И снова вечер, и снова неторопливо шелестит за окном унылая песенка дождя...Видать, завтра придётся вспоминать про резиновые сапоги, чтобы форсировать разливающиеся морями улицы...
Хотела Тень поделиться просто красивыми картинками с кровельными колокольцами, что вешали для защиты от злых духов, как вместе с одной из картинок случайно выловилась информация об одном крайне древнем и весьма необычном китайском музыкальном инструменте, под названием 编钟 (Bianzhong) как раз из колокольчиков и состоящего! Делюсь своими находками, как картинками-фотографиями, так и необычной древне-китайской музыкой)))) [изображение][изображение][изображение]
Видео, музыка, информация - под морем)))) [изображение][изображение][изображение]
Китайское классическое название бяньчжун ( 编钟 biān zhōng), букв. «упорядоченные колокола» — комплект колоколов разного размера, используемый как музыкальный инструмент.
Альтернативным названием эпохи Западной Чжоу является линьчжун. (Иероглиф линь в других использованиях не известен, его смысл остаётся объектом споров). Поскольку использование колоколов — сравнительно позднее явление, в древнекитайском языке фигурируют также другие названия, характеризующие различные типы этих инструментов. [изображение][изображение][изображение]
Китайские колокола 编钟 (бяньчжун) – древний ритуальный музыкальный инструмент, который появился в эпоху Шан-Инь (ок. 1300-1027 гг. до н.э.) и получил широкое распространение в Западном (1027-771 гг. до н.э.) и Восточном Чжоу (771-221 гг. до н.э.). Китай стал первой страной, которая начала использовать данный тип музыкальных инструментов. Бяньчжун изготавливаются из бронзы и представляют собой колокола разного размера, расположенные по тональности. По ним бьют Т-образным деревянным молотком или длинным жезлом, тем самым получая разные звуки. У каждого колокола свой музыкальный тон, который зависит от его размера и формы.
Высота колокола составляет в среднем 15-40 см, но размер некоторых из них колеблется от 9 до 153 см. На колокола могут быть нанесены различные декоративные элементы: конструкции в виде когтей или рогов, выступы и выпуклые узоры.
В основном бяньчжун использовались для придворных представлений и не были распространены среди обычных людей. На них играли во время сражений, а также при проведении придворных или жертвенных церемоний. В древнем Китае колокола были не только музыкальным инструментом высшего класса, символом статуса и власти, но и ритуальным атрибутом.
Еще одной особенностью является наличие на бяньчжун письменных элементов. Например, на колоколах правителя царства Цзинь И-хоу 曾侯乙 можно обнаружить более 2800 иероглифов с описанием музыкальных терминов, что свидетельствует о продвинутом уровне древней музыкальной культуры Китая. [изображение][изображение][изображение]
Таким образом, китайская музыкальная культура и технология литья, представленные колоколами бяньчжун, достигли очень высокого уровня развития почти за 2000 лет до того, как в Европе появились клавишные инструменты с 12 тональностями.
