OldBoy
23:41 02-11-2005 Авангард или нет?
http://www.journals.ru/journals_comments.php?id=1509032

Эпоху вырвало чернухой
И рвота – это модный стиль
Ты постмодерн такой понюхай
Он как заблёванная пыль.


Когда в погоне за абсолютной свободой самовыражения художник выставляет в музее под стеклянным колпаком шкатулку с собственными фекалиями, то это ещё не столь острый эпатаж публики, как демонстрация в одном из музеев Австралии статуэтки Христа, заключённой в презерватив, вызвавшей большой общественный скандал.

Почему защитники такого вот "искусства" всякий раз ссылаются на его близость к авангарду?
Выставить своё говно на обозрение широкой публике - это не смешно.
Надо было говно спичками истыкать, получился бы симпатичный такой ёжик.
Христос в презервативе – это что-то новое. Но лепить статуэтки из говна – это уже не оригинально. Чтобы заслужить похвалу тонких ценителей и настоящих эстетов такого вот "искусства" статуэтки было бы неплохо вылепить из собственных козюлек. Они получатся такие серо-зелёненькие.
Отныне значимость приобретает не само произведение, действующее на возмущённого зрителя подобно красной тряпке на испанского быка, а последующие за произведением комментарии.

А вот мне всегда было интересно где грань, отличающая настоящее искусство, от такого рода эпатажей?
Комментарии:
Rajana Mort
23:49 02-11-2005
ага... *грустно вздыхает*... часто думаю об этом... -_-
И М ака Фридрихъ
23:51 02-11-2005
мне тоже интересно!
Старк
23:55 02-11-2005
Там, где кончается всякое творчество и идет элементарная "ловля" людей на инстинкты, либо просто на кричащие противоречия или желание отвернуться - там кончается авангард и начинается голый эпатаж.
Bladewalker
00:01 03-11-2005
на мой взгляд, искусство то, что ценится и через поколения. в текущий момент грань провести действительно невозможно.

а вообще, аксиология - штука неблагодарная (с)
И М ака Фридрихъ
00:02 03-11-2005
Bladewalker
Старк
00:04 03-11-2005
Bladewalker, гносеология - еще более неблагодарная. А именно она тут отвечает за грань...
OldBoy
00:34 03-11-2005
Bladewalker,

Согласен с тобой.
Грань действительно провести сложно.
В качестве критерия проверки ценности того или иного произведения, ты выдвигаеешь время, смену поколений. Что отчасти верно.
Но дело в том что вкусы постоянно меняются. Однако не исключено, что произведение, которое не оценили сегодня, со временем может возыметь художественную значимость как раз таки из-за изменения вкусов публики. Но верно и обратное. То, чем сегодня восхищаются, завтра запросто может быть превращено в хлам и забыто. Возможно всё дело в моде. Ведь авангардное искусство это сейчас модно. Поэтому и подделок под авангард нынче до кучи.
Bladewalker
00:43 03-11-2005
OldBoy понимаешь, в чем дело... дело в самом термине "авангард". авангард обязан по определению предугадывать будущее. это что-то, что создается с прицелом на будущее, идет на шаг вперед. и если т . н. "авангард" в этом компоненте пролетает мимо кассы, то это уже не авангард.
OldBoy
01:25 03-11-2005
Bladewalker,

Я, конечно, понимаю значение самого термина "авангард", с французского переводится как "вперёди идущий", но мне всегда казалось, что аванград ориентирует не на будущее, как и должно быть по определению, а выдаёт резкую критику настоящего, рвёт стандарты, образцовые каноны и культурные традиции, провозглашая таким образом деструкцию, анархию, разрушение нынешних идеалов, по сути ничего не предлагая в замен. Авангард просто фиксирует динамику изменяющегося мира. Возможно отсюда и идёт провокация зрителя посредством всяких абстрактных импровизаций. Как мне кажется авангард идёт не с прицелом на будущее, а просто демонстрирует настоящее под радикально новым углом зрения.
И М ака Фридрихъ
01:45 03-11-2005
OldBoy

