Дневник графа Ватье Рио или записки отца Максвелла
граф Ватье Рио
дневник заведен 30-12-2003
постоянные читатели [13]
Ard Royber, EXotiCA, IronFist, Menschenfresserei, mermaid, Raymond Saint, Remnanta, spiderLISENA, Букля_, ПАРАД УРОДОВ, Скромняга-2, Циничная тварь, Щепка
закладки:
цитатник:
дневник:
интересы [8]
[1] 03-06-2010 17:46
1..

[Print]
Циничная тварь
[2] 06-09-2006 15:31
)..

[Print]
граф Ватье Рио
[1] 25-05-2006 16:02
)

[Print]
Remnanta
[2] 11-04-2006 14:08
)..

[Print]
граф Ватье Рио
27-11-2004 13:46
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РИТУАЛЬНОГО (КУЛЬТОВОГО) ХАРАКТЕРА ТЕЛЕСНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ НА ТРУПЕ

Бюро судебно-медицинской экспертизы (нач. — доц. В. Н. Проскурин) Комитета по здравоохранению Администрации Иркутской области: Восточно-Сибирская транспортная прокуратура (прокурор – В.Н. Андриянов). Иркутской области; Восточно-Сибирская транспортная прокуратура (прокурор — В. Н. Андриянов). Иркутск



В последние годы церковь стала играть более заметную роль в жизни нашего общества, причем священнослужители нередко оказываются вовле­ченными в сферу уголовного судопроизводства (7). Отмечены широкое распространение суеверий и появление различных сект и организаций, ри­туалы которых носят криминальный характер. От­сутствие достоверных сведений о деятельности ре­лигиозных групп, тайно отправляющих свои куль­товые обряды, порождает многочисленные слухи, дезориентирует правоохранительные органы. Так, в Алма-Атинской области в конце 70-х годов бы­ли обнаружены 2 женских трупа с отрезанными икроножными мышцами и молочными железами. Обе потерпевшие входили в секту баптистов, счи­тавшуюся идеологически вредной, поэтому след­ствие отрабатывало версию о существовании об­ряда человеческих жертвоприношений в этой сек­те. Только спустя длительное время установили преступника — каннибала Н. Джумагалиева, на счету которого уже имелось 7 жертв, включая и этих 2 женщин |5].

История культовых человеческих жертвопри­ношений исчисляется тысячелетиями (2). Этно­графические источники свидетельствуют о том, что. например, в XIX веке в Архангельской, Яро­славской и Минской губерниях при эпидемиях холеры людей приносили в жертву водяному. В ряде российских регионов суеверные крестьяне убивали первого встречного человека, который попадался им при обряде ``опахивания``, проводи­мом для прекращения массового падежа скота[8].

Религиозная нетерпимость и невежество при­вели к появлению измышлений о том, что евреям для богослужения иногда требуется кровь христи­ан, и чтобы получить ее, евреи похищают и убива­ют детей |3). Важнейшую роль в установлении ис­тины по такого рода делам играли судебные меди­ки. Так, в 1883 г. в Австро-Венгрии состоялся су­дебный процесс, на котором членов еврейской общины венгерской деревни Тисаэслар обвиняли в ритуальном умерщвлении христианской девуш­ки. В качестве эксперта выступал директор Ин­ститута судебной медицины в Вене Эдуард фон Гофман. Его доказательное заключение развенча­ло версию о ритуальном убийстве, и все подсуди­мые были оправданы [11].

В России наиболее известен ``процесс Бейлиса``, завершившийся в 1913 г. Киевского еврея Бейлиса обвиняли в совершении ритуального убийства подростка А. Ющинского, труп которого обнаружили в марте 1911 г. Повторную судебно-медицинскую экспертизу проводили сотрудники Киевского университета проф. Н. А. Оболонский и прозектор Н. Н. Труфанов. Поддавшись влия­нию следствия, они отметили в экспертном за­ключении ряд повреждений на теле потерпевше­го, указав, что ``именно из этих ранений можно было удобнее всего собирать кровь, если из тела Ющинского кровь действительно была собираема`` [1].Однако следствие не располагало никакими доказательствами, что кровь из ран потерпевшего кто-то собирал. После смерти проф. Н. А. Оболонского в суд для подачи заключения пригласи­ли петербургского профессора Д. П. Косоротова. Он категорично заявил, что все повреждения на теле Юшинского носят прижизненный характер, а места ран располагаются вблизи магистральных кровеносных сосудов. С критикой версии ``риту­альных повреждений`` выступили на процессе вид­ные судебные медики и психиатры Е. В. Павлов, А. А. Кадьян, А. И. Карпинский, В. М. Бехтерев. Их экспертным заключениям принадлежит опре­деляющая роль, обусловившая вынесение присяж­ными заседателями оправдательного вердикта Бейлису [10]. Этот процесс наглядно показал, что дале­ко не каждый авторитет судебной медицины может сохранять объективность и беспристрастность.

