Понедельник, 27 Июня 2016 г.
13:34
Многие люди ищут пару, пытаясь таким образом разрешить свои проблемы. Они наивно полагают, что любовные отношения вылечат их от скуки, тоски, отсутствия смыла в жизни. Они надеются, что партнёр заполнит собой пустоту их жизни. Какое грубое заблуждение! Когда мы выбираем себе пару, возлагая на неё подобные надежды, в конце концов, мы не можем избежать ненависти к человеку, не оправдавшему наши ожидания. А потом? Потом мы ищем следующего партнёра, а за ним другого, потом — ещё и ещё… Или решаем провести остаток жизни в одиночестве, жалуясь на жестокую судьбу. Чтобы этого избежать, следует разобраться с собственной жизнью, не ожидая, что кто-то сделает это за нас.

Хорхе Букай, Сильвия Салинас "Любить с открытыми глазами"
13:30
— Геронда, а как будет происходить Страшный Суд?

— На Страшном Суде в одно мгновение будет открыто, в каком состоянии находится каждый человек. Каждый сам пойдёт в то место, которого он достоин. Каждый, как по телевизору, будет видеть и свое собственное непотребство и духовное состояние другого. Человек как в зеркало будет смотреться в своего ближнего и, приклонив голову, пойдёт на своё место. К примеру, невестка в жизни земной сидела перед своей свекровью нога на ногу, а свекровь со сломанной ногой заботилась о её, невесткином, сыне — своём внуке. Если на Страшном Суде эта невестка увидит, что Христос помещает её свекровь в Рай, а саму её туда не берут, то она не сможет ничего возразить и спросить Христа, почему Он это делает. Ведь та земная сцена будет стоять у неё перед глазами. Она будет помнить, как её свекровь со сломанной ногой ухаживала за внуком, и не дерзнёт пойти в Рай. Да и сама она не сможет поместиться в Раю. А, к примеру, монахи увидят те трудности, те испытания, которые переживали люди мирские, увидят, как они их преодолевали. Если монахи жили неправильно, то они, потупив голову, сами пойдут в то место, которое заслуживают. Монахини, которые не угодили Богу, увидят на Страшном Суде матерей-героинь, которые не давали монашеских обетов, не имели тех благословений и благоприятных возможностей, которые имеют монахини, и, несмотря на это, подъяли подвиг и достигли высокого духовного устроения. Как же, видя всё это, устыдятся монашки за мелочность и низость, которыми они занимались и от которых сами же мучались! Вот так, — говорит мне помысл, — пройдет Страшный Суд. То есть на Страшном Суде Христос не станет говорить: "Иди-ка сюда, что ты там натворил?" или "Ты пойдёшь в ад, а ты в Рай". Нет: каждый человек, сравнивая себя с другим, сам пойдёт на то место, которое он заслуживает.
Суббота, 25 Июня 2016 г.
14:27
Часто нам кажется, что достаточно поставить свечку, что-то попросить в молитве, и Бог нас услышит, а то, как мы живём, как к Богу относимся, это к существу молитвы отношения не имеет. Можно даже слышать такие слова: "Достаточно верить в Бога в душе, а ходить в храм, соблюдать посты, исповедоваться, причащаться и следовать иным, данным церковью предписаниям не нужно".
А что по этому поводу говорит Писание? Бог в видении царю Соломону Сам называет условия, при соблюдении которых Он услышит молитву: "Если Я заключу небо и не будет дождя, и если повелю саранче поядать землю, или пошлю моровую язву на народ Мой, и смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их" (2 Пар. 13,14).
Первое условие: нужно смириться пред Богом, потому что Бог гордым противится и только смиренным даёт благодать. Нужно перестать видеть в Боге карманного божка, который где-то в душе, всё даёт, а взамен ничего не требует. Необходимо признать в Боге Творца, Владыку Вселенной, Отца Небесного, Которого нужно любить и Которому нужно служить, а не пытаться эксплуатировать как бабка золотую рыбку. Тут финал один - разбитое корыто.
Второе условие: нужно взыскать лица Божьего. Что это значит? Это значит, что в душе человека должны проснуться жажда Бога, тоска по Богу, желание познать Бога и Его волю, стремление к соединению с Богом. То есть необходимо выйти из того тепло-хладного равнодушного состояния: ну, есть Бог, я это признаю, чего ещё от меня нужно. Бог - это Огонь, и в душе человека должен разгореться огонь Божественной любви.
Третье условие: нужно обратиться от худых дел своих. Другими словами, необходимо принести Богу плоды покаяния - оставить грех и начать жить по заповедям Творца. Оставить блуд, прелюбодение, убийства, пьянство, воровство, обман, злобу, зависть, обжорство, жадность, ереси, оккультизм, эзотерику и всякую иную нечистоту; и взыскать правды Божией, чистоты, праведности, святости. Бог - Свят и от Своего образа Он тоже ждёт святости, и ничто нечистое не войдёт в Царство Небесное.
Вот условия, которые Бог предлагает всем, приступающим к Нему с молитвой.
свящ. Николай Сушков
14:07
Гордые не могут создать прочную семью. Семейная жизнь – это подвиг, может быть, труднее монашеского. Прочная семья основана на способности супругов терпеть, прощать и любить. Гордые супруги не в состоянии так жить, и разводы становятся нормой.

