19-04-2005 09:49 КАК ИГРАТЬ В ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Это я взяла от сюда читать

Ну кто из сознательных мам не знает о том, что пальчиковые игры полезны, потому что улучшают координацию мелких движений, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров? Да и то, что приговаривают-припевают в такт движениям маленьких ручек взрослые, запоминается хорошо и тоже является ступенькой развития речи и всякого другого развития. Но это в теории. А что получается на практике?

На практике, как я могла заметить, если мама с ребенком не посещает упорно какую-нибудь развивающую группу, то вряд ли она играет с ним даже в банальные «ладушки», «козу» и «сороку». Книжки, содержащие другие игры, есть, есть даже очень хорошие книжки, посвященные отдельно пальчиковым играм. Но что-то все не получается…

И часто мама и ребенок «решают» (то есть решает мама, но на основании реакции ребенка), что пальчиковые игры – занятие скучное и необязательное, а разучивать стишки и развивать мелкую моторику можно и без них.

В общем, конечно, можно. Но, поняв на своем опыте, как это здорово – играть с малышом в пальчиковые игры, я решусь поделиться своими соображениями: как этому ДЕЙСТВИТЕЛЬНО научиться и что это дает.

Наш путь

Играла ли я со старшим сыном в пальчиковые игры, сейчас и не припомню. Кажется, пресловутые «ладушки», «сорока» и «коза» все-таки присутствовали, куда ж без них. А вот описания игр из книжек казались скучными, стихи – плохими, и вообще как-то не до того было: помнится, мы все время занимались то динамической гимнастикой, то плаванием, то просто таскались вместе целыми днями по каким-нибудь моим делам (сынишка ездил на мне в различных приспособлениях и очень радовался). Когда он (возможно, вследствие больших моих усилий в области физического развития) в 4 месяца начал ползать на четвереньках (sic!) по всей квартире, ему стало попадаться очень много предметов для развития мелкой моторики… А главное, я тогда еще не УВИДЕЛА профессиональных занятий ВЖИВУЮ (хотя меня и приглашали…)

Жизнь второго сына до полутора лет была поспокойнее – или поскучнее, выберите, что вам ближе. Педантично заниматься по нескольку раз на дню плаванием и динамической гимнастикой уже не было ни сил, ни времени, делать какую-нибудь особую развивающую среду – тоже, да и опыт по регулярному хождению на очередную интересную, но низкооплачиваемую работу с 10-месячным детенышем за спиной я решила не повторять… Но от судьбы не уйдешь! Василию было полтора года, когда мне пришлось взяться за такую же суматошную и творческую, но на этот раз не оплачиваемую уже совсем деятельность – стать председателем семейного клуба. Пришлось, потому что иначе эта полезная лично мне организация перестала бы существовать…

И ТУТ-ТО МЫ И ПОЗНАКОМИЛИСЬ С ПАЛЬЧИКОВЫМИ ИГРАМИ!

Наши студии

Очень хочешь сделать что-то, но не знаешь точно, что… Через такое состояние неустойчивости проходит всякое новое дело. Наше новое дело прошло через ряд неопределенностей, флуктуаций и бифуркаций – и в результате стало более или менее устойчиво функционировать в виде развивающей студии для мам с детьми 1,5 - 3 лет.

Ведущими (или консультантами) были такие известные и замечательные люди, как Лена Шапиро, Женя Кац, Катя Бурмистрова и Лада, фамилии которой я так и не узнала. Материальные и прочие условия у нас были весьма так себе, и эти опытные и творческие педагоги ездили к нам издалека за гроши только из-за того, что имели несчастье быть со мной знакомыми… Естественно, довольно много занятий пришлось заменять мне, на ходу перенимая у профессионалов приемы работы с группой детей такого возраста и внимательно перечитывая отвергнутую когда-то как «скучную» методическую литературу. Но главное, я обязана была присутствовать на каждом занятии, чтобы обеспечивать доступ в помещение и порядок в нем. И естественно, Вася был обязан присутствовать там со мной тоже, нравилось ему это или нет…

А ЕМУ ОЧЕНЬ ДОЛГО НЕ НРАВИЛОСЬ!

