Journals.ru » Еще одна Кошка » ........
Svetlanchik
Читать лекцию - как?
Ярослав Тимофеев - моя большая любовь в лекциях перед исполнением произведений в филармонии. Случайно один телеграмм-канал поделился ссылкой на трансляцию интенсива от союза композиторов, где Ярослав делился опытом ведения и построения рассказа, а потом было практическое занятие, в котором слушатели коротко выступали на заданную тему и получали комментарий лектора.
Мне очень понравилось, что Ярослав не боится конкуренции и делится опытом. Это ценно. Замечания были точные и по существу, внимание было уделено каждому, не было такого комментария типа, да у вас все хорошо, даже придраться не к чему. Все предельно корректно, спокойно, с аргументами. Я для себя тоже отмечала минусы, часто они совпадали.

Что я для себя вынесла из этого мастер-класса. Во-первых, очень важны интонация, темп и тембр голоса. Может, это довольно банально и очевидно, но в том числе от этого зависит, вернётся ли человек в зал, даже не от идеального содержания. Проверено лично, я хожу на тщательно отобранных лекторов. Во-вторых, лучше недо, чем пере. Пусть что-то не сказать, чем перегрузить. В-третьих, время, сюда же подбор слов, художественных приемов. В-четвёртых, оставлять зрителю какие-то зацепки и возможные шероховатости, чтобы не было ощущения чтения по бумажке. Было ещё много любопытного, которое кажется простым и понятным, но на практике не так просто, требует навыка и опыта.

Наверное, для меня было открытием, на сколько нужно чувствовать речь, знать язык, даже, возможно, больше фактов, которые стоит рассказать. Потому что факты можно прочесть в интернете, а то, как ты подаёшь их, как передаешь эти факты, как подводишь слушателя к музыке много значит. Плюс на слух информация воспринимается хуже, сложнее, поэтому важна подача.

Сейчас пишу и понимаю, что по факту как раз хожу слушать Ярослава именно из-за подачи материала. И ещё раз убедилась, что во мне есть вот эта чуйка языка и многократного перечитывания, чтобы добиться точной фразы. Я множество раз перечитывала курсовые и дипломную работы, каждый отчёт на работе корректирую до максимальной причесанности. На это уходит время, но мой какой-то своеобразный перфекционизм не даёт просто напечатать текст и отправить отправить отчёт сразу же. Я выверяю слова, меняю формы, где-то упрощаю, ставлю правильный порядок слов, смотрю, чтобы в строке нормально смотрелось. Да, вот такой я задрот))) какой-то внутренний корректор. При этом я чётко понимаю, что делаю это для себя, на работе в отчёте вряд ли кто-то это оценит, будет рассматривать с этого угла мой текст. Наверное, только здесь я особо не запариваюсь, читаю один раз, исправляю опечатки и публикую. Поэтому мне было близко, когда Ярослав отмечал, что вот так не стоит употреблять, вот здесь другое слово лучше подобрать, объяснял свою мысль. Я, может, не всегда могу это словесно объяснить, потому что чаще интуитивно это нахожу.

Я не одна такая повёрнутая, как оказалось)) не зря коллеги периодически говорят, что даже странно меня видеть в бухгалтерии, а не на другой работе. Иногда я тоже так начинаю думать, надо признать, но далеко не уверена, что хотела бы менять.

Ещё этот интенсив снова и снова возвращает меня к мысли, что у нас нигде в системе образования не учат публичным выступлениям. По крайней мере у меня этого точно не было, у сестры тоже, может, сейчас изменилась ситуация, но я пока не вижу этого. Никто не учил читать стихи с выражением, никто не учил выступать с докладами и рефератами. Написал, оттарабанил, получил оценку и всё. Доклад ведь по существу оценивали, а не по презентации. Только, как показывает практика жизни, эта самая презентация часто сильно впереди смысла доклада. Если плохо говоришь или тупо читаешь под нос по бумажке, никто не будет слушать даже что-то невероятно важное.

Не знаю, откуда это взялось, но проблем с выступлениями у меня не было. Возможно, этому помог кружок танцев, я не боялась сцены. И сама опытным путем я поняла, что лучше рассказывать, а не утыкаться в текст, что желательно без эканья и аканья между словами (хоть не всегда и выходит, надо признать), что мне важно знать на 100% свой материал, а не плавать в нем, что важно говорить уверенно и спокойно. Меня никто этому не учил, и, возможно, я бы дошла до всего быстрее, если бы получила какие-то знания заранее.

В общем, классно было послушать очень уважаемого мной спикера, подключиться мысленно к разговору, подумать о себе и своих плюсах и минусах.
URL