Иеросхимонах Валентин (Гуревич)
Пятница, 24 Июня 2016 г.
04:52
Агрессия по отношению к окружающим - это поражение, а не сила, как многие считают. Неконтролируемые эмоции и действия ставят человека наряду с животными, хотя кто-то этим может гордиться... Если человека сфотографировать в момент вспышки ярости - он не узнает себя, это будет отвратительная хищная маска...
Четверг, 23 Июня 2016 г.
00:26
Не следует забывать слова святых отцов о том, что скорби, искушения и утеснения очищают нас, достойно перенеся страдания, мы начинаем ощущать близость Бога. Отрывок из письма р. Б. Екатерины православному врачу К.Н. Зорину — автору книги «Встань и ходи: шаги к выздоровлению» лишний раз подтверждает истинность этих слов: «...Прочитав вашу книгу «Встань и ходи: шаги к выздоровлению», я решилась на это письмо... Когда по мере духовного роста человек идёт дальше желания выздороветь телесно, то абсолютно всё меняется в восприятии болезни. Вы тоже развиваете эту святоотеческую тему: болезнь как драгоценный дар Божий. Буду говорить из своего опыта... Может, опыт, данный мне, грешной, поможет кому–то осознать всё и выжить, и прийти к Богу, а главное — понять сердцем всё величие Любви Божией.
Болезнь, которая ставит тебя перед лицом смерти, может принести много духовной пользы. Изменяется сознание, потрясает величие Любви Божией и душа смиряется по–настоящему, преклоняется перед этой Любовью, понимает всю ничтожность суеты, жизни без Бога.
Два раза Господь даровал мне Свою милость — болезнь на грани смерти.
Первая была дана мне так. В тонком сонном видении, без образов, я поняла, что во время революции мои предки участвовали в гонении на священство и уничтожении святынь. Я проснулась с ужасом, которого никогда не испытывала. Придя в церковь, спросила батюшку, могу ли я исповедовать этот грех. Батюшка спросил, сама ли я это придумала. И я рассказала о видении. Батюшка благословил исповедоваться. После исповеди дома у меня открылось сильное кишечное кровотечение и очень обильные месячные. Температура — 40, сердце — как в предынфарктном состоянии. Было такое ощущение, что если я резко повернусь, то оно разорвётся. Я буквально плавала в крови...
Я желала хоть что–то исправить в своей жизни, помочь детям, ведь грехи трех–четырех поколений усопших нужно отрабатывать. Болезнь воспринималась как бесценный дар, ибо степень тяжести содеянного предками... не соответствовала степени тяжести моей болезни.
Я часто теряла сознание... Душа встречалась с невообразимой Любовью, купалась в Любви, которая разлита вокруг, как чудный аромат. Словами это не передать. А когда я приходила в себя, два чувства были доминирующими: бесконечный до физической боли стыд за то, как я прожила свою жизнь, и жалость к тем, кто на Земле.
Сознание, очищаемое этой купелью Любви от земных привязанностей, стало другим. Всё земное осталось, но от многого я освободилась. Мирская суета предстала пред глазами во всём её безобразии. Душа, встретившись с Любовью, даже с малой её крошечкой, уже действительно не хочет сюда возвращаться. И это ощущение очень сильное. Слово смерти уходит. Смерти нет, есть переход. После этого ты существуешь в этом мире, но находишься в нём настолько, насколько держат тебя грехи, от которых душа ещё не очищена милостью Божию. Господь не хочет смерти грешника, и в безмерной Своей Любви строит наше спасение. Я пролежала всего две недели и поправилась.
По какому признаку можно сразу понять, правильно ли осознал грех, который очищается болезнью? Если ты принял благую весть Божию как правду о себе и путь к покаянию, то почти мгновенно улучшается самочувствие. Это сигнал свыше...
Во время болезни страдает тело, а внутри такая сила, что мир поднять можешь. Эта та сила Божия, которая в немощи совершается. Благодарение — тоже дар. Но одно дело благодарить бессознательно, другое — понимать, что именно болезнью Господь созидает из тебя новое творение во Христе, готовит твою душу к вечности. Тут уже и благодарность и смирения настоящие, не выдуманные. И понимаешь святых отцов, которые говорили: «Здоровье — драгоценный дар Божий, а болезнь — бесценный дар Божий».
00:21
В последнее время появилось много статей в журналах и книг написанных православными врачами, в которых анализируется зависимость здоровья людей от отношения к окружающему миру, рассказывается о неразрывной связи между некоторыми болезнями и страстями. В них можно найти полезные советы как предотвратить некоторые заболевания, если обратится к духовным истокам недугов.
Например, доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоиерей Сергий Филимонов пишет: «Если человек не становится рабом страстей, то многие болезни просто не появятся. И врачам очевидна прямая зависимость между несбалансированными эмоциями и болезнями. Хотя сами по себе эмоции в физиологических пределах — это нормальная функция человеческого организма: реакция на природу, на взаимоотношения с окружающими людьми — они организму полезны и поддерживают его жизнедеятельность. Если же эти эмоции выходят из–под контроля человека, они переходят в страсти и ведут к болезням.
Поэтому эмоциональный фон очень часто способствует возникновению многих заболеваний, в том числе нервных и психических расстройств.
Мы всегда должны помнить, что в болезни нужно прибегать, прежде всего, к Спасителю с молитвой, к своему тезоименитому святому, к своему ангелу–хранителю и к святому великомученику и целителю Пантелеимону, покровителю всех врачей и всех болящих и страждущих, а потом к тем святым, которые ходатайствуют перед Божьим престолом об исцелении.