Отступление на тему свободы воли

Как-то раз, гуляя в парке, уже ближе к вечеру, наблюдали мы такую картину: терпеливая мама долго ласково зовет свою маленькую дочку, только научившуюся ходить: «Пойдем домой! Домой пора!» Дочка хочет играть, а домой действительно пора: поздно уже! Мой ребенок по такому случаю сидит на моей шее, удерживаемый мною за ноги. Он тоже говорит, что хочет гулять, но я знаю, что это значит: заснет и не дойдет сам. Я советую маме: «Да возьмите вы ее и несите куда надо!» Терпеливая мама, не переставая улыбаться, отвечает: «Нет, я хочу, чтобы она сама меня слушалась!»

Почему-то мне кажется, что эта мама своего добилась (прошло уже несколько лет).

У нас так сложилось, что силовые методы давления все же используются. А что вы станете делать, если малышу что-то не понравилось, он падает ничком на проезжую часть и показывает, как он обиделся? Тут можно только сгрести в охапку и унести с опасного места! А если надо каждый день ходить на процедуры в поликлинику, а именно сейчас ему хочется играть, а никак не одеваться, или кататься с горки, а вовсе не идти на троллейбусную остановку? По-моему, в таких случаях, если не получается быстро уговорить, вполне допустимо применять некоторое принуждение (одевать, удерживая между колен, нести к остановке на руках или на шее). У нас, во всяком случае, после нескольких повторений таких ситуаций дети начинают слушаться и понимают, что если сказано «надо быстро», то это серьезно! Конечно, когда ситуация не критическая, я вполне терпеливая мама. Но как ребенок узнает, что если мы сейчас быстро соберемся, то успеем в интересное место, где ему будет хорошо, если вы пойдете у него на поводу и так и не попадете в это интересное место? А как, в конце концов, постепенно ввести в сознание ребенка понятие «надо» - не оставлять же решение этой проблемы до того момента, когда уже надо будет учиться в школе и все равно придется делать не только то, что больше любишь, причем часто – по команде?

Я наблюдала мам, совершенно беспомощных перед «волеизъявлением» своего малыша, например, двух лет. К нам на студию одна такая пыталась ходить. Придут – сын говорит: «Мама, пошли гулять!» – «А может, все-таки останемся, посмотрим?» – робко спрашивает мама. «Нет, хочу гулять!» Мама вздыхает, опять надевает ребенку шапку, и они уходят. Пока у нас были совсем самодеятельные занятия, с доступным возрасту рисованием и аппликацией, в маленьком помещении, Андрюша еще посидел и порисовал рядом с мамой, не особо реагируя на смену занятий у всей остальной группы. Но когда занятия стала вести Женя Кац, а она начинает всегда с пальчиковых игр и хороводов, потом переходит к развивающим играм и творческим занятиям, а заканчивает сказкой, то все дети и мамы оценили прогресс, а Андрюша решительно уводил свою маму, так и не дождавшись самого интересного…

Андрюше было в то время, кажется, 2 года и 4-7 месяцев (3 месяца они изредка появлялись, но с тем же результатом).

Мой Вася на 8 месяцев младше. Первые три - четыре занятия он тоже порывался меня увести. Поняв, что сделать этого не может, ложился в углу на пол и мрачно наблюдал за происходящим. Иногда подходил ко мне с просьбой: «Дай сисю!» Нравилось ему только играть в хороводную игру «Карусели», потому что там каждого ребенка с двух сторон поднимают за руки и кружат, и то он подключался к этой игре только со второго раза. Я уже хотела ходить на эти занятия без него, но Женя сказала, что чем меньше детей, тем трудней работать, и у нас все наладится. И правда: сначала Вася продолжал изображать на занятиях лишнего человека, но дома, (как правило, сидя на горшке), стал складывать пальчики как для игры и напевал без слов подходящие к случаю песенки.

ЭТО УЖЕ ОЗНАЧАЛО, ЧТО ЗАНЯТИЯ НЕ ПРОХОДЯТ ВПУСТУЮ!