В 1957 году первый набор из 13 колокольчиков был обнаружен при раскопках на городище Чэнъян в Синьяне, провинция Хэнань. [изображение][изображение][изображение]
В 1978 году колокольчики с колокольчиками были обнаружены в гробнице периода Сражающихся царств хоу И из Цзэна (около 433 г. до н. э.) в Лэйгудуне , к югу от Суйчжоу , провинция Хубэй. Эти колокольчики являются одними из самых замечательных наборов колокольчиков, когда-либо обнаруженных. Эти колокольчики настолько велики, что ими можно было бы заполнить всю сцену современного концертного зала. Колокола из гробницы Цзэнхоу И состоят из 19 колокольчиков с пуговицами (шипами-заклёпками) , 45 колокольчиков и большого колокола , подаренного чуским правителем Хуэйем, всего 65 штук. [изображение][изображение][изображение]
Эти колокольчики расположены в три яруса и восемь групп на подставке. Три группы, висящие вертикально на верхнем ярусе, называются «Ну Чжун» (колокольчики с пуговицами), в то время как пять групп, висящие по диагонали на среднем и нижнем ярусах, называются «Юн Чжун» (короткие колокольчики). Самый маленький «Ну Чжун» (колокольчик с пуговицами) имеет высоту 20,4 сантиметра и весит 2,4 килограмма и служит клавишей для инструмента. Самый большой, «Низкий Юн Чжун» (басовый колокольчик), имеет высоту 153,4 сантиметра и весит 203,6 килограмма. Общая масса всего набора колокольчиков превышает 2500 килограммов. Стойка колокольчика изготовлена из меди и дерева и имеет форму правильной буквы L (как ┏. Ее длина составляет более 10 метров, она имеет три яруса и высоту 273 сантиметра. Ее поддерживают шесть бронзовых воинов с мечами и несколько колонн . Весь набор колокольчиков и его балки великолепны и внушительны. [изображение][изображение][изображение]
Во время выступления оркестр из нескольких человек использует шесть деревянных молоточков в форме буквы T для удара высоких и средних нот, и две длинные палочки для удара низких нот. Эксперты-акустики обнаружили, что каждый колокольчик может издавать две разные ноты. Ударяя колокольчики точно в отмеченных местах, они могут издавать тон определенной частоты. Весь набор колокольчиков может воспроизводить звуки всех черных и белых клавиш современного фортепиано. Колокола настроены на частоту 256,4 Гц, почти идентичную первой ноте «до» на современном фортепиано.
Оригинальные колокола находятся в постоянной экспозиции Музея провинции Хубэй в Ухане. [изображение][изображение][изображение]
Колокольчики Цзэнхоуи изготовлены из сплава меди, олова и свинца . Весь комплект украшен узорами с изображениями людей, животных и драконов. Они отлиты с изысканным мастерством, с детальным и чётким узором. На них также выгравированы золотые надписи , указывающие высоту тона каждого колокольчика. Они датируются 433 годом до нашей эры. Это говорит о том, что более 2400 лет назад музыкальная культура и технология литья в Китае уже достигли значительного уровня развития, опередив появление европейских клавишных инструментов с равномерной темперацией почти на 2000 лет. [изображение][изображение][изображение]
9 видов колокольчиков:
лин — подвесной колокольчик (с языком);
до — подъёмный (ручной, небольшого размера) колокол с языком и продольной рукояткой;
нао — колокол, устанавливаемый на специальную «ногу» звучащим отверстием вверх;
юнчжун — тип нао, приспособленный к подвешиванию а) благодаря утолщению на продольной рукояти или б) на добавочной литой петле. Как следствие в висе расположен диагонально);
бо — подвешивается вертикально, за поперечную рукоять-петлю;
нючжун — вертикальной подвески, слегка закругляющийся кверху, петля для подвески — простой геометрической формы;
чжэн — тип нао, используемый только в сигнальных целях, не встречается в звонах;
гоудяо — был распространён исключительно на юго-востоке Китая: тип нао, используемый исключительно в звонях;
чунью — нехарактерный колокол с утолщением «луковицей» вверху и горизонтальным срезом овальной формы.
Ноты называются так, например: чжэн2, юнчжун5b, нао3/нао2x [изображение][изображение][изображение]
Кроме первых двух видов все колокола производят звук от удара специальным молотом или жезлом. Тип чунью наименее характерен из всех, — однако, как и большинство других типов, встречается в наборах бяньчжун, что указывает на его принадлежность общей традиции. За исключением чунью, все перечисленные типы имеют миндалевидный горизонтальный срез, который делает звук более коротким, но сообщает ему чёткую высоту тона. (Известно, что первым китайским учёным, обратившим внимание на эту особенность, был Шэнь Ко, эпоха империи Сун). Именно благодаря этой особенности стало возможно интонирование путём комбинации нескольких колоколов.
А завершить хотелось бы таким вот слиянием Востока и Запада))) [изображение][изображение][изображение]