Человек так устроен, что у него избыточные эмоции поражают определенный орган, поскольку каждое эмоциональное напряжение строго взаимосвязано с определенным органом. Например, если у человека излишне проявляется печаль, то у него страдают такие органы, как легкие, толстая кишка. Избыточная радость (не та тихая радость, когда человек молится Богу, помогает другому, общается с ближним — а перевозбуждающие эмоции в виде долгого, громкого хохота, сладострастия или сходных переживаний), когда неестественно сильно стимулируются эмоции, — приводит к нарушению работы сердца и тонкой кишки (о таких зависимостях хорошо известно рефлексотерапии), к серьезным болезням этих органов.
Чревата последствиями и сильная тревога. Когда человек деятельно о ком–то заботится, беспокоится, это доброе чувство вреда не нанесет. Но когда эта эмоция начинает переходить в гипертрофированное состояние, то у человека может нарушиться деятельность желудка, селезенки и поджелудочной железы и даже образоваться острая язва желудка. Такие случаи известны среди летчиков–испытателей: при сильной тревоге, когда пилот не может вывести самолет из штопора, после посадки у него иногда обнаруживается язва желудка, которой не было перед полетом. Стрессовый эмоциональный фон дает настолько сильную нагрузку на этот орган, что иногда образуется даже прободение язвы.
Избыток же страха поражает почки и область мочевого пузыря. Но больше всего повреждает здоровье и все существо человека гнев. Человек, который постоянно испытывает гнев, как правило, страдает болезнями желчного пузыря. Эта несбалансированная избыточная эмоция так сильна, что даже отдельные вспышки гнева повреждают этот орган. Не даром о таких людях говорят: желчный человек. Когда такие пациенты приходят на прием к православному врачу, те говорят с ними об их раздражительности.
На эмоциональном фоне гнева, резких вспышек раздражительности у человека часто возникает дискинезия желчевыводящих путей. И если это происходит постоянно, если человек не может сдерживать эти эмоции, у него появляются застойные явления в желчном пузыре, способствующие образованию камней, воспалительных инфильтратов — всякого рода холециститов. Получается, что процесс из функционального нарушения переходит в разряд заболеваний. И если человек начинает контролировать себя, использует методы духовно ориентированной психотерапии, то порой этого бывает достаточно, чтобы предупредить заболевание. Когда же он не захотел работать над собой, последствия бывают намного серьезнее...Соединяясь с Господом, человек приходит в состояние внутреннего спокойствия, все в нем гармонизируется, и эмоциональные нарушения нивелируются. Даже лекарства в такой ситуации подействуют более благотворно. Если бы человек вел жизнь православного христианина, то у него многих эмоциональных нарушений просто бы не возникало. Никакие аутогенные тренировки здесь не помогут (их часто рекомендуют психотерапевты). Даже невоцерковлённому человеку вряд ли стоит к ним прибегать — ведь это психотехники, а они могут негативно воздействовать на подсознание. Кроме того, при аутогенной тренировке человек обращается не к Господу, а к собственному «Я» — следовательно, и помощи никакой не получит, только вред.
Хотелось бы обратить внимание на то, что в последнее время в психологии и психотерапии появился ряд запрещенных методик скрытого, разрушающего воздействия на психику, которое противоречит основам православной вероучительной истины. Особенно это касается NLP — нейролингвистического программирования: разного рода тонких, так называемых суггестивных методик — методик внушения, в результате которых происходит «микрогипнотическое» воздействие на другого человека. К такого рода психологии я отношусь отрицательно. К тому же даже самый опытный светский психолог вряд ли будет ходатайствовать перед Божьим престолом об исцелении той или иной болезни…
Безусловно, есть соответствие ряда заболеваний нашим страстям. Так, у человека, страдающего чревоугодием и потребляющего чрезмерное количество острой и тяжелой пищи, естественно будут развиваться заболевания желудочно–кишечного тракта: гастрит, холецистит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Если человек постоянно пребывает в гневе, раздражении, то это может привести к таким заболеваниям, как гипертония, инсульт и инфаркт. Если же человек невоздержан в половом отношении, то его беспорядочные половые контакты заканчиваются венерическими заболеваниями. Так что, действительно, существуют болезни, которые соответствуют нашим страстям — это соответствие естественно и логично как с духовной, так и с медицинской точки зрения. Однако попытка выяснить зависимость каждой конкретной болезни от какого–либо определенного греха является натянутой, фальшивой и беспочвенной, так как у Господа особый промысел для каждого человека...
Среда, 22 Июня 2016 г.
00:37
"...…Часто близкая к отчаянию душа не знает, что стоит уже на грани, за которой начинается новый путь."
"Если посмотреть на жизнь внимательно, то вся она исполнена чудес, только мы часто не замечаем их и равнодушно проходим мимо."
"Хулой на Духа Святого, непростительной и ведущей к погибели, считается упорное неверие и отрицание бытия Божия, несмотря на воочию совершающиеся чудеса, несмотря на множество фактов, неопровержимо доказывающих существование Бога. Упорное отрицание и неверие являются хулой на Духа Божия, это не прощается ни в сем веке, ни в будущем, и человек, умерший, не покаявшись в своем неверии, погиб."