Пальчиковые игры помогают начать говорить

А дальше у нас случился революционный прорыв! Есть такая игра «Замок» («На двери висит замок – кто его открыть бы мог?»); с «замком» проделываются разные действия (их количество варьируется в зависимости от подготовки детей), а в конце руки расцепляются и разводятся в сторону ладонями вверх, при этом радостным голосом произносим: «Открыли!». Когда Вася на этом месте заговорил «Кы!», он тут же начал использовать это новое слово в своем словаре, когда ему надо было попросить открыть дверь, крышку, включить свет… А это означало, что он понимает, о чем идет речь, а не просто подражает нашим действиям и звукам.

Сложные пальчиковые игры

Некоторые движения маленьким ручкам скопировать трудно. Но я убедилась, что ПОКАЗЫВАТЬ все равно надо и простые, и сложные игры: в простые малыши сразу начинают играть (как только привыкнут – маленькие дети вообще консерваторы…), а сложные сначала просто запоминают, потом пытаются на них «намекнуть», и уж только тогда, когда вы этого меньше всего ожидаете, складывает пальчики «как положено». Стремление каждого здорового ребенка к подражанию заставило его этому научиться!

Недавно я наблюдала такое с игрой «Зайка» из репертуара Жени Кац. Средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку. «Зайка прыгает», взрослый приговаривает: «Скачет, скачет зайка, ты его поймай-ка!» – и ловит «зайку» другой рукой (или ребенок ловит, или «зайки» ловят друг друга…) Вася эту игру вообще не воспринимал, она не очень «яркая», пока не научился узнавать в игрушках и на картинках зайчика (зайчика он называл «ячка», как, впрочем, и мячик). Тогда он стал приглашать меня к игре таким образом: крутил ручками со ВСЕМИ растопыренными пальчиками и припевал: «Ячка, ячка, ячка!» Мы поиграли в «Зайку» несколько раз, через какое-то время Васин «Зайка» стал вполне узнаваемым – с двумя ушками. А если вы когда-нибудь учились машинописи или игре на музыкальных инструментах и делали при этом профессиональные упражнения для пальцев, то должны помнить, как сложно бывает сначала, например, держа все пальцы в кулаке, выпрямить безымянный – то есть освоить новое для вас статическое положение, в котором разные пальцы делают разное. Я считаю, что научиться делать “зайку” или “козу” для малыша с не сложившейся еще ручкой – такое же достижение.

Игрушка, которая всегда с собой

Вася по части пальчиковых игр и хороводов ко второму полугодию стал «первым учеником» в группе – делал все, причем охотно, не отвлекаясь даже на беспокойных новичков, которым на месте не сиделось (думаю, потому, что у них еще не успел сформироваться такой ритуал). Более того, когда предстоит долгое ожидание – поликлиника, электричка – нам уже не страшно, что всю бумагу изрисуем, все картинки посмотрим и все машинки покатаем и бросим. Мы уже очень долго и очень по-разному можем играть пальчиками, а если рядом оказываются скучающие дети, мы умеем и их развлечь пальчиковыми играми и хороводами. Сам себя он тоже вполне уже может занять.

Все-таки с чего начать?

Если в вашем распоряжении только книжка с описанием игр, вам обязательно надо посмотреть хотя бы на одну маму или бабушку, которая знает хотя бы одну игру, но «исполняет» ее так, что детям нравится. Имеет значение многое, в книжках иногда даже не описываемое: темп, тембр голоса, выражение лица, громкость, положение тела, а не только пальцев… Если нет даже такой возможности, остается экспериментировать. Используйте все-таки наиболее подробные описания – например, в книгах Джеки Силберг или Марты и Уильяма Сёрз очень хорошо описаны именно эти сопутствующие моменты (хотя тексты лучше брать отечественные).

Если вы можете ходить на развивающую группу, вам повезло, особенно если повезло с преподавателем. В любом случае «изустная» передача методик эффективнее книжной, если вы еще не специалист. Если нравится вам, но не нравится ребенку - учитывайте наш опыт. Кстати, наши занятия были основаны на методике Екатерины Бурмистровой, по которой занимаются многие группы в Москве. В идеале вначале дети пролезают по «полосе препятствий», а потом уже рассаживаются с мамами в кругу на ковре и играют с пальчиками. «Полоса препятствий» помогает переключиться, сконцентрироваться, перестать бояться.

