kino
12-04-2004 17:29 Ведьмочка » 10 лучших фильмов всех времен и народов||Фильм девятый
Фантазм

Phantasm (1979)
Режиссер: Don Coscarelli
В ролях: A. Michael Baldwin, Bill Thornbury, Reggie Bannister


Этот фильм двадцатидвухлетней давности и сейчас смотрится просто великолепно. История начинается с того, что парня по имени Томми (его эпизодическую роль сыграл Билл Кон/ Bill Cone) убивает странная девица, увлекшая его на кладбище. Оказывается, что Томми был близким другом Джоди (Билл Торнбери/ Bill Thornbury) и Реджи (Реджи Бэннистер/ Reggie Bannister). Джоди и его младший брат Майк (А. Майкл Болуин/ A. Michael Baldwin) потеряли родителей и теперь живут одни. Джоди, опасающийся за Майкла, еще не оправившегося от смерти родителей, решает не брать брата на похороны друга. Однако сам пацан думает иначе - он сам приезжает на кладбище. Но после похорон он немного задерживается и становится свидетелем необычной сцены - хозяин похоронного бюро, Верзила (Высокий человек - The Tall Man), которого играет (и будет играть всегда) Ангус Скримм (Angus Scrimm) (эта роль станет вершиной его карьеры), так вот, Верзила вместо того, чтобы опустить гроб с Томми в могилу, поднимает его, ложит обратно в катафалк и уезжает. А самого Майкла начинают преследовать странные коротышки, одетые в рясы монахов-капуцинов.

Проведав об этих странный событиях Майкл начинает выяснять, что же на самом деле происходит в мрачном доме у кладбища, который является одновременно и похоронным бюро Морнингсайд, и кладбищем для захороненных в урнах (за плитками в стенах), и жильем Верзилы. Там он более четко видит маленьких гномов/дварфов, которые являются помощниками зловещего Верзилы, а также встречается с летающими шарами, которые станут фирменным оружием всей серии. После этого жуткого приключения Майкл втягивает в это дело своего брата Джоди и его друга Реджи. Большая часть фильма состоит из исследования Морнингсайда и открытия странных вещей, которые нельзя объяснить логикой. Оказывается Верзила крадет тупы и превращает их в тех самых злобных карликов, что похожи на миниатюрных монахов. Зачем и как он это делает, думаю лучше не говорить - ведь некоторые могли и не видеть фильма.

Самое интересное в этом фильме это то, что он является классической малобюджеткой, но при этом у него полностью отсутствуют минусы, свойственные малобюджетным фильмам. Дон Коскарелии был не только сценаристом и режиссером, но и продюсером, оператором и монтажером. Большая часть команды - это его родственники и друзья, так например его мать была ответственная за дизайн и изготовление костюмов, а также за грим. Однако спецэффекты, которые присутствуют в фильме, и сейчас смотрятся замечательно. Они ничуть не устарели. И актерская игра тут тоже совсем не похожа на малобюджетное кривляние.

Про плюсы фильма говорить можно долго. Это и актерская игра, и спецэффекты. Сюда же можно отнести и великолепный сценарий фильма, который потихоньку приоткрывает завесу тайны и не дает зрителю скучать. Тут же и операторская работа, выполняющая свою задачу - передать идею автора. Ну и самое главное - дизайн фильма, который просто великолепен. Похоронный дом прекрасен - именно так и должено выглядеть логово Зла. А про многочисленные съемки кладбищ, надгробных камней, темной дороги и так далее и говорить нечего - все это сделано мастерски. И самое главное - в чем и заключается смысл и вся красота фильма - это атмосфера. Мне кажется, что еще нигде и никому не удавалось создать настолько атмосферичный темный и мрачный фильм. Такой плотности ощущений я еще не встречал - фильм просто затягивает, и делает это не сюжет, а именно ощущение тайны, опасности и страха, которые сгущаются и становятся практически ощутимыми голыми руками. И спецэффекты используются к месту и никогда не становятся самоцелью (как это теперь часто бывает).

Некоторым фильм может не понравится из-за того, что он вроде как непонятный. Он, правда, довольно сюрреалистичный. Проявляется это скорее не в отдельных сценах, но в общем сюжете, вернее в связи между его Частями. Однако на мой взгляд это придает особую прелесть фильму, добавляет ему необычности и своеобразного интереса. Тем более, что сделанная эта сюрреалистичность довольно мастерски. С конце концов, ведь там нету границы между реальностью и бредом. А сюрреализм только усиливает атмосферу страха.

Фантазм - это великолепный фильм, который каждый поклонник ужасов просто обязан посмотреть. Это бессмертный шедевр, которому я без мгновения сомнения ставлю пятерку. Если вы его не видели - то не ленитесь, найдите его и не пожалеете!

Особое мнение:

"Первая часть "Фантазма" мне, безусловно, понравилась. Нельзя сказать, что я был от неё в воссторге, но всё таки фильм добротный и, что немаловажно, весьма атмосферичный. Смотрел я его очень давно, ещё до борьбы с пиратством, когда по полулегальным каналам вдруг могли показать тот или иной шедевр. Самое интересное, что до просмотра этого фильма я вообще не знал о его культовости среди поклонников хорроров и поэтому, как я считаю, смог весьма объективно его оценить. Сама эпоха, в которой снят фильм, вызывает глубочайшее уважение - в конце 70-х - начале 80-х появились такие шедевры , как "Хэллоуин", "Пятница,13-е" и , наконец,"Фантазм". Все они впоследствии стали сериалами, благодаря бесчисленным сиквелам и обрели статус "культовых" хорроров. "Фантазм" отличается от первых двух фильмов своей сюрреалистичностью - в некоторых фрагментах фильма я, признаться , ощущал даже некоторый перебор. В любом случае, первая часть "Фантазма" гениальна - фильм не является подражанием чему либо и режиссёр Дон Каскарелли развивает свою историю очень захватывающе и динамично. К сожалению, я так и не смог найти этого фильма на кассете и посмотреть его ещё раз, чтобы более углублённо вникнуть в его суть. Для просмотра этого фильма я рекомендовал бы создать подходящую атмосферу, а именно - дождаться темноты и посмотреть его в одиночестве в пустой комнате. Тогда удовольствие вам гарантировано!"

Источник
Закрыть