OldBoy
23:58 22-07-2004 Social Movement
Мнение большинства - это мнение одного, которое приняло большинство.
Один всегда не прав: но с двоих начинается истина.
Один не может доказать, но двоих уже трудно опровергнуть.
Кто до бешенства возбудил людей против себя,
тот всегда приобретает сторонников и в свою пользу.
Фридрих Ницше


Все социальные движения в чём-то похожи. Все массовые движняки порождают в своих последователях веру в успех мувмента, готовность действовать координировано, совместными усилиями. Все массовые движняки, не зависимо от своих программ и доктрин, вызывают в своих последователях энтузиазм и горячие надежды, готовность жертвовать собой ради идеи. Все массовые движняки как бы ни были различны их цели и доктрины, первых своих последователей находят среди людей определённого склада и привлекают к себе людей одинакового образа мысли. Каждый подобно Паскалю, находившему убедительные доказательства истинности христианства, может найти не менее убедительные доказательства истинности коммунизма, фашизма или нацизма. За какое бы «священное дело» ни отдавали свои жизни люди, они, по сути, умирают за одно и то же. Все мувменты могут в определённых областях жизни вызвать могучий поток активности.

Примеров из истории можно накопать множество, приведу лишь три:

1517 год. Германия, Виттенбергская часовня. Монах Мартин Лютер оставил свой мессидж властям. 95 тезисов. С этого началось новое движение, известное как Реформация.

1825 год. Россия, Никита Муравьёв в своей "Конституции" и Павел Пестель в "Русской правде" выложили свой мессидж существующим властям с этого началось движение, известное как декабристское. 14 декабря декабристы вышли на Сенатскую площадь в Петербурге.

1968 год. Советский Союз, академик Андрей Сахаров написал манифест "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе", побудив тем самым движение, известное в истории как дессидентство.

А чем же так привлекает человека социальное движение? В чём соблазн всех массовых движений?

Одна из причин – жажда скорейших перемен. Наши успехи и неудачи связаны в нашем сознании с тем, что происходит вокруг нас. Поэтому удовлетворённые люди считают этот мир отличным и хотят сохранить его таким, как он есть, в то время как неудовлетворённые требуют радикальных перемен. «Перемен мы ждём, перемен», - пел в своё время Виктор Цой. Склонность всё объяснять внешними причинами остаётся даже тогда, когда совершенно ясно, что главное – в наших личных качествах: в наших способностях, в нашем характере, в нашей личности. Вот почему неудачники сваливают свои неудачи на социум. Занятно, что и преуспевающие люди, как бы они не гордились собой, в сущности, тоже верят, что их успех – это результат случайного стечения обстоятельств. Уверенность в себе, даже у самых счастливых, никогда не бывает абсолютной. Внешний мир кажется им механизмом хотя и отрегулированным, но не очень надёжно, и пока он "тикает" в их пользу, трогать его они опасаются. Если форма нашей жизни настолько неустойчива и ясно, что полностью контролировать условия нашего существования мы не можем, - мы предпочитаем следовать восточной поговорке, утверждающей, что синица в руках лучше журавля в небе, и мы стремимся придерживаться привычного и понятного нам. Люди часто превращают свою жизнь в постоянную рутину и с её помощью противостоят чувству неуверенности и ощущению опасности.