Катина ученица Лада, попав в наш клуб, где полосы препятствий в заводе не было, быстро справилась и с тем, что дети привыкли к другому преподавателю, и с тем, что многие малыши поначалу боятся брать за руку чужую тётю или незнакомого мальчика и вставать в хоровод: перед пальчиковыми играми она передавала по кругу колокольчик, в который каждый мог позвенеть, а в хоровод уводила «паровозиком» (дети и взрослые берутся за разноцветные кусочки лент, последовательно связанных концами) или «солнышком» (все берутся не за руки, а за цветные ленты, привязанные к обручу). С похожими на игрушки предметы детям поначалу общаться комфортнее, чем с незнакомыми людьми, а когда группа занимается уже пару месяцев, некоторые из «ритуальных предметов» уже достаются только на праздники (непременные персонажи – только колокольчик для переключения и свечка для сказки).

Помогать ли пальчикам?

Это непременно нужно делать, если вы занимаетесь с младенцем, который сам пока не делает произвольных движений пальцами (но тут и игры попроще – с разгибанием-загибанием отдельных пальчиков, с небольшим массажем, с ощупыванием предметов разной формы и фактуры), или если ребенок имеет отклонения в развитии или плохо видит. Если ребенок у вас достаточно большой и здоровый, чтобы по своей инициативе подражать вашим действиям, иногда все же приходится на первом этапе занятий вообще пальчиковыми играми брать его ручки в свои и манипулировать ими (чтобы понял, чего от него хотят). Но есть игры, в которых это технически невозможно сделать – ведь чтобы одновременно обе ручки и десять пальчиков двигались по-разному, направляясь мамой, у этой мамы должно быть своих пальцев двадцать с лишним!

Хорошо принимаются начинающими игры с щекоткой (хотя именно ваш ребенок именно их может пугаться – а «козу рогатую» боится?), вообще с прикосновениями к разным частям тела. Их можно делать, как манипулируя ручками малыша, так и выполняя движения самостоятельно, но прикасаясь к называемым частям тела ребенка. Например, «Дарики-комарики» – игра одновременно несложная, обучающая и яркая: для изображения комариков руки складываются щепотью и описывают круги, при этом издается неизменно вызывающий восторг звук «В-з-з-з-з-з!», а потом поясняется, что комарики «вились-кружились – в щечки (или куда-нибудь еще) вцепились – кусь-кусь-кусь-кусь!» Легкое пощипывание названной части тела при словах «кусь-кусь» тоже нравится большинству детей и смешит их.

Еще важный вопрос: как расположиться маме относительно ребенка, чтобы помочь освоить пальчиковые игры? Когда для игры нужна только одна ручка («Этот пальчик – дедушка», «Сорока»), это не очень важно – хоть сбоку, хоть просунув ручку ребенка через прутья кроватки. Вопрос встает, когда начинают работать обе руки. Мы начинали с того, что мамы сидели на стульях, дети – у них на коленях, спиной к животу. В хорошо оборудованных группах, где для этого занятия все садятся в круг на полу, ребенка можно уютно разместить между ног мамы, как в гнездышке (так как на занятиях маме все равно подойдут исключительно не стесняющие движений брюки или длинные широкие юбки, эта поза проблемы не составит). Освоившись и захотев самостоятельности, дети уже сами могут садиться рядом с мамами или друг с другом. А когда теперь мы играем с сыном вдвоем, мы сидим или стоим друг напротив друга. Во-первых, мы так общаемся, а во-вторых, он уже научился соотносить зрительный образ с мелкими движениями.

Пальчиковые игры как общая разминка

Если бы я привела в этой статье тексты и описания известных игр полностью, это было бы некорректно по отношению к их авторам, которых я не знаю. Но игры, придуманные мной (и одобренные Катей Бурмистровой!) я имею право включать куда угодно. Поразмыслив, я решила, что известные игры, несколько модифицированные мной, тоже можно публиковать.

Мои модификации, как правило, привносят в пальчиковые игры элементы разминочной гимнастики для всего тела. Маленькие дети, которым пока трудно сохранять устойчивость при изменении положения тела, этих элементов просто не замечают, дети побольше начинают выполнять.

Сделано это было с эгоистической целью. Дело в том, что в 11 утра, когда обычно начинаются занятия в группах, у меня бывает спад утренней активности. Чтобы его преодолеть, я и придумала такую хитрость: вроде занимаешься пальчиковыми играми, а сама полностью разминаешься. Главное - не халтурить и тянуться от души. Можно повторить некоторые игры дважды – сначала сидя, а потом в хороводе, то есть стоя.