Преподобный Варсонофий Оптинский
Вторник, 21 Июня 2016 г.
15:23
Общественная истерия по поводу белка, кальция, незаменимых аминокислот, жиров, витамина B12 и прочего на растительном питании - нужна в первую очередь тем, кому это выгодно.
У нее всегда есть финансовая подоплека. Такие мифы просто так не раскручиваются. Чтобы их внедрить на это тратятся огромные ресурсы.
Суббота, 18 Июня 2016 г.
21:41
"С годами нрав мой изменился, Я разлюбил пустой трезвон.
Я всем учтиво поклонился, И отовсюду вышел вон. "
И. Губерман
00:40
Вещь не прослужит долго, если покупается только ради того, чтобы другие позавидовали... мотив тщеславия, мотив стяжательства в итоге обернётся против самого человека, а вещь придёт в негодность, какой бы качественной она не была.
Пятница, 17 Июня 2016 г.
20:21
Отец Гавриил (Ургебадзе) постоянно заботился о духовном очищении и совершенствовании монахинь. Он написал устав, назвал его «Узкий путь монашества» и, поставив в рамку, подарил монахиням для руководства.
Вот этот устав:
- усмирять чрево;
- не пропускать всенощное бдение;
- умеренно употреблять воду;
- умеренно вкушать хлеб;
- терпеть упрёки и обиды;
- прощать;
- уничижать свою волю;
- безропотно, терпеливо переносить оскорбления, неприятности, клевету;
- если кто-нибудь осуждает нас — без слов умалить себя;
- без возмущения принимать оскорбления, когда кто-либо злословит, терпеливо молчать, прощать и не отвечать тем же;
- если кто-то осудит — молча смириться.
Среда, 15 Июня 2016 г.
19:58
"Удача - это имя беса"

