборы. Одни - потому что они коммунисты и иначе не умеют, вторые - потому что они марионеточный режим, боящийся коммунистов.
Обе страны живут на дотациях, но США поддерживает юг значительно лучше. Деньги эти конечно разворовывались и использовались марионеточными властями на поддержку своего режима.
При этом на юге оставались коммунистические ячейки, они совершали терракты, но опять же - для двадцатого века это все было сравнительно спокойным и беззубым, если сравнивать скажем с Латинской Америкой, Африкой, Ближним Востоком, короче примерно всеми остальными бывшими колониями в то же время.
Таким образом оба режима были хороши, северный скорее контролировал прессу, и поэтому внешне выглядел более безопасным (хотя таковым конечно не был), южный же был очевидно богаче, хотя казался и более кровожадным.
К 1958 году приходит понимание, что мирным путем объединения страны не добиться. Север принимает резолюцию о том, что надо поднимать коммунистическую революцию на юге. Фактически это намерение возобновлять войну. Войска отправляются на юг через Лаос, маршрутом, известным как "Тропа Хо Ши Мина". Все это было сделано без участия СССР и Китая, которым обострение было не нужно. (В Китае в это время крупнейший в истории планеты голод, ставший результатом маоистских реформ.)
Кстати эти террористы-коммунисты, действующие после раздела страны - это уже знакомый нам Вьетконг. В 1960 эти отдельные вылазки перерастают в полномасштабную войну. Вьетконг захватывает около трети Южного Вьетнама. Одновременно идет новое обострение между США и СССР. До Карибского Кризиса остается два года.
США наращивает количество военных советников, что уже начинает противоречить женевским конвенциям (впрочем тропа Хо Ши Мина тоже их нарушала). Они считают, что проблема партизан решается чисто военными методами, игнорируя, что тех поддерживают крестьяне. США считают, что партизанские движения инспирированы СССР и Китаем, в то время как и тем и другим вполне на руку разделение Вьетнама. По факту вполне возможно что как раз сокращение внешней поддержки Южному Вьетнаму больше всего помогло бы ему удержаться.
В это время большинство внимания внешних сил приковано не в Вьетнаму, а к соседнему Лаосу, где царит страшный бардак.
В любом случае постепенно режим Южного Вьетнама начинает держаться исключительно на американских военных, которых к 1962 году становится 16 тысяч человек. Южная часть страны становится ультра-милитаризированной (как впрочем и северная) и вся планировавшаяся демократия в ней сворачивается, превращаясь в бесконечную войну оккупационных властей с терроризмом. Короче французская оккупация меняется на американскую, при этом внезапно оказывается, что для населения нет никакой разницы - какой национальности власти, поддерживаемые оккупантами, они местные или пришлые.
Американцев опыт второй мировой убедил, что подавляющая военная мощь способна решить все проблемы, как они снесли Гитлера, так же снесут и Хо Ши Мина. Опыт корейской войны ничему их не учит (впрочем в ней американцы участвовали сильно ограниченно), считается, что французская армия была просто никчемной, и поэтому просрала все полимеры, зато профессиональная ультрасовременная американская захватит все в три дня.
Считается, что это значительно проще, чем разбираться в местной политике и поддерживать власть, которую реально приняло бы население.
Автор продолжает симпатизировать в этой истории примерно никому.
В это время внимание мира переключается на Кубу, одновременно идет постройка берлинской стены, холодная война подходит к пику напряжения. Ядерная война кажется неизбежной.
Во Вьетнаме же ситуация достигает патовой ситуации - США должны выбирать либо они усиливают свое присутствие и террор, либо режим Южного Вьетнама свалится и станет коммунистическим. И терроризировать население будут уже коммунисты.
Завершается Карибский Кризис. Холодная война теплеет, трансформируясь в космическую гонку. Все стороны как внутривьетнамские, так и вневьетнамские - не хотят полномасштабной войны. Фактически все выжидают, пока на фоне ситуация становится все хуже.
Дополнительно конфликт с южновьетнамским правительством переходит в религиозную почву - католик-президент против буддистов-народа. Священники начинают практиковать самосожжения. Американцы склоняются к мнению, что от такого президента им больше проблем чем пользы. Добившись заверений, что США не вступятся, южновьетнамские генералы устраивают военный переворот. (Незадолго до этого аналогично была свергнута диктатура Южной Кореи). К власти приходит генерал. Это уже совершенно марионеточная хунта.
У бывшего южновьетнамского президента была тонна проблем, но он таки вел свою собственную политику и не был марионеткой, таким образом его режим нельзя назвать напрямую оккупационным. Власть его последователей - была таковой. Почти сразу после убийства южновьетнамского президента - убивают Кеннеди.
Северовьетнамцы естественно хотя использовать бардак в своих целях, но Хо (уже совсем старый к тому времени, и не желающий никаких обострений) отказывается и объявляет о своем уходе из политики. Китай наоборот набирает силу и высказывает готовность воевать во Вьетнаме с США. Под их давлением к власти в Северном Вьетнаме приходят "ястребы". Таким образом вялотекущая радикализация идет в обеих частях страны.
По мнению автора - единый коммунистический Вьетнам был бы наименьшим злом, и никого бы "объединения всей азии под коммунистами" бы не произошло, следовало просто оставить местных жителей самих разбираться со своими проблемами.
За первым военным переворотом следует второй. К этому времени Южный Вьетнам уже де факто в состоянии гражданской войны, причем местные войска показывают себя все хуже. США встают перед выбором - либо они самостоятельно начинают вторжение, либо уже силой власть будет захвачена коммунистами.
Переломной точкой оказывается "атака торпедных катеров на американский крейсер" (которая позже оказывается ложным срабатыванием защиты самого крейсера), в ответ на которую американцы начинают бомбардировки Северного Вьетнама. Это все на фоне первых испытаний китайской ядерной бомбы, что серьезно развязывает Китаю руки, так как позволяет ему полноценно становиться участником холодной войны.
Одновременно Линдон Джонсон одерживает убедительную победу на выборах, и решает, что это позволяет ему действовать без оглядок на коалицию (европейцы все еще категорически против эскалации, убежденные что главная головная боль это коммунистические режимы восточной европы типо Тито и ГДР).
В Южном Вьетнаме продолжаются военные перевороты, любая власть и организация отсутствует, армия рассыпается, Вьетконг наступает. Бомбардировки Северного Вьетнама (и тропы Хо Ши Мина в Лаосе) в становятся регулярными. Далее следуют высадки морпехов. Контингента оказывается недостаточно, его увеличиваются, стремительно США оказываются втянувшимися в полномасштабную войну.
Так, и я на первой третий книги. Написано прекрасно, очень много внимания автор уделяет общемировой обстановке, мнения разных сторон, противоречиям с которыми сталкиваются разные страны и их лидеры и неоднозначности ситуаций, в которые они попали.
Однажды я дойду до полноценного исследования как колониализма, так и холодной войны. Но пока что вот.
Читаю дальше с огромным интересом.