в таком случае авангард по сути своей не может быть искуством, так как не войдет в историю - из-за своей специфичности.
И М ака Фридрихъ
01:46 03-11-2005
это если согласиться с твоим высказыванием, и критерием истории
Bladewalker
01:50 03-11-2005
OldBoy твоя ошибка - это ошибка, свойственная большинству не только обывателей, но и критиков, и самих авторов. со временем произошло извращение понятия "авангард", от того авангарда, каким он был в начале и каким он должен быть по определению, до того, что мы имеем сегодня. как результат - полное смешение действительно авангарда с псевдоавангардистским эпатажем. т. н. "борьба за чистоту понятия" далеко не всегда есть "зло, сужающее поле творчества". если же мы вернемся к первоначальному смыслу, то критерии для оценки будут явственно видны.

в случае, если хочется как-то охарактеризовать то, что выдаёт резкую критику настоящего, рвёт стандарты, образцовые каноны и культурные традиции, провозглашая таким образом деструкцию, анархию, разрушение нынешних идеалов, по сути ничего не предлагая в замен, то по-моему здесь самое разумное придумать какой-то новый термин. и соответственно ему попытаться определить новые рамки, как в отношении степени критицизма действительности, так и художественной ценности. но то, что подобное творчество в большинстве случаев не принадлежит к истинному авангарду, несомненно.
И М ака Фридрихъ
01:53 03-11-2005
короче, дело как всегда в определениях. автор поста имел ввиду одно, а комментаторы каждый понял свое.
OldBoy
00:00 05-11-2005
Bladewalker,
//со временем произошло извращение понятия "авангард", от того авангарда, каким он был в начале и каким он должен быть по определению, до того, что мы имеем сегодня.//
Так происходит всегда. Внутри самого течения со временем появляются какие-то новые трактовки, новые школы, новые направления. Это явно заметно и в сфере философии, и в религии. Это также касается направлений в искусстве. Но говорить о том, в авангарде зародилось и развивается новое направление было бы, имхо, неправильным. Голый эпатаж и провокация публики ничего общего с авангардом не имеет. Не является это также альтернативой авангарду. Аванград тяготеет к элитарности, поскольку авангард признаёт и поддерживает узкая группа лиц, но с другой стороны у авангарда есть элемент массовости, погоня за новизной и модой. А это даёт возможность пихнуть под маской авангарда подобного рода "творчество". Я себя не отношу ни к сторонникам чистого авангарда, ни к его противникам.

//разумное придумать какой-то новый термин. и соответственно ему попытаться определить новые рамки...//
Если возникает соблазн придумать новый термин, то я всегда почему-то вспоминаю принцип Оккама.

Инакомыслящая,
//в таком случае авангард по сути своей не может быть искуством, так как не войдет в историю - из-за своей специфичности.//
Специфичность авангарда не в том, чтобы войти в аналлы истории, а в том, чтобы восставать против уходящей моды и умирать, когда появляется другая мода. Вследствие влияния моды авангард обречён завоёвывать ту популярность, которую сам же презирает. И в этом начало его конца.
И М ака Фридрихъ
00:19 05-11-2005
OldBoy Специфичность авангарда не в том, чтобы войти в аналлы истории, а в том, чтобы восставать против уходящей моды и умирать, когда появляется другая мода.
я не говорила, что его специфичность - в эфемерности, а что специфика авангарда которую ты хорошо расписал приводит у некой недолговечности на глобальном историческом уровне.
OldBoy
00:23 05-11-2005
Инакомыслящая,

Ну, дык, ничто не вечно под луной.
Мир, однако, переменчив.
Конечно, говорят о вечных ценностях в рамках культуры и искусства.
Но вопрос в том, а есть ли они вообще?
Время не властно только над пирамидами.
Камни не стареют, а вот люди, цивилизации, культура...
всё это умирает, возрождается и снова умирает.
И М ака Фридрихъ
00:26 05-11-2005
мдя