Journals.ru » Koveras » ........
Андрей Кураев
Разновидности атеизма
Есть атеизм, рядом с которым можно только уважительно молчать. Это атеизм от горя: когда человек испил столько бед в своей жизни, включая потерю детей, что на этом зиждется его неверие в небесную милость. Бросаться к нему с теологическими аргументами – это глупо. Здесь нужно только человеческое сострадание, понимание его боли и его правды.

Есть атеизм интеллектуальный, честный – его зовут агностицизм: "Этого в моём опыте нет – и посему об этом я молчу". Если человек при этом чётко понимает границы своего незнания, понимает, что если чего-то нет в его опыте – не значит, что этого нет в опыте другого человека, то вот это – идеальная позиция для диалога. Для обмена опытами.

Есть атеизм, который является частью христианского опыта: атеизм экзистенциалистского толка типа Сартра, Камю. Опыт некой пустоты под ногами. Как Борис Гребенщиков однажды это выразил: "Ты чувствуешь сквозняк оттого, что это место свободно?" Такого рода переживания могут быть и в опыте христианина. Это опыт Великой Субботы – когда Христос во гробе. Теология смерти Бога... Ощущение заброшенности и богооставленности посещает и христиан.

А есть атеизм пошлый. Это тот атеизм, о котором Иосиф Бродский сказал: "Есть мистика. Есть вера. Есть Господь. Есть разница меж них. И есть единство. Одним вредит, других спасает плоть. Неверье – слепота, но чаще – свинство". К сожалению, это весьма массовый вариант: атеизм как свинство. Когда человек просто не хочет ставить под знак вопроса те мелкие и более чем плотские радости и мелкие свинячества, в которых привык жить.

[ Определения ]

URL