Барабанщик Тони Аллен родился в Нигерии, начал играть на барабанах под влиянием своего отца, школьником участвовал в марширующем оркестре, потом – будучи неизлечимым перфекционистом - поменял много разных групп. В середине 60-х он встретился с саксофонистом и певцом Фела Кути, они играли тогда по-американски звучащий джаз.К концу 60-х Фела Кути и Тони Аллен ушли от джаза и разработали свой собственный саунд, который был гибридом джаза и тогдашней танцевальной музыки high life и juju,
в ней активно применялись электрогитары. Словом жужу, которое само по себе переводится как «амулет», «заклинание» или «колдовство», называли длинные барабанные проигрыши в поп-песнях. Эти проигрыши исполнялись на огромных лежащих на
боку деревянных так называемых «говорящих» барабанах. Тони Аллен срастил этот многослойный традиционный бит с американским джазом, потом добавились ритм-н-блюз и фанк. Впрочем, что именно и как он сделал, сказать сложно, но получился у него ненавязчивый, многослойный, в высшей степени расслабленный и очень моторный бит – один из самых оригинальных в 70-х годах.Он практически не
меняется по своему ходу, он соткан вполне однородно, то есть он минималистичен, но слушать его можно бесконечно. Он напевает странно устроенную многоголосую бесконечную мелодию ритма. Этакий эротический танец метронома. Новую музыку назвали словом афробит. Тони Аллен стал музыкальным руководителем оркестра Фела Кути, этот оркестр назывался Africa 70. Афробит присутствует на многочисленных грампластинках Фела Кути - их буквально десятки. Грампластинки, сделанные тем же самым оркестром, но выпущенные под именем Тони Аллена звучат куда более сдержанно и просто. Сольных альбомов Тони Аллена не очень много, всего четыре штуки, вышли они в конце 70-х.
В 1979-м Тони Аллен покинул оркестр Africa 70. Шеф предприятия Фела Кути нанял аж четырёх барабанщиков, чтобы воспроизвести знаменитый афробит своего оркестра – безрезультатно. Афробит ушёл вместе с Тони Алленом. Любит Тони, усмехаясь, рассказывать о нескольких поколениях африканских музыкантов, которые всё не могут прийти в себя от его звука сорока- и тридцатилетней давности, и пытаются скопировать его саунд и его брейки. Но всё напрасно.Тони постоянно возвращается в своих интервью к этому моменту: четыре человека не смогли его заменить. Дескать, он колотит как четыре человека одновременно. Рецензенты уважительно говорят о полиритме и о двух парах рук и двух парах ног.
Неяркому очарованию музыки Тони Аллена в немалой степени способствует и его голос. Этот голос совершенно лишён пафоса, Тони и не поёт вовсе, он ритмично говорит, куплетов и припевов в этой музыке нет. Вставки духовых риффов отмечают проходящее время, никого никуда не торопя. Звуки электрооргана всплывают в голове как кружащаяся на одном месте мысль, еле слышно квакает электрогитара. И бас. И ударные. Новые события появляются как пальмы из-за пустынного горизонта – они выскакивают прямо перед твоим носом, а потом
так же бесследно исчезают в никуда. Колдовство бесконечной музыки, лишённой центра. Демонстрация своего сокровища – гипнотического и невыносимо классного ритма. Это роскошная музыка.
Приветствую Всех!
[Print]
jmot