Однако существует и другая категория людей, в частности, людей, неудовлетворённых нынешним положением вещей. Их необузданная надежда на скорейшие перемены может породить безрассудную смелость. И тут вера в будущее гораздо важней, чем обладание инструментами власти. Всякая вера бессильна, если она не включает в себя веры в будущее, если не предсказывает и не указывает дорогу в светлое будущее. Так же и доктрина: чтобы быть действенной, она должна быть не только источником власти, но и ключом к книге будущего. Люди, желающие и жаждущие преобразовать социум, страну или весь мир, не могут рассчитывать на успех, если они будут только разжигать недовольство. Одно лишь недовольство существующей в социуме системы идеологии, устройства и порядков ещё не достаточно, чтобы вызвать социальный взрыв. Катализатором социальной бури может выступить в таких случаях повсеместное разжигание страстной надежды. При этом совсем неважно, идёт ли речь о царствии небесном или о рае на земле, о грабеже или о несметных богатствах, о сказочных достижениях или о мировом господстве. Для того, чтобы броситься с головой в опасное "священное дело", связанное с большими переменами, люди должны быть крайне неудовлетворёнными и иметь такое чувство, что, обладая могучей доктриной, непогрешимым вождём или новыми методами, они получат доступ к источнику всесокрушающей силы. Одновременно они должны иметь преувеличенное представление о возможностях и перспективах будущего. Вера в "священное дело" частично заменяет утраченную людьми веру в самих себя. Чем меньше у человека оснований говорить о своём личном превосходстве, своих личных качествах, тем больше он готов утверждать, что превосходством обладает его страна, его религия, его раса или его "священное дело". Своими собственными делами человек больше занимается тогда, когда они имеют смысл; в противном случае он бросает свои бессмысленные дела и лезет в чужие. Вмешательство в чужие дела выражается в сплетнях, кознях, в совании носа туда, куда не следует, а также в лихорадочном интересе к общественным, национальным или расовым делам. Убегая от самого себя, мы либо бросаемся на шею соседу, либо хватаем его за горло.

Именно в среде неудовлетворённых всегда найдутся интеллектуалы, способные осмыслить, вдохнуть идеи, вывести теории, подобрать сильные аргументы. Для любой творческой личности, которой оказалась способной осмыслить сущность существующей в социуме идеологии и не согласиться с ней, сформулировав идеологию свою, как ответ на уже существующую и господствующую, характерно определение "медиум". Однако, человек, не принявший существующую в обществе идеологию, весь смысл своей деятельности может выразить в очень простой и короткой фразе: «Да eбaл я вашу идеологию, господа-товарищи. У меня своя есть». И на этом ограничиться. Настоящий медиум (или "человек слова", как говорю я), только тот, кто реально проникся идеями, входящими вразрез с существующей идеологией, но не замкнулся (зациклился на себе), а стал продвигать эти идеи в массы. Таких людей как Лютер, Муравьёв, Пестель, Сахаров я называю совестью и душой нации. Это люди слова.

Каждое "священное дело" сильно отличается одно от другого по содержанию и доктрине, но все факторы, которые делают их действенными, однородны. В любом движняке есть человек слова, человек действия и есть последователи движения.

Человек слова. Это прежде всего идеолог-пропагандист, теоретик-агитатор. Он живёт в мире таких понятий, как теория, аргументация, тезис, антитезис, доказательство, концепция, доктрина, парадигма. Он знает ответы на вопросы ЧТО. Он получает драйв от постоянного поиска истины, от борьбы и столкновений мысли. Словив идею, осмыслив её, он выстраивает цепочку доказательств. Он задаётся вопросом "а что сказать массам" и тут же ищет на него ответ. Его задача показать, объяснить, убедить, заставить поверить.
PUSH - толкать, давить, продвигать. Толкать речь, давить, где давится, капать на мозги, воздействовать на сознание. Если он не может доказать и обосновать теорию - значит он плохой теоретик.

"Глас вопиющего в пустыне..."
Библия. Книга пророка Исайи

"Восстань пророк
И виждь и внемли, исполнись волею моей
И обходя моря и земли
Глаголом жги сердца людей"
АС Пушкин Классика.

"Мы добьёмся всего, что надо, преодолеем все препятствия...надо перевоспитать массы, а перевоспитать их может только агитация и пропаганда. Надо связывать массы со строительством общей хозяйственной жизни (т.е. с реальной практикой - Прим. Kanessa). Это должно быть главным и основным в работе каждого агитатора-пропагандиста, и когда он себе это усвоит, тогда успех его работы будет обеспечен".
Товарищ Ленин Петроград. 1920 г.

