Сегодня снилось море. Не помню, что именно, но море точно, и не кошмар. Неудивительно.
Потихоньку выправляюсь от первого шока новостей. Могу уже чуть объяснить, почему меня так сильно выбило.
Во-первых, я была одна.
Во-вторых, утонул. Серьезно?! 21 век! Какой-то Булгаков. Как будто, если было бы сердце или заболевание, то было бы привычнее и немного иначе. Хочется сказать, что +1 фобия, но не так часто я бываю на море, чтобы она развилась.
В-третьих, и главных, как мне кажется, Бутусов заставлял думать, спорить, анализировать, пересматривать, давал другой взгляд на произведение. Когда все активно ходили (в смысле те, кого я читаю), были огромные переписки в комментариях, составляли плейлисты с музыкой из спектаклей, пересматривали. Мне заходило далеко не всё, но, кажется, я одна из немногих, кто смотрел ещё Мера за меру в Вахтангова, вспоминаю его регулярно. Обычно мне заходили спектакли через раз, иногда я даже не досматривала, и, возможно, сейчас, с учётом опыта, пересмотрела и восхитилась.
У Бутусова был свой язык, свои приемы, артисты играли совсем иначе. Далеко не каждый режиссер так может создавать миры, быть узнаваемым. И сейчас, думаю, осталось таких режиссеров по пальцам пересчитать. Додин, Гинкас из старшего поколения. Могучий из того же, что Бутусов. Кирилл из поколения младше. А совсем молодых я практически не знаю.
И вот с уходом Бутусова, уходит и возможность рассуждать снова и снова, ещё лет 20 точно. Спектакли рано или поздно будут сняты, останутся только в памяти театралов и артистов. Да, есть записи, но я, например, их не смотрю, думаю, как и многие. Очень сложно хорошо записать спектакль. Думаю, по этой причине театралы смели остатки билетов на начало сезона в Вахтангова и РАМТе, а в Питере аж на декабрь смели зал на "Макбет. Кино" (на октябрь там уже давно не было билетов). И вот я тоже в ночи шерстила афишу, чтобы съездить, потому что ничего не видела, кроме Гамлета, который сняли давно. А театр знает, что Бутусов соберёт зал, поэтому ставит в основном в будние, хотя пару окошек я нашла для себя. На декабрь, ага. Кажется, в декабре я ещё не была в Питере (и не прям думала поехать когда-нибудь).
Ещё мне очень хотелось, чтобы у Бутусова получилось за границей, как у Кирилла, как у Крымова (вот тоже, кстати, в копилку к Могучему и к тому, кого я очень мало видела). И как будто задел для этого точно был в виде двух спектаклей. А кто-то наоборот, верил, что он вернётся. Не знаю, на чем основывалось это, правда.
И как же меня бомбит с текста, что, мол, его главная ошибка - уехать. Причем я сначала не поверила, что этот человек написал текст про уезд больше, чем про соболезнования и утрату. Кажется, ниже в моих глазах невозможно упасть. Я очень надеюсь, что после такого текста семья Бутусова не устроит прощание в театре Вахтангова (если оно действительно будет). Я не отказываю во мнении, я отказываю в том, что такое надо писать, во-первых, в такой день, во-вторых, в принципе такое писать о человеке, который уже тебе не ответит, и оставлять открытыми комментарии и не чистить их. Театр, кстати, закрыл комментарии после нескольких неадекватов, а директор у себя нет. Да, это написал Кирилл Крок.
Есть ощущение, что в этом сезоне надо смотреть всех, кого откладывала. И артистов, и режиссеров. Не жалеть денег, ездить в Питер.
Не знаю, выйдет ли, смогу ли морально, но как будто вот прям сейчас есть мысль пойти на прощание в Москве, если его действительно сделают. Побыть с единомышленниками физически рядом, окончательно принять. Но я совсем не уверена.
Вчера шла мимо Марфо-Мариинской обители, решила, что хочу поставить свечу. Никогда такого не делала, но почему-то захотелось зайти. Как будто такое не для кого-то делаешь, а для себя.
Думаю, мироздание решило собрать лучший театр у себя, и Бутусов сейчас тусит и спорит где-то с Туминасом, Уилсоном, Ерёминым, Юханановым (трое последних ушли за предыдущие 10 дней).