Если хотите получить действительно сильные впечатления от музыки, нужно идти не на Башмета и Спивакова, а на отчетный концерт аспирантов композиторского отделения Гнессинки.
Занесла меня сегодня (вчера, то есть) нелегкая в Музыкальную гостиную дома Шуваловых, что на Поварской. Пришла чуть раньше семи, захожу в зал, еще не разобралась что к чему, и вижу: на сцену лезет кудрявый парень в джинсах (один такой уже сидит там в обнимку с контрабасом), залез и как возопит: «Прилетает по ночам вооорооон…». Я немножко обомлела, подумала: ну ничего себе! Но в следующее мгновение мне уже стало жаль Галича. А еще через минуту, на словах «Он всего на пять шагов слышен» (ор, то есть), жаль стало уже себя, потому как села я как раз в пяти шагах от исполнителя, но у нас с ним, видимо, оказались разные единицы измерения. В общем, чуть не оглохла я!
А это была всего лишь репетиция.
Когда пробую говорить о музыке, то вижу, что полученное музыкальное образование (какое-никакое) не влияет на мое восприятие. То есть я не вижу музыку изнутри, не вижу, как сделана вещь, поэтому судить профессионально не могу. Может, это потому, что сама не сочиняю. Оценка идет на уровне нравится / не нравится, причем «нравится» далеко не всегда означает, что эта музыка мне понятна. Даже, я бы сказала, «ничего не понятно, но круто!» - похвала автору с моей стороны.
Так вот, если судить по сегодняшнему (вчерашнему) концерту о положении дел в современном молодом искусстве – это Финиш с большой буквы. Шучу, разумеется! Опишу самого яркого исполнителя. Объявлено: Фантазия для фортепиано «Парадиз». На сцену выходит Кощей Бессмертный – ходячая карикатура: лысый, тощий, эмоции так и хлещут, а ведь он еще даже за инструмент не сел! Моя подруга-художница так и рухнула со стула и схватилась за голову, что не взяла фотоаппарат. По одному только виду исполнителя (он же автор) было ясно, что парень щас такой «парадиз» устроит!.. Ожидания не обманул.
Люди добрые! Такого фортиссимо, такой какофонии - на простом народном: такой долбежки и набора звуков – я еще никогда не слышала! Знаете, есть музыка смешная, вроде шутки. Музыке вполне присуще чувство юмора. Но здесь… Сначала я думала, что не прилично улыбаться, сидя в первом ряду прямо напротив исполнителя. Но в том-то и дело, что мне, с моего места, было слишком хорошо видно, что происходило с его лицом! А еще эта… мммузыка! Через несколько минут меня просто трясло от смеха, я наклонилась и стала разглядывать дощечки на полу – очень увлекательно. Смотрю: моей подруге тоже нехорошо. А пианист покорял все новые высоты «парадиза». Впрочем, не могу даже сказать, была ли у этой вещи кульминация. Мне казалось, что это все – сплошная кульминация, видимо, такие высоты рая, которых мне, грешной, никогда не достигнуть. Честно говоря, этот «парадиз» больше походил на девять кругов ада, а сам автор – на с цепи сорвавшегося Цербера. Последняя нота, в верхнем регистре, была взята с таким пафосом, что я думала, лопнет струна. Это надо было видеть-слышать! Когда «парадиз», наконец, закончился, мы с облегчением рассмеялись уже вслух. Благо, обстановка была непринужденная, как бы все свои.
Но дальше… На сцену вышли эти… двое… с контрабасом и изуродованным Галичем. «Только не это!» - ужаснулась я, представив, как кудрявый, который успел сменить джинсы на костюм, завоет зычно: «Он всего на пять шагов слыыыыышееееен»! И тогда я поняла, что искусство, как и красота, тоже требует жертв – на алтарь Аполлону. Только этими жертвами становятся зрители, слушатели, читатели…
Далее прозвучали еще две совершенно невразумительные вещи, во время которых я размышляла над тем, насколько элитарным стало наше искусство, что кроме самого автора его вещи никто не понимает. В живописи творится то же самое.
И вот, когда я уже решила, что все, конец: или я настолько глупа и не понимаю глубины авторского замысла, или это и правда абракадабра та еще, - в этот самый момент зазвучала Музыка!
Замечательный ансамбль. Произведение для меццо-сопрано, флейты, арфы и виолончели (один подбор инструментов чего стоит!). Очень красивая вещь на стихи М. Цветаевой.
Затем японка исполнила вокальную вещь - не могу назвать это романсом, поскольку это было что-то национальное, очень колоритное. На несколько минут мы действительно перенеслись в красивый, утонченный мир Востока. Я всегда думала, как себя чувствуют люди с Востока, приезжая к нам, в Россию? Запад, понятно, считает нас невеждами или что-то в этом роде. А вот как Восток?
И наконец, то, ради чего (кого) мы и пришли на концерт, – квинтет одного нашего знакомого - действительно талантливого музыканта. Вот здесь я с чистой совестью могу сказать: «Ничего не понятно, но круто!» Жива еще наша музыка, и будет жить, пока есть такие композиторы! Credo!
отредактировано: 15-11-2005 05:13 - Classic-Club