"Теория (совокупность идей - Прим. Kanessa), если она является действительно теорией, даёт практикам (организаторам - Прим. Kanessa) силу ориентировки, ясность перспективы, уверенность в работе, веру в победу нашего дела".
Товарищ Сталин Москва, Кремль. 1937 г.

"Материальное можно превратить в духовное, духовное - в материальное. Откуда у человека идеи? Среди нас кое-кто этого не знает. И уж тем более кое у кого не хватает ума, чтобы понять, что духовное (идея - Прим. Kanessa) можно превратить в материальное (реальное - Прим. Kanessa) Пусть эта истина будет понята массами. Перманентная революция. Наша революция идёт от одного этапа к другому, не прерываясь. Нужно пропагандировать теорию перманентной революции. Мы должны покорить земной шар. Нашим объектом является весь земной шар".
Председатель Мао ЦзеДун Китай, Пекин. 1963 г.

"Всю деятельность людей определяет их идейная сознательность. Поэтому для полного выявления сознательного энтузиазма и творческой активности народных масс в социалистическом (и не только, но и вообще в любом - Прим. Kanessa) движении нужно добиться того, чтобы они участвовали в строительстве сознательно, то есть нужно решать прежде всего вопрос об установлении идеологии. Воплощать идеи - это значит упорно продвигать революцию и строительство на основе самостоятельной и творческой позиции".
Товарищ Ким Ир Сен Корея, Пхеньян. 1979 г.

"Вы со своей техникой создаёте общественное мнение. Если вы будете делать всё как надо, то мы привлечём к себе людей. Если вы будете работать плохо, то от нас в конце концов все отвернутся. Нужно вести тщательно продуманную идеологическую пропаганду!"
Доктор Геббельс Германия, Берлин. 1933 г.

"Пропаганда старается повлиять на всё население в духе определённых идей и считает своей задачей подготовить все умы к победе этих идей. Первейшая задача пропаганды - завоевать симпатии тех людей, из числа которых впоследствии составится организация. Вторая задача пропаганды - подорвать веру в существующий порядок вещей и пропитать людей верой в новое учение."
Адольф Гитлер Германия, Лансберг. 1924 г.

Таким образом, человек слова должен сочетать в себе ум Ленина, логику Сталина, фанатизм Мао, талант Ким Ир Сена, энтузиазм Геббельса, пафос Гитлера.

Человек дела. Это организатор. Он живёт в мире таких понятий, как метод, способ, средство. Он знает ответы на вопросы КАК. Его идеал - слаженный и синхронный механизм, автоматически работающий как компактное могущественное целое. Он не полагается уже на голый энтузиазм масс, а полагается главным образом на принуждение и муштровку. Это не столько человек веры, сколько человек закона. Его указания не обсуждаются, а выполняются всеми без пререканий.
PUL - тянуть, тащить, натягивать. Человек-практик организатор действия, он именно тянет всех на себя, подтягивает народ для действия, даёт конкретные указания, пинает, заставляет делать. Таким образом, человек практик это сочетание воли, целеустремлённости и мужества.

Оба они и человек слова, и человек действия - творческие личности (креативщики) и оба они фанаты мувмента aka движняка (социального движения). Дорогу любому мувменту прокладывают "люди слова", осуществляют движняк заинтересованные, тех, кого идея зацепила и пропёрла, а закрепляют это всё на практике "люди действия". Это именно творческий симбиоз PUSH-PUL, тяни-толкай, плюс обязательное пространство между ними в виде энтузиастов движняка. И именно такая постанова, как показывает нам история всех социальных мувментов, превращает идеи в веру, способную свернуть любые горы и обеспечивают ему успех.

P.S. Написано под влиянием Эрика Хоффера "Истинноверующий: мысли о природе масовых движений" (Eric Hoffer "The True Believer") Пафосно-интеллектуальная книженция, написанная весьма убедительным языком, просто, глубоко и в некоторых местах неожиданно.
Из всех книг, что я прочёл об идеологии и социальных движениях - эта в числе лидеров.


Маэстро, урежьте джагу: NANA - Lonely
Шизофрения мозга и психоделика души: креативное