"Будьте бдительны, желайте друг другу благополучия и Божьей Помощи, а не беса!«Я вижу, в некоторых помянниках вы упомянули беса Удачу, написав:«Об удаче дочери», «Об удаче сына», «Об удаче семьи». Что это вы вписали мне диавола в помянник?
Вы знаете, кто такой был Удача?
Это был самый большой демон, который скосил миллионы душ. Молох, или «Удача», был богом счастья у римлян, шумеров и карфагенян.

Каким же был этот бог Молох, или «Удача», как мы его называем сегодня? Его статую, отлитую из меди или серебра, возили на двухколесной тележке. Со спины у него была медная печь, а перед ним – медная сковородка; сзади в Удачу подбрасывали дрова, пока не раскалится изваяние. А жрецы его несли в руках секиры, большие и отточенные.

Какую жертву принимал Удача?
Только грудных младенцев из рук матерей. Приходили в село, где ты живешь. Тащили колесницу Удачи со сковородкой, раскаленной докрасна, и звали, хлопая в ладоши:«Кто хочет удачи, неси жертву Удаче!». И послушай безумных женщин, они говорили друг дружке: «Кума, ты отдашь своего ребенка?», — а та отвечала: «Отдам, чтобы была удача!». Брала баба ребенка из отцовских рук, перекладывала на руки идольскому служителю, он разрезал его на куски и клал на сковородку Удачи, чтобы пожарить. Так до 40–50 детей за раз клал он на ту сковородку»..."

Архимандрит Клеопа (Илие)
Понедельник, 6 Июня 2016 г.
02:52
Один паломник спросил иеромонаха Дорофея на Коневце:
— Как достичь мира духовного?
— Нужно угомониться, — улыбаясь, ответил тот.
— Что значит угомониться?
— А вот что. Когда я был послушником на Валааме, старец мой сказал мне: «Дмитрий, больно у тебя нрав весёлый и подвижный. А не угомонишься, не достигнешь чистой молитвы — ни к чему тебе будет и монашество». Вот я и спросил его, как вы теперь меня: «Что значит угомониться?» Старец ответил: «Это очень просто. Сейчас вот лето, а ты, поди, ждёшь осени, когда работы на полях будет меньше?» — «Верно, батюшка…» — Ну, а осень придёт, будешь ждать зимы, первопутка, Святок, а они придут — будешь ждать весны, а там Пасху?» — «Правда, отче». — «Вот ты сейчас послушник, а, поди, ждёшь того времени, когда будешь рясофором?» — «Да, жду». — «Ну, а там, поди, и мантии будешь ждать, а там иеромонашества. Вот это значит, что ты не угомонился. А вот когда тебе будет всё едино, весна или осень, лето или зима, Святки или Пасха, послушник ты или схимник, а будешь жить сегодняшним днём, не будешь помышлять и ждать, а всецело предашь себя воле Божией, вот ты и угомонишься…»
02:48
Окно Овертона – это теория, описывающая методологию манипулирования человеком и обществом, с помощью социально-информационного управления, поясняющая, как достигается дегуманизация, растление, обезличивание и разчеловечивание.

Проще говоря, исследователь Овертон показал, как бывшие некогда довольно жесткими табу, теряют свою абсолютную неприемлемость, и общество становится к ним более лояльным. Такого результата можно достичь центральными СМИ, используя специальные технологии управления общественным мнением.

Представим, что для каждой проблемы выделено, как бы окно возможностей. За счет того, что оно сдвигается постепенно, общество не замечает этих изменений, и лишь потом, оглядываясь назад, может вспомнить, что то, что сейчас кажется вполне приемлемым, когда-то было страшным табу. Движение этого окна может занять несколько лет, и поддерживаться активной работой СМИ над промывкой наших мозгов.

На первой стадии «окна Овертона», некое явление из немыслимого превращается в радикальное. Примером может послужить нечто, порицаемое обществом, вроде каннибализма, инцеста, гомосексуализма и прочего. Используя некий раскрученный пример (скандал, серию запрограммированных событий), тема этого явления поднимается перед нами, и требует к себе внимания. Склоняя нас к обсуждению данной проблемы, где-то в конце маячат, якобы благие цели. То есть мы ставим вопрос таким образом: почему это табу, если есть люди, которые это делают, и никому не вредят? Мы сами не замечаем, что повестка уже сформирована: да, это запрет, но ведь мы можем говорить о нем и выражать свое мнение. Опираясь на свою цивилизованность, свободу слова и сознательность, мы отдаем себе отчет в том, что обсуждение табу еще не приводит к его нарушению. Окно сдвинулось. Однозначность проблемы разрушена, явление больше не является немыслимым, оно перешло в область радикального.
Общество проигрывает в тот момент, когда соглашается обсудить предложенную тему. Даже если оно высказывает полное несогласие, и возмущение, шаг уже сделан. Нам подкидывают провокацию, с целью проверить, как она сработает, и обычно, все начинает двигаться по запрограммированному сценарию.

