Дневник Романа Михайловича
Роман Михайлович
дневник заведен 15-03-2010
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Москва, Россия
[2] 24-11-2011 23:40
Софи Гриотто

[Print]
Роман Михайлович
[4] 08-10-2011 18:49
Украина. Одесса.

[Print]
Роман Михайлович
Вторник, 18 Мая 2010 г.
09:00 Киноклуб: «Леопард» Il Gattopardo
13 мая 2010 года в Каннах под овацию зала показали отреставрированный шедевр мирового кино «Il Gattopardo» («Леопард») Лукино Висконти. На премьеру фильма, который здесь же в Каннах в 1963 году получил «Золотую Пальмовую ветвь», пришли исполнители главных ролей — Ален Делон и Клаудиа Кардинале.

Об этом фильме я давно был наслышан, а ещё ранее – читал одноименную книгу князя Джузеппе Томази Ди Лампедуза, который мне дал редактор журнала для глухих «В едином строю» В. Пичугин. Большое ему спасибо.

И вот, буквально вчера, находясь в книжном магазине «Москва», что на Тверской, я увидел в продаже диск с этим фильмом, правда, не отреставрированный, зато – оригинал. Естественно, недолго думая, приобрёл сие творение, и в этот же вечер с большим удовольствием посмотрел.

Итак, «Леопард» (Il Gattopardo) — историческая киноэпопея Лукино Висконти, снятая в 1962 году по мотивам романа «Гепард» князя Джузеппе Томази Ди Лампедуза. Действие разворачивается во времена Рисорджименто. Лента удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля 1963 г. и считается одной из вершин мирового киноискусства.

Действие фильма разворачивается на фоне падения города Палермо и всего королевства Обеих Сицилий перед отрядами гарибальдийцев и последующего становления объёдинённой Италии. Княжеское семейства Салина, как и другие сицилийские аристократы, должно определиться со своим отношением к этим событиям — оплакивать падение Бурбонов или же продолжить традицию верной службы короне, но уже под флагами Савойской династии?

Глава семейства по прозвищу «Леопард» (его играл Берт Ланкастер) остаётся верен девизу своих предков — «чтобы всё осталось по-прежнему, всё должно измениться» — и присягает на верность савойцам. Довольно скоро ему приходится столкнуться с последствиями своего решения: мир аристократии, к которому он принадлежит, неумолимо уходит в историю, а на смену леопардам приходят шакалы — ловкие дельцы-буржуа вроде нового мэра дона Калоджеро.

Помимо внутренней эволюции стареющего князя-прагматика, фильм прослеживает судьбу его молодого и энергичного племянника Танкреди (Ален Делон). Князь не сомневается, что его ждёт большое будущее на службе новому государству. Однако вместо влюблённой в него дочери князя молодой человек сватается к прекрасной, хотя и несколько вульгарной дочери нувориша Калоджеро — Анджелике (Клаудия Кардинале), и в этом князь оказывает ему всяческую поддержку.

Все нити повествования сходятся в 51-минутной сцене бала в одном из палермских палаццо, которая, по мысли режиссёра, должна производить на зрителя впечатление невыносимой духоты. В отличие от книги, в фильме смерть князя не показана, хотя у зрителя не остаётся сомнений в её близости: с его воспитанием и понятиями о чести князю никогда не приспособиться к миру, которым правят выскочки-нувориши.

P.S. Будучи представителем одного из древнейших родов Италии, Висконти всегда интересовался темами упадка и разложения семьи и того мира, в котором жили его предки. Князь Салина был для него в определённой степени alter ego. Ранее Висконти уже обращался к периоду Рисорджименто в байопике «Чувство» (1954). Присутствие американской звезды Берта Ланкастера на главной роли в «европейском» фильме объясняется тем, что столь масштабную постановку могла финансировать только голливудская киностудия — в данном случае 20th Century Fox — которая была заинтересована в кассовом успехе, в том числе и в США, где описываемая эпоха мало кому известна. Ланкастер — бывший циркач из трущобного Харлема — выступил в данном случае гарантом интереса американских зрителей. Он блестяще справился с ролью, взяв за образец аристократических манер самого Висконти.






Закрыть