В свое время, когда мы еще жили в Калуге, отчим научил маму некоторым приемам ювелирного дела. Фактически с 10 лет я каждый день видел, как работают с металлом. Мама на полставки ходила в НИИ ГеоИнформСистем (чем они там занимались, все это четырехэтажное здание, я даже сейчас толком сказать не могу), и, когда приходила после обеда, сразу садилась и склонялась над молоточками, наковаленками, пуансонами, ножницами, надфилями, штихелями и прочими инструментами, названий которых я так и не знаю
, несмотря на умение ими пользоваться и некоторое количество проштудированных книг по ювелирке.
Работала она исключительно с серебром: с золотом слишком много возни, его надо все тщательно собирать — а для серебра потеря даже в грамм считается копеечной.
Огранкой камней она не занималась. То есть, конечно, она резала малахит на пластины и шлифовала его под кабошон, но от этого далеко до 43ехгранной бриллиантовой огранки, знаете ли
Периодически я пробовал что-то сделать сам, но не хватало упорства, твердости руки (мне ведь не давали серебро, только медь) и воображения. Например, за гравировку я до сих пор не возьмусь. А вот спаять что-нибудь — это я могу.
Скоро это все заглохло: город наводнился штамповкой, которая была, конечно, дешевле штучных изделий, а тонких ценителей, сами понимаете, не так много. Мама забросила штихели и паяльный пистолет, и пошла торговать на рынок женским бельем
В Москве мы предпринимали вялые попытки возродить ювелирную артель "Мама и Ко", и даже заняли какую-то неимоверную сумму на вальцы, а так же (как же она, черт зовется?.. доска с отверстиями для протяжки проволоки. Вспомню — скажу.) на матрицу, правда, без пуансонов, и даже сами вытянули около полутора метров проволоки — основной расходный материал — но у нас ничего не вышло, потому что совершенно нереально расплавить даже три грамма серебра паяльным пистолетом: тут уже печь нужна, а занимать деньги на печку мы не решились.
Но сам этот процесс неимоверно увлекателен. С самого начала, когда ты кидаешь кусок монеты в тигелек, подпаливаешь пистолет, который так приятно пахнет авиационным бензином...
...и потом, когда металл краснеет под яростной струей огня, раскаляется добела, внезапно оплывает и становится жидким, будто ртуть...
...и ты хватаешь тигель, пока он не остыл, и пытаешься вылить его содержимое в форму...
...вставляешь получившийся брусочек в вальцы, и сворачивая ножки хлипкого столика, протаскиваешь его там...
...еще и еще раз. Периодически его надо "отпускать", то есть нагревать и дать остыть. Кристаллическая решетка по каким-то одним ей ведомым причинам упорядочивается в процессе прокатывания...
...один из промежуточных этапов: толстая квадратная проволока. Дальше начинается Освенцим, Бухеевальд и Дахау: этот полуфабрикат протягивают через чугунную доску с сужающимися отверстиями, опять же периодически "отпуская". До тех пор пока в руках у тебя не будет проволока тонкая и круглая...
...а ведь тебе еще понадобится и толстая круглая проволока, и полукруглая, и черт-те еще какая, и пластинки...
...не говоря уже о припое, который отдельная песня...
Но самый потрясающий момент, — когда ты отмываешь водой законченное, отшлифованное кольцо. Сверкающее, будто из древних сказок. Завершенное. Безупречное.
Твое.
В общем, я бы на вашем месте после такого описания немедленно бросил заниматься той ерундой, которую вы избрали своей профессией и побежал в ближайшее место, где этому учат.
И вот я подумываю иногда: а не сменить ли мне и в самом деле род занятий?..
А вечно обоженные огнем и кислотой, расцарапанные и порезанные руки — это мелочь. Зато мало что сравнится с процедурой надевания этими руками изготовленного кольца на руку любмиой женщины.
Current music: Guano Apes - Open Your Eyes
«...и тазиком котлет заесть...
[Print] 1 2 3
Martin Riggs