Journals.ru » Koveras » ........
Koveras
Итак, основываясь на присущем всему человеческому дуализме (т.е. стремлению делить все на две части-полюса), можно проследить очень много понятий, объединенных в пары: добро и зло, порядок и хаос, депрессия и эйфория, хорошо и плохо, куда и откуда. Это прелюдия.

Теперь, если мы рассмотрим другой принцип мышления - т.н. причинно-следственную связь, мы увидим, что и здесь имеет место (как бы) противопоставление, как-то: причина и следствие.

Вопрос "почему" тесно связан с понятием причинности - он выражает желание узнать, какие причины привели к тому или иному положению вещей. Таким образом, задавая его сейчас, мы интересуемся прошедшим (то бишь, чем-то определенным).

Вопрос "зачем" подразумевается как антипод "почему". Задавая его, мы желаем знать, к каким следствиям приведут производимые нами действия. Таким образом, мы интересуемся будущим. Причем крайне редко вопрос "зачем" задается без желания это самое будущее изменить, ибо подразумевается, что будущее не определено.

Теперь, собственно, противоречие: если мы подразумеваем, что будущее не определено (или мы просто не в состоянии рассчитать все причины, влияющие на него в данный момент), то вопрос "зачем" заранее не имеет ответа. А что есть вопрос без ответа? Сотрясание воздуха.

С другой стороны, если мы подразумеваем, что ответ все же есть, причем всегда, это значит, что будущее уже предопределено. А сам ответ звучит так: "Затем, что так будет, ибо предопределено". А что есть вопрос, на который существует только один ответ? Правильно, риторический вопрос. Диалектика.

Таким образом, неся в себе глубое внутренние противоречие, вопрос "зачем" может спокойно продолжать свой путь на Малую Спасскую.

[ Мои ]

URL