Почему-то раньше мне не попадался на глаза "Сталкер" Андрея Тарковского. А ведь это довольно старый фильм, почти ровесник "Соляриса", но если последний я видел много раз, то первый проходил мимо. Впрочем, может это и к лучшему. Такую дзенскую работу не ощутить с бухты-барахты...
Хотя о фильме я завел разговор потому, что заинтересовался его звуковыми дорожками. Ибо очень редко встретишь электронную музыку столь красивую и столь гармоничную. Занявшись поисками треков в mp3, я набрел на кое-какую информацию об их авторе, русском композиторе Артемьеве Эдуарде Николаевиче. А когда треками уже звучала акустика, я нашел интересную вещь: этот же композитор написал звуковые дорожки к фильму "Солярис". Это было интересно по той причине, что я думал автором этих произведений является японец Исао Томита (Isao Tomita), тем более, что в моих владениях была композиция: The Sea Named "Solaris" <J.S. Bach/Tomita> (12:26) Based on Three-Part Invention No. 2 in C Minor, BWV 788 Ich Ruf'zu Dir, Herr Jesu Christ, BWV 639. И самое беглое прослушивание её, выявляло почти полное сходство с звуковой дорожкой фильма.
Кто же у кого перенял, перехватил или извините ©виснул?
Вот что пишет японец:
"The Sea Named "Solaris" - for this piece I was inspired by the Russian science fiction movie "Solaris". The planet "Solaris" consists entirely of a sea of plasma that is a living creature with its own power of reasoning. Men from the earth make a space station on Solaris, and send people there to make observations. The sea of Solaris extracts memories from the sleeping earthmen's brains and reincarnate loved ones from their past. I did not try to express the planet Solaris itself but a certain state of a human mind that might be created by the happenings there. The cherished memories are depicted by Bach's Invention, and the eternal longing is expressed by Bach's chorale I Call to Thee, Lord Jesus Christ."
Упоминания о русском композиторе нет…
Я стал искать упоминания о контакте Артемьева и Тарковского и о работе над звуковыми композициями фильма.
"В начале семидесятых произошло знакомство композитора с Андреем Тарковским, который пригласил его для работы над лентой "Солярис". Тарковского заинтересовали эксперименты Э.Н. Артемьева с электронной музыкой."
"О взаимопонимании с режиссером говорит умение Э. Артемьева подхватить и продолжить его мысль в виде сложно выстроенных ассоциативных рядов или на языке смысла, что проявилось в эпизоде под названием "Картина Брейгеля" (сцена в библиотеке на станции "Солярис"). Здесь достигнуто направленное взаимодействие музыки, как с непосредственным изображением, так и с психологическим контекстом, несущим важный сюжетный мотив фильма - материализацию памяти. По замыслу А. Тарковского зимний пейзаж брейгелевских "Охотников на снегу" вызывает у героя фильма воспоминания о Земле, о доме, о детстве. Камера медленно движется по полотну картины, ностальгически "вглядывается" в этот покрытый снегом уютно обжитый уголок Земли, тем самым, заставляя воображение перенестись "туда" - в пространство картины. Э.Артемьев продолжает эту мысль, идет еще дальше. Он оживляет мир живописного полотна, наполняет его вибрирующей атмосферой, глубиной, звуковыми волнами, которые доносят крики птиц в морозном воздухе, звон колокола на дальней башне. Картина становится видением, ощущением выхода в иное измерение, в прошлое. И к тому времени, когда включается хоральная прелюдия И.С.Баха "Ich ruf' zu Dir, Herr Jesu Christ" (она связана с образами дома) и на экране идут кадры домашней хроники из детства ("та пленка с костром"), прошлое делается совершенною реальностью."
Читаем дальше: "Несколько лет спустя японский композитор Исао Томита (Isao Tomita) прислал Андрею Арсеньевичу свою пластинку, которая называется "Солярис" (видимо, "Космос" - примечание редактора). Он посмотрел фильм, тот ему понравился, музыка моя, видимо, не очень, и он сочинил свою версию; а в письме написал, что сделал бы так... Музыка очень впечатляющая, записана великолепно и, что меня удивило, сочинена по мотивам моей музыки к фильму."
Вот и ответ. На самом деле автором этого прекрасного произведения по мотивам Баха, является Эдуард Николаевич Артемьев. Исао Томита лишь добавил некоторые штрихи к законченному произведению, что не помешало ему выпустить упомянутую выше композицию и подписать её "J.S. Bach/Tomita". Увы. Я разочарован.
[в исследованиях были использованы электронные материалы, расположенные на сайтах:
http://www.isaotomita.net/recordings/kosmos.html
http://www.electroshock.ru/records/index.html
http://www.solaris-room.ru/artemyev_r.html
http://drrockoff.narod.ru/M/Musical...ynthesizers.htm
http://artrock.rinet.ru/enc/a/artemyev_eduard.htm ]
Current music: Сталкер - Медитация