В настоящее время в России усилилось увлече­ние определенной части населения оккультными науками, паранормальными явлениями. Этот ин­терес нередко объясняется наличием патологиче­ских отклонений в психике людей. Возрождаю­щиеся ритуалы магии, издание обширной ок­культной литературы, возникновение групп, куль­тивирующих тайные обряды, — все это вновь уве­личивает объем работы судебных медиков и кри­миналистов. Широкую известность, например, получило убийство на празднике Пасхи в 1993 г. трех священнослужителей в монастыре Оптиной Пустыни Калужской области. Все потерпевшие были убиты ударами колющих предметов в спину. На месте происшествия были оставлены кинжал и финский нож, на клинке которого было выграви­ровано число ``666`` — мистический знак сатаны. Вскоре был задержан Н. Аверин, заявивший, что совершил преступление под влиянием сатаны. Выяснилось, что Аверин давно страдает психиче­ским заболеванием, увлекается магическими ри­туалами и соответствующей литературой [6, 9].

``Московская церковь Сатаны`` сейчас насчиты­вает сотни последователей, имеет свой храм в сто­лице и свою газету (41. И хотя культ сатаны, до­шедший до наших дней из средневековья, непре­менно требует человеческих жертвоприношений, правоохранительные органы оставляют без долж­ного внимания наличие таких религиозных орга­низаций. Мы вполне допускаем, что характерные телесные повреждения в ряде случаев, обнаружи­ваемые на трупах людей, — результат отправления тайных культовых обрядов сатанистов и им по­добных. Во всяком случае в зарубежной печати (США, Израиль, Франция, Румыния) есть публи­кации о судебных процессах над сатанистами, приносившими человеческие жертвы.

Ни в одном из многочисленных проанализированных нам литературных источников по судеб­ной медицине, судебной психиатрии и кримина­листике нет рекомендаций по экспертному опре­делению ритуального (культового) характера на­несения телесных повреждений при экспертизе трупа. Это объясняется отсутствием эмпириче­ской базы данных, необычностью исследуемой ситуации, деликатностью затронутого вопроса. Полагаем, что подобные убийства, совершенные одиночками, страдающими психическими заболе­ваниями, не могут рассматриваться как культо­вые, так как каждый из таких людей действует, руководствуясь своими индивидуальными бредо­выми представлениями. Если же убийства совер­шаются членами секты (например, сатанистами), то имеются все основания относить такие деяния к ритуальным убийствам. Однако и в этом случае судебно-медицинский эксперт, исследующий труп, не имеет права категорически утверждать, что телесные повреждения нанесены по ритуаль­ным мотивам. Только совокупная оценка всех ма­териалов уголовного дела может дать основание для вывода о том, что телесные повреждения носят ритуальный характер.

Л И Т Е Р А Т У Р А

Винберг Л. Н. Черное досье экспертов-фальсификаторов. М.. 1990.-С 114.

Геккертон Ч. У. Тайные общества всех и всех стран.М.. 1995.

Даль В. И. Записи о ритуальных убийствах. - СПб.. 1914

Долгополова С. Малаш Л. // Мегаполис-Экспресс. - 1996 -№46.С. 12-13.

Дубягин Ю. П. Как не пропасть без вести. - СПб.. 1996 С. 230-235.

Клименко Т. // Записки криминалистов. — М.. 1994. Bыn. 3 –С 165-169.

Королев Г.// Рос. юстиция. - 1995. - № 2. - С. 29-30.

Левенстрим А. А. // Журн. министерства юстиции. - 1897. - № I. С. 161-170.

Лукьянченко П. // Аргументы и факты. - 1995. - № 16. -С. 6.

Тагер А. С. Царская Россия и дело Бейлиса. Исследование по неопубликованным данным, архивным документам — М., 1933. - С. 109.

Торвальд Ю. Сто лет криминалистики. — М.. 1974 С. 138-137.

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть