di
16:16 13-10-2004 Гастроли театра Et Cetera (Москва)
Гастроли театра Et Cetera (Москва)
[изображение]
«Наш театр начался не с идеи, а с талантливого курса Школы-студии МХАТ, который я выпустил в 1990 году, — пишет Александр Калягин на сайте театра Et Cetera. — Ребята не разбежались, а стали вместе работать. Сначала без меня. Но для афиши им понадобилось мое имя. Я провел одну репетицию, потом вторую, появились новые актерские лица, новые спектакли, и так далее… et cetera… et cetera».

Таким же манером родилось немало театров, и принципиальная разница театра Петра Фоменко, например, и театра Александра Калягина заключается в том, что первый — режиссер, второй — актер. В театр Фоменко идут на «фоменок», в театр Калягина идут на Калягина, и сколько бы свободы или, напротив, работы ни давал он труппе, за эти годы она оформилась, приобрела какие-никакие навыки и местами способна даже блеснуть в отсутствие своего премьера, но актерской альтернативы Калягину в ней так и не возникло.

Режиссерами калягинского театра стали заезжие гастролеры, в их числе Роберт Стуруа, зарабатывающий постановками в Москве на нужды своего тбилисского театра, и Александр Морфов, до последнего времени руководивший софийским Национальным театром: их спектакли и составляют гастрольную афишу Et Cetera. Три из них — это коллекция калягинских ролей, образы, складывающиеся вместе в энергичный и впечатляющий рисунок. Шекспировский «Венецианский купец», переименованный Стуруа в «Шейлока»: Калягин в котелке банкира, под которым, как аргумент в несправедливой войне, припрятана иудейская кипа; в глазах холодный блеск, затем недоумение и ненависть, помноженная на отчаяние, — сильнее спектакль о ненависти, замешанной на голосе крови, еще надо поискать. Беккетовская «Последняя запись Крэппа» в постановке того же Стуруа — монолог, разложенный на два голоса. Старик слушает свои старые магнитофонные дневники, из колонок несется энергичный голос человека, у которого впереди целая жизнь; со сцены ему отвечает сипатый, припорошенный тоской голос проигравшего. Стуруа и Калягин внесли в полифоническую тему Беккета щемящую ноту, и абсурдистский текст прозвучал непривычно страстно. Морфовский «Король Убю» по пьесе Жарри, произведшей когда-то революцию во французском театре, — это власть в образе лукавого идиота в детских штанишках. Эти штанишки да калягинские наглые веселые глаза, зыркающие из-под красного клоунского берета, — символ спектакля, его слоган: «А это что за х…ня?» От такого выкрика становится по-настоящему весело: очевидной и заразительной кажется в этот момент свобода Калягина — председателя Союза театральных деятелей, лауреата Государственной премии, руководителя театра, вождя пролетариата из последнего советского спектакля о Ленине et cetera, et cetera.

Елена Ковальская | четверг, 23 сентября 2004

расписание фестиваля
с 13 октября по 14 октября
13 октября, среда
Король Убю
Театр "Et Cetera" п/р Александра Калягина
на сцене БДТ им. Г.А.Товстоногова
19:00
14 октября, четверг
Король Убю
Театр "Et Cetera" п/р Александра Калягина
на сцене БДТ им. Г.А.Товстоногова
19:00

http://spb.afisha.ru/festival-review-spb?id=4493543