У такого нововведения обнаружилось еще достоинство: раньше я вообще не могла заниматься зарядкой для себя при детях – они непременно подключались, и процесс прекращался. К примеру, я делаю наклоны – они катают машинки через образующуюся арку, я встаю в «Березку» или в «мостик» – они непременно хотят забраться по мне наверх… тоже, конечно, хорошая игра, но незапланированная. А зарядка-игра со словами вызывает у них одно желание: сделать точно так же. К тому же пользу утренней гимнастики для детей, кажется, никто еще не отменял!

Кстати, любая игра, в которой руки должны куда-то тянуться, в стороны, вверх («Доброе утро, ручки», «Летели две птички») может служить хорошей разминкой, если делать эти простые движения осознанно, по-балетному, ощущая позвоночник. Разминкой для ног могут служить некоторые хороводные игры.

Итак, слегка измененные традиционные игры:

1. «Строим стенку…» (на основе разработок Екатерины Бурмистровой)

1. Строим стенку,
Выше, выше, Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.
2. Добрались уже до крыши! К моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.
3. Чья крыша выше?
Выше, выше, выше! Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)
3. Прорубили мы окошко,
И дверку для кошки,
И дырочку для мышки:
Пи-пи-пи-пи–пи!
Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.


2. «Квасим капусту…» (основу узнали от Лады)

Это что еще за куст? Стоя, руки перед грудью в «замке»
Это что еще за хруст? Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!
- Как же мне без хруста,
Если я – капуста? Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой. В порядке разминки можно в этом положении проверить осанку и прочувствовать каждую мышцу спины
Мы капусту рубим, рубим, «Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Взрослый за время произнесения этой строчки вполне может «порубить капусту» от одного края стола до другого и обратно, расстояние между краями примерно 60 см. Детям достаточно рубить на одном месте.
Мы капусту солим, солим, Обе руки сложены щепотью и «солят». Если вы еще и разминаетесь, можете «посолить» большую поверхность (руки движутся вперед и назад).
Мы капусту мнем, мнем, Сжимаем и разжимаем кулаки
А морковку трем, трем, Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой, это упражнение укрепляет грудь.
Пе-ре-ме-ши-ва-ем! Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.
В бочки плотно набиваем Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти – тоже следите за грудными мышцами, если вы разминаетесь.
И в подвалы составляем. В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.
Эх, вкусная капуста! Выпрямляемся и гладим себя по животу.


Пальчиковые игры расширяют кругозор

Ниже следуют игры, авторство которых целиком принадлежит мне.

1. «Дерево». Эта игра больше гимнастическая, пальчики там делают совсем немного. Ее можно использовать в хороводе, а можно переходить с ее помощью от пальчиковых игр (сидячих) к хороводным (стоячим). Появилась она, когда я пыталась объяснить младшему сыну (в 2,5 года), что за окном деревья качаются, ему очень понравилось повторять движения. Этот текст не рифмованный, поэтому вполне допустим вольный пересказ. Произносим напевно, «с выражением».

Было деревце маленькое. Сидим на стуле или на корточках. Ладонью показываем - какое маленькое.
Стало расти – и выросло. Выпрямляемся, хорошо тянемся вверх.
Выросли ветки, Руки вверх.
На ветках листочки. Пальцы растопыриваем, помахали.
Нет ветра – дерево тихо стоит, не шелохнется. Замерли с поднятыми руками и растопыренными пальцами.
Легкий ветерок подул – листики затрепетали. Вы уже поняли: листки показываем пальцами.
Подул ветер посильнее – ветки закачались. Туда-сюда, туда-сюда. И листики трепещут. Качаем руками из стороны в сторону, движения пальцев-листиков присоединяем по желанию.
Сильный ветер подул – дерево закачалось. Туда-сюда, туда-сюда. Ветки качаются, листики трепещут. Неглубокие наклоны в стороны, движения веток и листиков и слова о них присоединяем по желанию.
Ураган налетел! Дерево наклонилось, ветки качаются, листики трепещут. Наклон в одну сторону.
Стих ураган, выпрямилось дерево. Отдыхает. Выпрямляемся, отдыхаем.
С другой стороны ураган налетел! Дерево наклонилось, ветки качаются, листики трепещут. Наклон в другую сторону.
Стих ураган, выпрямилось дерево. Отдыхает. Выпрямляемся, отдыхаем.
С моря буря налетела! Дуем.
Дерево наклонилось, наклонилось, еще наклонилось… и сломалось! Наклоняемся вперед потихоньку, потом складываемся пополам – сломалось дерево.
Стихла буря. Выросли у дерева новые ветки. Выросли на ветках новые листочки. Вот какое большое выросло дерево! Понемногу выпрямляемся, тянемся вверх, вытягиваем руки, тянемся за ними.
Листиками машет, ветками качает, нам привет посылает. Приветственно машем руками.


