Чужой против Хищника
Alien Vs. Predator
США, 2004
режиссер Пол В.C.Андерсон
в ролях Санаа Латан, Рауль Бова, Юэн Бремнер, Лэнс Хенриксен
101 мин
(дублированный)
Предположительно история эта случилась в наши дни — через 20 лет после того, как майор ВДВ Шаффер по прозвищу Голландец повстречал в южноамериканских джунглях кого-то, кто был страшней его самого, и за 120 лет до того, как лейтенант Эллен Рипли впервые заглянула в черные матовые глаза своей судьбы на нижней палубе космического сухогруза «Ностромо». Группа малокомпетентных, неохотно соображающих людей предпринимает отважное путешествие в антарктические льды, где молодые Хищники сдают нормы ГТО, разрубая сложносочиненным холодным оружием специально выведенных для этой цели Чужих.
«Чужой против Хищника» на скорую руку приматывает друг к другу два главных памятника научно-фантастического макабра конца прошлого века: фундаментальную тетралогию о Чужих, давно сложившуюся в подобие небольшого религиозного учения, и двухчастевку про Хищника — вещь не настолько мудреную и красивую, но тоже оставившую изрядную вмятину в головах тех, кому довелось впервые увидеть ее между шестью и, скажем, шестнадцатью.
Формальный повод к тому, чтоб свести на одном экране двух тотемных чудищ детства — самого красивого зверя и самого страшного охотника, дала, как известно, безответственная инсайдерская шутка постановщика второго «Хищника» Стивена Хопкинса, который в далеком 1990-м, желая, должно быть, подчеркнуть превосходство своего подопечного, поместил в его коллекцию охотничьих трофеев вываренный и отлакированный череп Чужого. Глупая эта кость, мелькнувшая в кадре на несколько секунд, породила уйму домыслов на тему взаимоотношений двух чудовищных рас, комикс про это и компьютерную игру.
Топча картину Андерсона, можно выбрать любую милую сердцу интонацию — от недоумения до негодования. Можно возмущаться тем, как косо и несуразно «ЧПХ» втиснут в мифологию обоих сериалов. Веселиться тому, как неловко тут держат автоматы профессиональные наемники и с каким ученическим старанием и радостью профессиональные археологи выговаривают «саркофаг» и «пирамида», — чувствуется, как нечасто им удается употребить эти слова в повседневной речи. Можно взглянуть на фильм с позиций высокой нравственности и заметить, как это, в сущности, бессердечно — тащить во льды заходящегося астматическим кашлем артиста Хенриксена лишь затем, чтоб он как участник двух оригинальных «Чужих» своим присутствием обеспечил хоть какую-то легитимность затее.
Но кособокая, как она есть, эта картина приносит безусловную пользу, позволяя на трезвую, более-менее взрослую голову посмотреть на любимых героев детства. Заглянуть им по новой в черные матовые глаза и понять — нет в этих глазах почти ничего, одна только склизкая животная скука.
http://spb.afisha.ru/movie-review-spb?id=4579437