На второй стадии «окна Овертона» первоначальный смысл табу подменяется новой смысловой окраской, а также находится прецедент, оправдывающий греховное явление. То есть то, что сейчас мы воспринимаем, как абсолютное табу, нам показывают в новом свете, связывая явление с некой знаменитостью, с благими намерениями. Отсюда выводится формула вроде «бывает и такое, все мы грешные».

Третья стадия разделяет одну проблему на детали, часть которых мы вполне можем принять и допустить, а другая часть все еще остается запретной. Это обуславливает появление разности взглядов на одно и то же явление. Нам предлагается взглянуть на поле боя за ту или иную проблему. Возьмем, к примеру, тему людоедства. По краям, как бы стоят искусственно созданные радикалы – те, кто категорически за, и те, кто также категорически против. Тех, кто адекватно воспринимает эту проблему, не в силах молча наблюдать, как людоедство может стать вполне приемлемым, определяют во фланг тех, кто против. Эти пугала по краям создают образ настоящих психов, они не просто выступают против людоедов, но призывают к жестокой расправе над ними. То есть, мы не видим реальных противников, а только агрессию и ненависть, и не можем принять чью-то сторону. Тут же подоспевают СМИ с доказательствами того, что человек во все времена периодически ел своего брата, и это не такая уж дикость. Тема антропофилии из области рационального движется в категорию популярного.

Четвертая стадия «окна Овертона» характеризуется легализацией табу, обсуждением его в телепрограммах, и постепенным привыканием человека к нему. А на пятой явление становится настолько популярным, что переходит в область актуальной политики. Здесь общество уже окончательно побеждено. Под вчерашнее немыслимое табу уже готовят законодательные базы, о нем публикуют соцопросы, доказывающие, что большинство готово к легализации греха.
Суббота, 4 Июня 2016 г.
20:44
Растленные в раннем возрасте дети не способны по-настоящему любить и иметь семью. Таковы итоги воспитания, направленного на преодоление естественного барьера стыдливости, установленного Богом, когда то, что является тайной и святыней брака, становится предметом развлечения, а неестественное и грязное становится нормой жизни человека и общества.
Священник Василий Середа
02:57
"Для того чтобы продолжать жить, зная неизбежность смерти есть только два средства; одно — не переставая так сильно желать и стремиться достижению радостей этого мира, чтоб всё время заглушать мысль о смерти, другое — найти в этой временной жизни, короткой или долгой, такой смысл, который не уничтожался бы смертью."
Лев Николаевич Толстой
Пятница, 3 Июня 2016 г.
22:22
Главные разрушители пятой заповеди — это не строптивые дети, а любящие родители. Это они развращают детей, избавляя их от домашнего труда, сочиняя для них «великое» будущее, лишая их счастья воспитываться в коллективе многих братьев и сестёр. Они рожают одного, максимум — двух детей, думая, что уменьшение количества рождённых улучшит качество воспитания. Они превращают детей в «домашние божества», и сами превращаются в идолопоклонников. Весь жар нерастраченной гордости и нереализованных мечтаний такие отцы и матери вкладывают в «воспитание», которое лучше бы назвать погублением или развращением. Спесивые, изнеженные, заласканные, приготовленные для «великой будущности», эти маленькие эгоисты жестоко разочаруют своих родителей. Те на старости лет опомнятся и станут, быть может, требовать к себе уважения и почтения, согласно пятой заповеди. Но о каких заповедях можно будет вести речь в доме престарелых или над могилой безвременно погибшего посреди разврата молодого человека? Отец семейства должен быть капитаном корабля. Мать и жена — помощником капитана или — боцманом, хоть и звучит это не по-женски. А дети — юнгами и матросами. Их нужно сбрасывать, как ложных богов, с пьедестала и запрягать в работу. В чёрном теле, а не в белом воротничке нужно держать их. К труду, а не к карманным деньгам должны привыкать их руки. Если родители этого делать не будут, то они — разрушители пятой заповеди, а значит, и уничтожители всех остальных…

Протоиерей Андрей Ткачев
Закрыть