2. «Улитка». Нормальная пальчиковая игра с правильными движениями. Правда, она не дает правильных знаний об улитках, но, строго говоря, от пальчиковых игр этого и не требуется.

Улитка-улитка, Отвори калитку, выходи из дома, Будем знакомы! Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки. Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.
Улитка-улитка, Высуни рога, Дам пирога! Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте.
Улитка-улитка, пошли гулять! На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).
- Поползли, поползли, поползли… «Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.
- Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке! (При повторении – до свидания, улитки!) «Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.


3. «Гусеница»

1. Гусеница, гусеница, Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)
2. Бабочкина дочка, «ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки
3. По травинкам ползает, То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»
4. Кушает листочки: И по другой стороне обратно.
5. Ам!
Ам!
Ам!
Ам! Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями. Взрослые в качестве разминки могут «укусить» ладонь крепко, интенсивно отгибая при этом ее пальцы назад.
6. Поела – Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются
7. Спать захотела. … одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко.
8. Проснулась – Постепенно расправляем ладони…
9. Бабочкой обернулась! Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.
10. Полетела, полетела, полетела! Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.


3. «Круговорот воды в природе»

В этой игре присутствует песенка, но у меня нет программы, позволяющей записать ноты. Попробую объяснить словами. В «нотах» запятая – граница доли такта, то есть в данном случае четверти. Если в такте три ноты, не разделенные запятой, то это триоли.

1. Кап-кап, кап-кап, кап-кап – дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап. 2 /4 си | ля, си | ля, си | ля, ми-ми|ми-ми-ми, си|ля, си| ля, си|ля |пауза,
Барабаним пальцами по голове, плечам – как угодно.
2. Буль-буль, буль-буль, буль-буль – ручьи бегут, буль-буль, буль-буль, буль-буль. 2 /4 ля | соль, ля | соль, ля | соль, ре-|ре-ре-ре, ля|соль, ля| соль, ля|соль| пауза,
Бежим или поочередно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам (второе уже требует физической подготовки)
3. Жур-жур, жур-жур, жур-жур – река течет, жур-жур, жур-жур, жур-жур. 2 /4 соль | фа, соль | фа, соль | фа, до-|до-до-до, соль|фа, соль| фа, соль|фа| пауза,
Ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течет по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать.
4. И в море большое-большое-большое впадает… 2 /4 фа | ми ми ми | ми ми ми | ми ми ми |ми-ми-ми|ми| ми|
Разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове “большое” ведем руки обратно, на слове “впадает” – руки прижимаем к груди.
5. А с моря в жару пар поднимается, (это не поется, а рассказывается)
Рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть – встаем, тянемся за руками вверх.
6. К небу летит и в тучки превращается. А из туч дождик идет. (это не поется, а рассказывается)
Тучку изображают сцепленные над головой руки.
7. Кап-кап и т.д. (Опять повторяем песенку, но на этот раз после того, как река в море впадает, переходим к другим играм и занятиям, возможно, связанным с морем. Хотя с Васей игру приходится повторять раз пять подряд…).


Хочу еще добавить: подобные игры (кроме «Улитки») сродни мнемоническим приемам, изложенное в них запоминается очень крепко. Поэтому, если вы станете расширять их арсенал собственными текстами или найденными в книжках, постарайтесь, пожалуйста, не слишком отступать от научной истины! Кто знает, легко ли будет повзрослевшему ребенку переучиваться…

Ну вот и все пока. Желаю вам и вашим детям творческих успехов!
Закрыть