11-03-2006 16:12 ЗАПИСЬ ЧТЫРЕСТА ДВАДЦАТАЯ :: Иттен
Иттен, Йоханнес (Itten, Johannes) (1888-1967) - выдающийся педагог, теоретик дизайна, художник.
Родился под Берном (Швейцария). Окончил учительскую семинарию и Школу изящных искусств в Женеве, естественно-математический факультет Бернского университета. Занимался живописью, вначале самостоятельно, а в 1913-16 годах - в мастерской педагога А. Хельцеля в Штутгарте. В 1916 году его абстрактные картины выставляются в берлинской галерее „Штурм", а в 1919-м их экспонирует на выставке в Вене А. Лоос. В 1916 году Иттен переезжает в Вену и открывает здесь собственную учебную студию живописи. В 1919 году перебирается в Веймар, приняв приглашение В. Гропиуса работать в Баухаузе, где ему поручается художественно-педагогическое руководство школой.
Учитывая пестроту подготовки и слабую выявленность художественной индивидуальности студентов первого набора, Иттен предложил ввести для них шестимесячный пропедевтический (вводный) курс. Первоначальный курс не содержал ни специального учебного материала, ни нового метода обучения - заслуга их разработки на первом этапе деятельности Баухауза полностью принадлежит Иттену. Свой курс он ориентировал на решение трех основных задач: высвобождение творческих сил и раскрытие художественных способностей обучающихся, создание предпосылок для выбора ими будущей специализации, овладение основными принципами формообразования, законами формы и цвета, новым видением окружающего мира.
Увлечение Иттена раннехристианской и восточной философией привело его к убеждению, что научно-технический прогресс, ориентирующий человека вовне, необходимо компенсировать развитием внутренних, духовных качеств, гуманитарного мышления. Эти идеи Иттен успешно реализовал в учебной и воспитательной деятельности, чему в высшей степени способствовало его умение увлекать окружающих, заражать их собственной убежденностью. Вокруг Иттена сложилась большая группа близких ему по духу педагогов и студентов.
Основой курса Иттен считал учение о контрастах, он давал студентам задания на выявление и визуализацию атрибутивных оппозиций типа большое-малое, непрерывное- прерывистое, динамичное-статичное и т. п., при выполнении которых студент должен был двигаться от „чувственного представле-ния к мыслительной объективации", а от нее - к формообразующему синтезу. Композиция и компоновка, ритмика и законы пространства изучались на основе анализа работ мастеров XIV-XVI веков. Большое внимание уделялось упражнениям с различными материалами.
В 1923 году Иттен оставляет Баухауз и уезжает в Цюрих, где занимается художественным творчеством и продолжает изучать восточную философию. В 1926 году он основывает в Берлине Школу Иттена (живопись, графика, фотография и архитектура), издает свои книги "Дневник" и "Очерки контрапункта изобразительного искусства". В 1932 году его частная школа закрывается, и он продолжает свою педагогическую деятельность в Крефельдском текстильном училище. В 1938-м эмигрирует в Голландию и там выполняет заказы для Музея Стеделийк. В том же году вновь выезжает в Цюрих, где избирается директором художественно-промышленных школы и музея; с 1943-го руководит Цюрихским текстильным училищем, а в 1952-55 годах выполняет также обязанности директора Ритберговского музея неевропейского искусства, развитию которого ранее во многом способствовал.
Во второй половине 50-х годов Иттен уходит со всех постов и полностью отдается живописи и подготовке к публикации своих педагогических трудов. В 1961 году вышла в свет книга "Искусство цвета", а в 1963-м - "Мой пропедевтический курс в Баухаузе". В 1964 году на большой персональной выставке в цюрихском Доме искусств была показана ретроспектива всего художественного творчества Иттена, затем выставка демонстрировалась во многих европейских городах. Произведения Иттена хранятся во многих музеях Европы и Америки.

http://www.dizel.kiev.ua/index.php?...atid=110&page=3
Закрыть